УИД № 57RS0022-01-2021-003161-36 Производство № 2-1859/2021
Решение
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при секретаре судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Заводского района г. Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла (далее – МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла), Управлению образования администрации г. Орла о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в рамках проверки МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла, проведенной прокуратурой на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении объекта образования, было установлено, что существующая система охраны проверяемого объекта лишь частично позволяет обеспечить его безопасность. Согласно паспорту безопасности объекта, в котором располагается МБДОУ «Детский сад № 2» г. Орла, присвоена 3 категория опасности.
Так, в ходе проверки установлено, что учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Кроме этого, объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями, а также не оборудован отдельным помещением для охраны.
Ссылаясь на то, что имеющиеся недостатки не позволяют в полном объеме обеспечить безопасность объекта, что противоречит нормам законодательства о террористической защищенности, прокурор просил суд:
обязать администрацию г. Орла в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий), оснащения стационарными или ручными металлоискателями и оборудования помещения для охраны МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла;
обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла;
обязать МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
обязать МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств обрадовать учреждение стационарными или ручными металлоискателями, а также обрадовать первый этаж объекта помещением для охраны.
Аналогичный по содержанию и требованиям иск был заявлен прокурором Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла (далее – МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла).
Судом, в порядке части 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указанные выше дела были соединены в одно производство.
Определением суда в соответствии со статьей 42 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Финансово-экономическое управление администрации г. Орла.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Химичева О.В. заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в исковых заявлениях, не поддерживая требования в части обязания выделить денежные средства и оборудовать учреждения стационарными или ручными металлоискателями, ввиду наличия у образовательных учреждений – ответчиков таких металлоискателей.
Представитель администрации г. Орла и третьего лица Финансово-экономического управления администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись на то, что потребность администрации в дополнительных бюджетных ассигнованиях для охраны зданий и сооружений составляет 198 млн. рублей. Бюджет г. Орла является несбалансированным, дефицит бюджета составляет 1 млрд. рублей, денежные средства на охрану детских садов в настоящее время отсутствуют. Кроме того, представитель ответчика полагала, что в настоящее время нарушения прав неопределенного круга лиц не имеется.
Представитель управления образования г. Орла Пугачев С.А. в суде заявленные требования не признал, указав, что в настоящее время переоборудовать помещения детских садов нет возможности, в связи со спецификой учреждений, а также в связи с отсутствием технической возможности выделения помещения для охраны. Кроме того, представитель пояснил, что в заявленный прокурором срок детским садам невозможно заключить договоры об охране, так как для этого требуется значительно больше времени.
Представители ответчиков МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о его времени и месте, в связи с чем суд считает возможным разрешить спор в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункту «а» части 4 статьи 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктом 7 части 1 статьи 2 определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму, Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия:
обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»);
оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт «в»).
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.,
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, располагающихся на территории Заводского района г. Орла, включая МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла.
Указанные учреждения, как это следует из паспортов безопасности объектов, относятся в соответствии с Требованиями к объектам (территориям) третьей категории опасности.
В ходе проверки было установлено и это не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) выполнены ответчиками не в полном объеме, в частности: объекты не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также не оснащены надлежащим образом оборудованным помещением для охраны объекта.
Из Уставов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла, утвержденных приказами начальника Управления образования администрации г. Орла, следует, что образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, учредителем которых является муниципальное образование «Город Орел».
Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице Управления образования администрации г. Орла.
Собственником имущества учреждений является муниципальное образование «Город Орел», а полномочия собственника, в отношении закрепленного за учреждениями муниципального имущества, осуществляет администрация г. Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла.
Образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств, за счет которых могут реализовываться профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, в то время как распорядителем средств выступает администрация г. Орла, в обязанность которой, как субъекта противодействия терроризму, входит обеспечение финансирования таких мероприятий (пункт 32 Требований).
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что здания детских садов находятся в фактическом владении и пользовании образовательного учреждения, на которые возложена обязанность использовать их в соответствии с действующим законодательством. Обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию г. Орла, осуществляющую полномочия собственника - муниципального образования «Город Орел», а обязанность по проведению работ на соответствующее образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления.
Не может быть принят во внимание довод стороны ответчика, администрации г. Орла, об отсутствии, в настоящее время, достаточного финансирования, так как отсутствие финансирования не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательному учреждению охраны объекта в целях его террористической защищенности и неисполнения требований действующего законодательства в области защиты от терроризма.
Вместе с тем, судом принимается во внимание, что полномочия ответчиков по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий.
Учитывая необходимость для образовательных учреждений – ответчиков – проведения работ по проектированию, согласованию, составлению смет и выполнению работ по оборудованию помещений для охраны, а также, после оборудования указанных помещений – заключения договоров об охране потребует значительных временных затрат, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить в части и обязать администрацию г. Орла в срок до 01.06.2022 выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий), а также оборудования надлежащим образом помещения для охраны объекта (территорий) - МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла, а также обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить их МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла, а последних в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны и заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Вышеприведенный срок для исполнения решения суд считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, что предусмотрено положениями статей 203, 434 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла в срок до 01 июня 2022 года выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий), а также оборудования надлежащим образом помещения для охраны объекта (территорий) - муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла и муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла.
Обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла и муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 82 комбинированного вида г. Орла в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла в течение шести месяцев со дня поступления денежных средств заключить муниципальные контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2021 г.
Судья В.С. Агибалов