05 марта 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Шулико О.Г., Кривцова А.С.
секретарь Богданов Л.Ю.
по докладу судьи Казакова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шупляк Валентины Юрьевны к Государственному казенному учреждению Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» об обжаловании решения,
по апелляционной жалобе представителя Шупляк Валентины Юрьевны по доверенности Шупляк В.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи, выслушав явившиеся стороны и их представителей, судебная коллегия
установила:
Шупляк В.Ю. обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» об обжаловании решения.
В обоснование требований указала, что с 1994 года Шупляк В.Ю. являлась работником ОАО «Железные дороги» на станции Краснодар-1. 20.03.2018 г. Шупляк В.Ю. уволена по сокращению численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. 27.03.2018 г. истец обратилась в «Центр занятости населения города Краснодара» с заявлением о постановке на учет в качестве безработного гражданина, приложив необходимые документы. Приказом руководителя «Центр занятости населения города Краснодара» от 06.04.2018г. Шупляк В.Ю. признана безработным гражданином.
В период времени с марта 2018 года по август 2018 года согласно предписанию службы занятости административный истец являлась в службу занятости для поиска подходящей работы и получения направления на работу, в соответствии со ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». За указанный период ей выдано одно направление на работу вакансия <...> по профессии диспетчер автомобильного транспорта, работодатель ООО «<...>». <...> при посещении данного работодателя Шупляк В.Ю. отказано в приеме на работу в связи с несоответствием профессиональным качествам (недостаточное владения компьютерной техникой). По предложению службы занятости административный истец посещала ярмарку вакансий, проходившей 21.06.2018 г., проводимой Государственным казенным учреждением Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара», предложений рабочих мест по профессии не было. Иных предложений за указанный период от службы занятости не поступало.
02.08.2018 г. Шупляк подано заявление в Центр занятости населения города Краснодара о выдаче направления в Краснодарское краевое отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке пункта 2 статьи 32 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» о досрочном назначении страховой пенсии.
09.08.2018 г. на заседании комиссии по урегулированию споров и рассмотрению жалоб получателей государственных услуг «Центра занятости населения города Краснодара» Шупляк В.Ю. отказано в выдаче направления в Краснодарское краевое отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о досрочном назначении пенсии.
Согласно выписке из протокола заседании № 30 от 09.08.2018г. комиссия приняла решение продолжить содействие в трудоустройстве и подготовить письменный ответ на заявление. Письменный ответ на заявление по настоящее время не получен, мотивы отказа неизвестны.
Считает отказ административного ответчика незаконным, не соответствующим положениям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы административного истца.
Истец просила признать решение Комиссии ГКУ «Центр занятости населения города Краснодара» от 09.08.2018 года об отказе в выдаче направления о досрочном назначении страховой пенсии по возрасту Шупляк В.Ю. незаконным, обязать Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» выдать административному истцу направление о досрочном назначении страховой пенсии по возрасту в соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в Краснодарское краевое отделение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 27 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Шупляк В.Ю. по доверенности Шупляк В.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу руководитель ГКУ КК ЦЗН города Краснодара Прошунин И.Н. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда Шупляк В.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ. О причинах неявки суду не сообщила. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Шупляк В.Ю. по доверенности Шупляк В.А., поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, представителя ГКУ КК ЦЗН города Краснодара по доверенности Муравьева О.В., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шупляк В.Ю. имеет образование общее среднее, опыт работы по следующим должностям: таксировщик, оператор по обработке перевозочных документов, оформитель готовой продукции, сборщик электроизмерительных приборов, санитар, учетчик, помощник воспитателя.
20.03.2018 г. Шупляк В.Ю. уволена в связи с сокращением численности или штата из Краснодарского производственного участка Северо-Кавказского железнодорожного агентства - структурное подразделение Северо-Кавказского Филиала АО «ФПК», где работала с 2010 г. в должности таксировщик и оператор по обработке перевозочных документов. Средний заработок по последнему месту работы - 28 958,77 рублей.
Шупляк В.Ю. состоит на учете по месту своей прописки в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара в качестве безработной с 27.03.2018 года.
Выплата пособия по безработице Шупляк В.Ю. назначена с 21.06.2018г. по 20.06.2019г. Начало пенсии по возрасту у Шупляк В.Ю. с 14.01.2020 г.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в п. 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Органы службы занятости вправе предложить гражданам пенсию на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, при отсутствии возможности для трудоустройства и условии их соответствия требованиям для назначения страховой пенсии по старости, подтверждаемым органами пенсионного фонда, и с соблюдением порядка направления безработных граждан на трудовую пенсию, устанавливаемых Законом о занятости и Постановлением Минтруда от 14.06.01 №48 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно».
