№ 2а-6116/2021
УИД 63RS0045-01-2021-007578-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Корячкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2а-6116/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Вершкову Вячеславу Николаевичу о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась к административному ответчику Вершкову В.Н. с указанными требованиями, ссылаясь на то, что Вершков В.Н. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в связи с наличием у него в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом, соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование, данное требование об уплате налога было получено административным ответчиком. В указанный срок должник указанные требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, пеней, начисленных за каждый день просрочки, производится в судебном порядке. В связи с этим, административный истец просил суд взыскать с Вершкова В.Н. недоимку по обязательным платежам, на общую сумму 1 097,89 руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2014г. пени в сумме 8,87 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ.), за 2016г. остаток долга по налогу в размере 312 руб., пени в сумме 4,65 руб., за 2017г. – в размере 357 руб., пени в сумме 5,13 руб., за 2018г. в сумме 393 руб., пени в сумме 16,18 руб., по земельному налогу за 2014г. пени в размере 0,47 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ уплату государственной пошлины возложить на административного ответчика.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Вершков В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, по адресу регистрации, подтвержденному отделом адресно-справочной работы УФМС России по <адрес>, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств в суд не направил, административный иск и расчет задолженности не оспорил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с ч.11 указанной статьи, органы, указанные в пунктах 3, 4 и 8 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог - п. 1 ст. 389 НК РФ.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
При этом, в соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества
Судом установлено, что Вершков Вячеслав Николаевич является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в связи с наличием в его собственности следующих объектов налогообложения:
- жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>;
- иного строения по адресу: <адрес>;
Как следует из материалов дела, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ. в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц в сумме 243 руб. до ДД.ММ.ГГГГ (налоговый период 2014г.) (л.д. 18).
Затем, ДД.ММ.ГГГГ. в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц в сумме 681 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (налоговые периоды за 2016г. и 2017г.) (л.д. 16).
В связи с неоплатой налога, налоговым органом налогоплательщику направлено требование № по состоянию на 20.12.2017г. об уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2015г. в сумме 175 руб. (л.д. 12).
Впоследствии административному ответчику направлены следующие требования:
- № об уплате налога на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 393 руб. и пени в сумме 16,18 руб. со сроком исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10),
- № и №об уплате налога на имущество физических лиц и пени за 2017г. в сумме 243 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. и в сумме 681 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. и (л.д. 8),
Однако, административным ответчиком указанные требования в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием подачи в мировой суд заявления на выдачу судебного приказа на взыскание недоимки с должника.
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворено, вынесен судебный приказ № 2а-484/2021
Однако, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> вынесено определение об отмене указанного судебного приказа, в связи с поступившими возражениями Вершкова В.Н. относительно исполнения судебного приказа.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам.
Обращаясь в суд с указанным административным иском, налоговый орган полагал, что право на взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц сохранилось за налоговым органом, и предъявил административный иск к Вершкову В.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за 2014г., а также по налогу на имущество физических лиц за 2014г. (пени) и 2016г., 2017г., 2018г.
Проверяя своевременность обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленным настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Суд полагает, что налоговым органом утрачено право на взыскание задолженности по земельному налогу и пени за 2014г., а также налога на имущество физических лиц за 2016г., поскольку суд учитывает отсутствие в материалах административного дела доказательств уплаты земельного налога за 2014г. и налога на имущество физических лиц за 2016г., сведений о дате уплаты налога и размере произведенного налогоплательщиком платежа, что исключают возможность проверки расчета административного истца и свидетельствует о том, что требования административного истца в этой части не обоснованы.
Более того, суд учитывает, что налоговое требование и уведомление в адрес административного ответчика по данным видам налога за указанные налоговые периоды не направлялись,
Аналогичная ситуация сложилась и по вопросу взыскания налога на имущество физических лиц за 2018г., поскольку налоговое уведомление по данному виду налога налоговым органом не выставлялось и в адрес налогоплательщик не направлялось.
Все вышеуказанные обстоятельства указывают на несоблюдение административным истцом обязательной досудебной процедуры принудительного взыскания недоимки на земельному налогу и пени за 2014г., по налогу на имущество физических лиц за 2016г. и 2018г.
Разрешая вопрос о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017г., суд учитывает, что с даты выставления первого требования об уплате налога на имущество физических лиц за 2017г. (ДД.ММ.ГГГГ.) сумма недоимки не превысила 3 000 руб., таким образом, трехлетний срок, по истечении которого налоговый орган имел право обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, истекал ДД.ММ.ГГГГ
Однако, вопреки положениям ст. 48 НК РФ налоговый орган обратился к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа 17.03.2021г., т.е. до возникновения у налогового органа права на принудительное взыскание недоимки.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая, что административный истец не предоставил необходимых доказательств в обосновании своих требований, суд полагает, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Вершкову Вячеславу Николаевичу о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение суда в окончательной форме принято 02.11.2021г.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева