Судья: Некрасова Н.С. Дело № 33-2562/2020
(№ 2-1-346/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2020 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Старцевой С.А., Чуряева А.В.,
при секретаре Зябкине А.С.,
с участием прокурора Телепнева А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Костюку Алексею Алексеевичу и Костюк Оксане Александровне, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Данила Алексеевича и Костюка Дениса Алексеевича, о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения,
по апелляционной жалобе Костюка Алексея Алексеевича на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 июля 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Костюку Алексею Алексеевичу и Костюк Оксане Александровне, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Данила Алексеевича и Костюка Дениса Алексеевича, о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения, удовлетворить.
Устранить нарушения прав Министерства обороны Российской Федерации в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем прекращения право пользования Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксаны Александровны, Костюка Данила Алексеевича, Костюка Дениса Алексеевича жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксану Александровну, Костюка Данила Алексеевича, Костюка Дениса Алексеевича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Костюка Алексея Алексеевича и Костюк Оксаны Александровны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мценск Орловской области в размере <...> рублей в равных долях по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксаны Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Данила Алексеевича и Костюка Дениса Алексеевича, поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, заключение прокурора Телепнева Алексея Романовича об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Костюку А.А. и Костюк О.А., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Д.А. и Костюка Д.А., о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения.
В обоснование заявленных требований указывало, что в собственности Российской Федерации находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ) и отнесено к специализированному жилищному фонду.
Указанная служебная квартира была предоставлена военнослужащему Костюку А.А. и членам его семьи супруге Костюк О.А., несовершеннолетним КостюкуД.А. и Костюку Д.А.
Согласно выписке из приказа Министерства обороны Российской Федерации № от 7 августа 2013 г. Костюк А.А. переведен на новое место прохождения службы <адрес>
Ссылаясь на то, что Костюк А.А. вместе с членами своей семьи незаконно удерживает служебную квартиру, а также на неисполнение ответчиком обязанности по сдаче спорного жилого помещения по прежнему месту прохождения службы для последующего обеспечения соответствующими органами служебным жилым помещением ответчиков по новому месту прохождения военной службы Костюка А.А,. просило суд устранить нарушения прав собственника в отношении помещения по адресу: <адрес>, и прекратить право пользования указанного помещения Костюка А.А., Костюк О.А., несовершеннолетних Костюка Д.А. и Костюка Д.А.; выселив Костюка А.А., Костюк О.А., несовершеннолетних Костюка Д.А. и Костюка Д.А. из жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
Определением Мценского районного суда Орловской области к участию в деле в порядке ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) привлечен несовершеннолетний Костюк Д.А., а также орган опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области в порядке ст. 47 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное решение.
Костюк А.А. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта, поскольку при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при рассмотрении спора судом первой инстанции не учтена специфика обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей. Полагает, что перевод военнослужащего на иное место службы не влечет для него обязанности по сдаче ранее занимаемого им и членами его семьи служебного жилого помещения в отсутствие факта обращения с соответствующим заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по новому месту службы.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
В силу ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из содержания ч. 1 ст. 35 ЖК РФ следует, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1 ст. 100 ЖК РФ).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2 ст. 100 ЖК РФ).
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (ч. 3 ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного ст. 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 настоящего Кодекса случаях.
Из содержания ч. 3 ст. 104 ЖК РФ усматривается, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и ч. 2 настоящей статьи.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).
Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», контракт прекращает свое действие: со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим; со дня заключения с военнослужащим нового контракта; со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба; со дня приостановления военнослужащему военной службы; в иных случаях, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент предоставления Костюку А.А. спорного жилого помещения) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Аналогичные положения предусмотрены указанным Федеральным законом в действующей редакции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение, общей площадью 77 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ, являющегося правопреемником федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Брянская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» МО РФ), которое приняло от последнего имущество.
На основании договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. вышеуказанное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны Российской Федерации в лице командира в/ч № для временного проживания на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части № военнослужащему Костюку А.А. на состав семьи из трех человек: Костюк А.А., Костюк О.А., <дата> г.р., и Костюк Д.А., <дата> г.р.
31 января 2012 г. у супругов Костюк родился сын Костюк Д.А., что подтверждается свидетельством о рождении серии № от <дата>
В соответствии с пп. 11 п. 7 договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. наниматель обязан при освобождении жилого помещения сдать его в течении трех дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость непроизведенного нанимателем, входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При расторжении или прекращении настоящего договора наниматель обязан освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке (пп. 12 п. 7 договора).
Из содержания пп. 4 п. 18 договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. усматривается, что настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы.
В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (п. 19 договора).