Основными условиями оформления досрочной пенсии являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
Пенсия по старости на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством РФ срока выхода на пенсию: женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет; мужчинам - по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет.
При отсутствии одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.
При этом, положения Закона «О занятости населения в Российской Федерации» не устанавливают безусловной обязанности органов службы занятости выдавать предложение о досрочном оформлении пенсии. Вопрос о выдаче указанного предложения рассматривается органами службы занятости при невозможности трудоустройства безработного, с учетом конкретных обстоятельств, имеющих значение для обоснованного принятия решения.
Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 года №400-О указано, что наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы.
Соответственно, выдача безработным гражданам предложений на оформление досрочных пенсий не относится к гарантированным государством мерам социальной поддержки безработных граждан, является правом, а не обязанностью органов службы занятости и зависит от конкретных обстоятельств работы органов службы занятости с конкретным безработным.
Государственная служба занятости населения оказывает государственную услугу содействие гражданам в трудоустройстве на основании сведений работодателей о потребности в работниках, размещенных в банке вакансий.
Судом первой инстанции установлено, что в целях трудоустройства административного истца на работу, 05.07.2018 г. ответчик предложил Шупляк В.Ю. получить государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по востребованным на рынке труда специальностям, например кассир, оператор котельной, но Шупляк В.Ю. отказалась от предложенной государственной услуги в связи с тем, что в данной государственной услуге не нуждается.
С целью активного поиска работы ответчик выдал Шупляк В.Ю. предложение о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, однако она отказалась. Для социальной адаптации на рынке труда Шупляк В.Ю. была предложена государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, от которой она также отказалась.
Административным ответчиком было выдано административному истцу предложение о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ для возможности получения дохода безработным гражданином, от которых Шупляк В.Ю. также отказалась.
Шупляк В.Ю. также выдано предложение о предоставлении по содействию самозанятости безработных граждан, от которого она также отказалась в связи с отсутствием денег, несмотря на то обстоятельство, что денежные средства выделяются государством на развитие предпринимательской деятельности.
Таким образом, судом первой инстанции учтено, что административный истец отказался от всех предложенных государственных услуг, направленных на содействие безработных в их трудоустройстве, что свидетельствует о нежелании Шупляк В.Ю. трудоустраиваться, а свидетельствует только о желании административного истца получить направление на досрочную пенсию через органы труда и занятости, что нарушает пункт 3 Постановления Минтруда от 14.06.2001 №48 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно».
Истец 02.08.2018 г. обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила выдать ей направление на досрочную пенсию.
На заседании Комиссии 09.08.2018 г. Шупляк В.Ю. было разъяснен порядок выдачи направления на досрочную пенсию в соответствии с законодательством, принято решение содействовать дальнейшему трудоустройству, а также указано на необходимость воспользоваться административному истцу пакетом государственных услуг, содействующим трудоустройству.
Согласно ответа ГКУ КК ЦЗН города Краснодара от 21.08.2018 г. №3613 Шупляк В.Ю. разъяснено, что с учетом ее профессиональных навыков, имеющийся профессии (специальности), непродолжительного периода безработицы и возможности дальнейшего предложения всех государственных услуг в области содействия занятости, в том числе возможности прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, участия в общественных работах, на заседании Комиссии по урегулированию споров и рассмотрению жалоб (претензий) от 09.08.2018г. было принято решение продолжить содействие ее трудоустройству.
При предоставлении службой занятости населения полного перечня государственных услуг и при отсутствии вакантных рабочих мест, заявленных работодателями для трудоустройства, возможно повторное рассмотрение вопроса о направлении на пенсию досрочно в установленном законодательством о занятости населения порядке.
Таким образом, Шупляк В.Ю. отказалась от государственных услуг ГКУ КК ЦЗН города Краснодара, способствующих трудоустройству безработного.
Шупляк В.Ю. 03.09.2018г. обратилась в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара с просьбой приобщить к своему личному делу от 27.03.2018г. медицинские документы.
Однако ГКУ КК ЦЗН города Краснодара в письме от 03.10.2018 г. разъяснил Шупляк В.Ю., что приобщение к личному делу безработного гражданина заключений и выписок из медицинских документов противоречит Закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Учитывая изложенные обстоятельства, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что истец не занимается активным поиском работы.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение районного суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Шупляк В.Ю. по доверенности Шупляк В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.03.2019г.