17 сентября 2019 г. в адрес ответчиков было направлено уведомление о необходимости освобождения спорного специализированного жилого помещения в срок до 30 сентября 2019 г., которое ответчиками не исполнено.
Из материалов дела также следует, что Костюк А.А. в период с <дата> по <дата> проходил военную службу в восковой части №, расположенной в <адрес>
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от 7 августа 2013 г. Костюк А.А. переведен на новое место службы в войсковую часть №, расположенную в <адрес>, где проходил службу до <дата>
Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации № от 11июля 2015 г. Костюк А.А. зачислен на первый курс очного обучения в Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» и 1 сентября 2015 г. он заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в академии и 5 лет военной службы после ее окончания.
После окончания Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», расположенного по адресу: <адрес>, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от 23июня 2017 г. Костюк А.А. с 23 июня 2017 г. направлен на новое место службы в <...>, расположенную на <адрес>, где служил до 20 декабря 2018 г.
С 20 декабря 2018 г. Костюк А.А. проходит службу в Центральном научно-исследовательском институте инженерных войск Министерства обороны и в настоящее время направлен в войсковую часть, расположенную в <адрес>.
Материалами дела установлено, что спорное жилое помещение не является постоянным местом жительства для военнослужащего Костюка А.А. с 2012 г.
Согласно выписке из домовой книги и адресной справки на момент выделения спорной квартиры Костюк А.А. был зарегистрирован с 29 июля 2004 г. в войсковой части № <адрес>. В период с 6 мая 2015 г. по 29 октября 2019 г. по указанному адресу войсковой части были зарегистрированы Костюк О.А. и несовершеннолетние Костюк Д.А. и Костюк Д.А. Ранее Костюк О.А., несовершеннолетние Костюк Д.А. и Костюк Д.А. были зарегистрированы с 29 октября 2019 г. по адресу: <адрес>.
В настоящее время ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Из информации, представленной управляющей компанией общества с ограниченной ответственностью «Модульжилсервис» в квартире по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован.
Направленные судом апелляционной инстанции повестки об извещении о времени и месте проведения судебных заседаний по адресу: <адрес>, Костюк О.А., несовершеннолетним Костюк Д.А. и Костюк Д.А., возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено Костюку А.А. и членам его семьи на период прохождения им военной службы в войсковой части №, военнослужащим которой он в настоящее время не является, тогда, как Костюк А.А. в служебной квартире постоянно не проживает с 2012 г., пришел к выводам о наличии оснований для удовлетворения заявленных Министерством обороны Российской Федерации требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в жилищном законодательстве оснований для расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.
Из буквального содержания договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. следует, что спорное жилое помещение предоставляется Костюку А.А. и членам его семьи на время прохождения военной службы в вооруженных силах Российской Федерации, войсковая часть 41442. Поскольку Костюк А.А. прекратил службу в указанной части, и в настоящее время направлен в войсковую часть, расположенную в <адрес>, оснований для сохранения за ним служебного жилья, расположенного по адресу: <адрес>, после перевода его к другому месту службы не имеется. Соответственно право пользования спорным жилым помещением Костюка А.А. прекращено, члены его семьи подлежат выселению.
При этом, доводы Костюка А.А. о сохранении за ним и членами его семьи права пользования спорным жилым помещением независимо от места прохождения военной службы, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку противоречат вышеизложенным положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих» о целях обеспечения военнослужащих служебным жильем. Действующее законодательство не содержит обязанности истца по обеспечению военнослужащих и членов его семьи не по месту прохождения службы.
Кроме того из ответа Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ) № от 7декабря2020 г. следует, что решением № от 7 октября 2019 г. Костюк А.А., реализуя свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, 24 сентября 2019 г. подал соответствующее заявление о включении в единый реестр военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с составом семьи 1 человек, избранное место жительства г. Тула. 15 ноября 2019 г. в решение о принятии на учет от 7 октября 2019 г. внесены изменения, а именно в состав военнослужащего включены супруга Костюк О.А. и двое несовершеннолетних детей, как прибывшие к месту прохождения службы Костюка А.А.
По данным ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Костюк А.А. с заявлением о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений в территориальный отдел ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, расположенный в г. Владимире не обращался, жилым помещением по месту службы не обеспечивался. Вместе с тем в <адрес> имеются служебные помещения в свободном распределении, но без предоставления справки о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту прохождения военной службы, КостюкА.А. не может быть обеспечен служебным жилым помещением по новому месту прохождения службы.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о не проживании военнослужащего Костюка А.А. в спорном жилом помещении с 2012 г. и об отсутствии оснований для сохранения права пользования указанным помещением за членами его семьи, судебная коллегия вопреки доводам жалобы не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 27 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Костюка Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Некрасова Н.С. Дело № 33-2562/2020
(№ 2-1-346/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2020 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Старцевой С.А., Чуряева А.В.,
при секретаре Зябкине А.С.,
с участием прокурора Телепнева А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Костюку Алексею Алексеевичу и Костюк Оксане Александровне, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Данила Алексеевича и Костюка Дениса Алексеевича, о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения,
по апелляционной жалобе Костюка Алексея Алексеевича на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 июля 2020 г., которым постановлено:
«исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Костюку Алексею Алексеевичу и Костюк Оксане Александровне, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Данила Алексеевича и Костюка Дениса Алексеевича, о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения, удовлетворить.
Устранить нарушения прав Министерства обороны Российской Федерации в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем прекращения право пользования Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксаны Александровны, Костюка Данила Алексеевича, Костюка Дениса Алексеевича жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксану Александровну, Костюка Данила Алексеевича, Костюка Дениса Алексеевича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Костюка Алексея Алексеевича и Костюк Оксаны Александровны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мценск Орловской области в размере <...> рублей в равных долях по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксаны Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Данила Алексеевича и Костюка Дениса Алексеевича, поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, заключение прокурора Телепнева Алексея Романовича об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Костюку А.А. и Костюк О.А., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Костюка Д.А. и Костюка Д.А., о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения.
В обоснование заявленных требований указывало, что в собственности Российской Федерации находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ) и отнесено к специализированному жилищному фонду.
Указанная служебная квартира была предоставлена военнослужащему Костюку А.А. и членам его семьи супруге Костюк О.А., несовершеннолетним КостюкуД.А. и Костюку Д.А.
Согласно выписке из приказа Министерства обороны Российской Федерации № от 7 августа 2013 г. Костюк А.А. переведен на новое место прохождения службы <адрес>
Ссылаясь на то, что Костюк А.А. вместе с членами своей семьи незаконно удерживает служебную квартиру, а также на неисполнение ответчиком обязанности по сдаче спорного жилого помещения по прежнему месту прохождения службы для последующего обеспечения соответствующими органами служебным жилым помещением ответчиков по новому месту прохождения военной службы Костюка А.А,. просило суд устранить нарушения прав собственника в отношении помещения по адресу: <адрес>, и прекратить право пользования указанного помещения Костюка А.А., Костюк О.А., несовершеннолетних Костюка Д.А. и Костюка Д.А.; выселив Костюка А.А., Костюк О.А., несовершеннолетних Костюка Д.А. и Костюка Д.А. из жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
Определением Мценского районного суда Орловской области к участию в деле в порядке ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) привлечен несовершеннолетний Костюк Д.А., а также орган опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области в порядке ст. 47 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное решение.
Костюк А.А. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного и принятии по делу нового судебного акта, поскольку при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при рассмотрении спора судом первой инстанции не учтена специфика обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей. Полагает, что перевод военнослужащего на иное место службы не влечет для него обязанности по сдаче ранее занимаемого им и членами его семьи служебного жилого помещения в отсутствие факта обращения с соответствующим заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по новому месту службы.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
В силу ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из содержания ч. 1 ст. 35 ЖК РФ следует, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1 ст. 100 ЖК РФ).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2 ст. 100 ЖК РФ).
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (ч. 3 ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного ст. 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 настоящего Кодекса случаях.
Из содержания ч. 3 ст. 104 ЖК РФ усматривается, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и ч. 2 настоящей статьи.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).
Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», контракт прекращает свое действие: со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим; со дня заключения с военнослужащим нового контракта; со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба; со дня приостановления военнослужащему военной службы; в иных случаях, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент предоставления Костюку А.А. спорного жилого помещения) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Аналогичные положения предусмотрены указанным Федеральным законом в действующей редакции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение, общей площадью 77 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ, являющегося правопреемником федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Брянская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» МО РФ), которое приняло от последнего имущество.
На основании договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. вышеуказанное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны Российской Федерации в лице командира в/ч № для временного проживания на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части № военнослужащему Костюку А.А. на состав семьи из трех человек: Костюк А.А., Костюк О.А., <дата> г.р., и Костюк Д.А., <дата> г.р.
31 января 2012 г. у супругов Костюк родился сын Костюк Д.А., что подтверждается свидетельством о рождении серии № от <дата>
В соответствии с пп. 11 п. 7 договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. наниматель обязан при освобождении жилого помещения сдать его в течении трех дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость непроизведенного нанимателем, входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При расторжении или прекращении настоящего договора наниматель обязан освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке (пп. 12 п. 7 договора).
Из содержания пп. 4 п. 18 договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. усматривается, что настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы.
В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (п. 19 договора).
17 сентября 2019 г. в адрес ответчиков было направлено уведомление о необходимости освобождения спорного специализированного жилого помещения в срок до 30 сентября 2019 г., которое ответчиками не исполнено.
Из материалов дела также следует, что Костюк А.А. в период с <дата> по <дата> проходил военную службу в восковой части №, расположенной в <адрес>
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от 7 августа 2013 г. Костюк А.А. переведен на новое место службы в войсковую часть №, расположенную в <адрес>, где проходил службу до <дата>
Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации № от 11июля 2015 г. Костюк А.А. зачислен на первый курс очного обучения в Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» и 1 сентября 2015 г. он заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в академии и 5 лет военной службы после ее окончания.
После окончания Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», расположенного по адресу: <адрес>, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от 23июня 2017 г. Костюк А.А. с 23 июня 2017 г. направлен на новое место службы в <...>, расположенную на <адрес>, где служил до 20 декабря 2018 г.
С 20 декабря 2018 г. Костюк А.А. проходит службу в Центральном научно-исследовательском институте инженерных войск Министерства обороны и в настоящее время направлен в войсковую часть, расположенную в <адрес>.
Материалами дела установлено, что спорное жилое помещение не является постоянным местом жительства для военнослужащего Костюка А.А. с 2012 г.
Согласно выписке из домовой книги и адресной справки на момент выделения спорной квартиры Костюк А.А. был зарегистрирован с 29 июля 2004 г. в войсковой части № <адрес>. В период с 6 мая 2015 г. по 29 октября 2019 г. по указанному адресу войсковой части были зарегистрированы Костюк О.А. и несовершеннолетние Костюк Д.А. и Костюк Д.А. Ранее Костюк О.А., несовершеннолетние Костюк Д.А. и Костюк Д.А. были зарегистрированы с 29 октября 2019 г. по адресу: <адрес>.
В настоящее время ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Из информации, представленной управляющей компанией общества с ограниченной ответственностью «Модульжилсервис» в квартире по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован.
Направленные судом апелляционной инстанции повестки об извещении о времени и месте проведения судебных заседаний по адресу: <адрес>, Костюк О.А., несовершеннолетним Костюк Д.А. и Костюк Д.А., возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено Костюку А.А. и членам его семьи на период прохождения им военной службы в войсковой части №, военнослужащим которой он в настоящее время не является, тогда, как Костюк А.А. в служебной квартире постоянно не проживает с 2012 г., пришел к выводам о наличии оснований для удовлетворения заявленных Министерством обороны Российской Федерации требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в жилищном законодательстве оснований для расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.
Из буквального содержания договора найма служебного жилого помещения № от 20 сентября 2007 г. следует, что спорное жилое помещение предоставляется Костюку А.А. и членам его семьи на время прохождения военной службы в вооруженных силах Российской Федерации, войсковая часть 41442. Поскольку Костюк А.А. прекратил службу в указанной части, и в настоящее время направлен в войсковую часть, расположенную в <адрес>, оснований для сохранения за ним служебного жилья, расположенного по адресу: <адрес>, после перевода его к другому месту службы не имеется. Соответственно право пользования спорным жилым помещением Костюка А.А. прекращено, члены его семьи подлежат выселению.
При этом, доводы Костюка А.А. о сохранении за ним и членами его семьи права пользования спорным жилым помещением независимо от места прохождения военной службы, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку противоречат вышеизложенным положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих» о целях обеспечения военнослужащих служебным жильем. Действующее законодательство не содержит обязанности истца по обеспечению военнослужащих и членов его семьи не по месту прохождения службы.
Кроме того из ответа Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ) № от 7декабря2020 г. следует, что решением № от 7 октября 2019 г. Костюк А.А., реализуя свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, 24 сентября 2019 г. подал соответствующее заявление о включении в единый реестр военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с составом семьи 1 человек, избранное место жительства г. Тула. 15 ноября 2019 г. в решение о принятии на учет от 7 октября 2019 г. внесены изменения, а именно в состав военнослужащего включены супруга Костюк О.А. и двое несовершеннолетних детей, как прибывшие к месту прохождения службы Костюка А.А.
По данным ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Костюк А.А. с заявлением о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений в территориальный отдел ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, расположенный в г. Владимире не обращался, жилым помещением по месту службы не обеспечивался. Вместе с тем в <адрес> имеются служебные помещения в свободном распределении, но без предоставления справки о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту прохождения военной службы, КостюкА.А. не может быть обеспечен служебным жилым помещением по новому месту прохождения службы.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о не проживании военнослужащего Костюка А.А. в спорном жилом помещении с 2012 г. и об отсутствии оснований для сохранения права пользования указанным помещением за членами его семьи, судебная коллегия вопреки доводам жалобы не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 27 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Костюка Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи