Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4446/2020 ~ М-4735/2020 от 05.10.2020

Дело № 2-4446/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2020 г.                                                           г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Грачевой Т.Л.,

при секретаре Конновой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивлевой Людмилы Анатольевны к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска, Управлению по благоустройству Администрации города Ульяновска о возмещении ущерба,    указав, что является собственником автотранспортного средства

11.08.2020 г. в 08:40 истица припарковала свой автомобиль по адресу: <адрес> и, отойдя от автомобиля на несколько метров, увидела, как на ее автомобиль упало дерево, вследствие чего на автомобиле истицы образовались механические повреждения.

Истица вызвала на место происшествия сотрудников полиции, которые зафиксировали факт повреждения автомобиля.

14.09.2020 г. истица обратилась в ООО «Инфо-Центр «Аудит» для проведения независимой экспертизы по определению стоимости восстановительного ремонта и утери товарной стоимости автомобиля.

Согласно экспертному заключению № 247А/09-2020 от 14.09.2020 г. стоимость восстановительного ремонта автомобиля истицы без учета износа составила 44 200 руб. За проведение оценки стоимости восстановительного ремонта истицей было уплачено 8 000 руб. В соответствии с отчетом № 237/09-2020/247 от 14.09.2020 г. утрата товарной стоимости автомобиля истицы составила 5 700 руб. За проведение оценки утраты товарной стоимости истицей было уплачено 6 000 руб.

Просила взыскать с Муниципальное образование «Город Ульяновск» в свою пользу 49 900 руб. в счет материального ущерба; 14 000 руб. в счет расходов по оплате услуг эксперта; 2 117 руб. в счет расходов по оплате государственной пошлины; 12 000 руб. в счет оплаты юридических услуг по составлению искового заявления услуг представителя.

В судебном заседании истица не присутствовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, ранее исковые требования поддерживала,    суду поясняла, что у нее в собственности имеется автомобиль марки <данные изъяты>, которым она управляет, автомобиль застрахован по обязательному страхованию «Осаго». 11.08.2020 года, в 08 часов 40 минут подъехала к <адрес>, поставила данный автомобиль в нескольких метрах от 1 подъезда данного дома с торца дома, через некоторое время на автомобиль упало дерево, расположенное по другую сторону проезжей части в зоне зеленых насаждений вдоль дорожного полотна, то есть не на придомовой территории дома. Её автомобилю принесены механические повреждения, она вызвала сотрудников полиции, которые произвели фотофиксацию случившегося. В этот же день дерево было убрано.

Представитель истицы, Слободкин Е.Е., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности исковые требования уточнил, просил взыскать с Муниципальное образование «Город Ульяновск» в свою пользу 49 900 руб. в счет материального ущерба; 14 000 руб. в счет расходов по оплате услуг эксперта; 2 117 руб. в счет расходов по оплате государственной пошлины; 12 000 руб. в счет оплаты юридических услуг по составлению искового заявления услуг представителя, почтовые услуги 271,28 руб., суду пояснил, что автомобиль истца был оставлен на обочине дороги возле дома, упавшее на    транспортное средство дерево, располагалось на другой стороне дороги, в зоне зеленых насаждений вдоль линии дорожного полотна. Истица сразу вызвала сотрудников полиции, которые в дальнейшем зафиксировали факт падения дерева и причинение материального ущерба истцу. Сильного ветра в данный день не было, рядом стоящие деревья не повреждены. Считает, что данное дерево, не смотря на наличие зеленой листвы, являлось аварийным, поскольку оно в районе уровня земли просто сгнило и ствол отвалился от корня, корень остался в земле, при этом на фотографиях видно, что сердцевина дерева была гнилой. Дерево же было высоким, обрезке не подвергалось. После происшествия данное дерево было вывезено. Падение дерева, по его мнению, вызвано ненадлежащим исполнением органов местного самоуправления обязанности по благоустройству города. Автомобиль ранее в ДТП не был.

Представитель ответчика Канаева Е.О. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что доказательств аварийности дерева стороной истца не представлено, дерево имело зеленую крону. Кроме того, по ее мнению, дерево располагается на придомовой территории рядом расположенного дома.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, в судебном заседании не присутствовал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО «СМУ» в судебном заседании не присутствовал, представил отзыв, согласно которому исковые требования не признал, указал, что ООО «Строительно - монтажное управление» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> с 01.02.2009 г. Дерево, упавшее 11.08.2020 г. на автомобиль истицы, не находилось в границах придомовой территории МКД <адрес>, а располагался на территории муниципалитета, что подтверждается публичной кадастров палатой Ульяновской области. Кроме того, снос и обрезка зеленых насаждений на территории Ульяновской области производится в соответствии с Главой 16 Постановления Администрации г. Ульяновска от 01.06.2017 г. №1406 «О правилах благоустройства территории МО «город Ульяновск». Так, согласно п. 16.2 настоящего постановления, снос, обрезка и пересадка деревьев допускается производить только при наличии разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений, выдаваемого при предъявлении положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы, по согласованию с правообладателем зеленых насаждений. Согласно п. 16.4 настоящего постановления, решение о сносе сухих, аварийно - опасных деревьев принимаются с учетом мнения комиссии по рассмотрению поступивших от граждан и юридических лиц заявлений о выдаче разрешений на снос деревьев, создаваемой постановлением администрации г. Ульяновска.

В управляющей компании отсутствуют сведения об обращении граждан по вопросу спила дерева, упавшего 11.08.2020г.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования,    МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению» в судебном заседании не присутствовал, представил отзыв, согласно которому исковые требования не признал, указал, что согласно иску во время падения веток дерева, автомобиль был припаркован у дома <адрес>. Данный дом является многоквартирным. Таким образом, упавшее дерево находится на прилегающей территории к многоквартирному дому который находится в управлении управляющей компании, которая обязана содержать придомовую территорию, в связи с чем ответственность должна нести управляющая компания.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с пунктом 16 вышеназванных Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями.

Муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска» не является правообладателем зеленых насаждений, находящихся на территории муниципального образования «город Ульяновск», в том числе спорного дерева: не является собственником; не является лицом, осуществляющим полномочия собственника; зеленые насаждения не закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования,    УМУП «Теплоком» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования,    ООО «ЖЭУ 24» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, технические паспорта, отказной материал УМВД по городу Ульяновска, допросив свидетелей, суд пришел к следующему.

В силу ст.ст. 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль является собственником автотранспортного средства .

11.08.2020 г. в 08:40 истица припарковала свой автомобиль по адресу: <адрес> и, в дальнейшем обнаружила, что на ее автомобиль упало дерево, ранее стоящее через дорогу, вследствие чего на автомобиле истицы образовались механические повреждения.

Истица вызвала на место происшествия сотрудников полиции, которые зафиксировали факт повреждения автомобиля.

Согласно отказному материалу УМВД России по г.Ульяновску, 11.08.2020 года в ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновску обратился истец с заявлением о причинении ущерба автомобилю в результате падения дерева на проезжую часть <адрес>.

Данный материал содержит протокол осмотра места происшествия и фотоматериал, отснятый сотрудниками полиции в рамках проводимой проверки.

Из фотоматериала следует, что на автомашине истца зафиксирована большая ветка дерева, рядом с транспортным средством (со всех сторон) так же имеются ветки.

14.09.2020 г. истица обратилась в ООО «Инфо-Центр «Аудит» для проведения независимой экспертизы по определению стоимости восстановительного ремонта и утери товарной стоимости автомобиля.

Согласно экспертному заключению № 247А/09-2020 от 14.09.2020 г. стоимость восстановительного ремонта автомобиля истицы без учета износа составила 44 200 руб. За проведение оценки стоимости восстановительного ремонта истицей было уплачено 8000 руб. В соответствии с отчетом № 237/09-2020/247 от 14.09.2020 г. утрата товарной стоимости автомобиля истицы составила 5 700 руб. За проведение оценки утраты товарной стоимости истицей было уплачено 6000 руб.

Обращаясь в суд с иском, истица указала, что ответчиком не были приняты меры по надлежащему содержанию аварийно-опасного дерева, что повлекло падение дерева на ее автомобиль и причинение ей материального ущерба.

Из представленных документов, сведений публично-кадастровой,    фотоснимков и инвентарных дел на расположенные вблизи дома, следует, что дерево произрастает на обочине дороги местного значения, в зеленой зоне между дорогой и тротуаром.

Из анализа указанных доказательств в совокупности со сведениями публичной кадастровой карты следует, что земельный участок, на котором произрастает дерево относится к городским землям, т.е. является муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения, относятся к недвижимым вещам.

Пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30 ноября 2011 года) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст.36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают не только из договоров и иных сделок, но и по другим основаниям, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу. Ответственность вследствие причинения вреда возникает не только из договоров, но и в силу закона.

В целях реализации Федерального законно № 131-ФЗ постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 №2951 (ред. Действующая на момент рассматриваемого события) утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск».

Согласно п. 3.5. Правил благоустройства благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется отраслевыми (функциональными) органами управления администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Ульяновска. В соответствии с п.2.2. Правил благоустройство территории города Ульяновска заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих: 6) озеленение городских территорий, а также содержание зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку деревьев и кустарников. В силу п.3.6. Правил работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют: 11) на проезжей части по всей ширине дорог, площадей, набережных, мостов, путепроводов, эстакад, улиц и проездов улично-дорожной сети, включая прилотковую зону; трамвайных путях, расположенных в одном уровне с проезжей частью, - организации, отвечающие за уборку и содержание проезжей части; 13) на объектах озеленения (парки, скверы, бульвары, газоны), в том числе расположенных на них тротуарах, пешеходных зонах, лестничных сходах - организации, на балансе или эксплуатации которых находятся данные объекты озеленения.

Зеленый фонд города Ульяновска является составной частью его природного комплекса и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах города Ульяновска, а также озелененные территории и лесные территории за его пределами, если эти территории решениями федеральных органов управления субъектов Федерации переданы в ведение органов местного самоуправления для экологической защиты и организации рекреации населения города Ульяновска. Зеленый фонд города Ульяновска является неотъемлемой частью системы благоустройства, объектом охраны окружающей среды и природопользования. Совокупность объектов зеленого фонда (зеленых насаждений и озелененных территорий) образуют единую систему озеленения городского округа.

Согласно п.14.1.5. Правил создание, охрана и содержание зеленых насаждений на озелененных территориях в пределах муниципального образования «город Ульяновск» осуществляется их собственниками и иными владельцами с учетом Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года №153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», и настоящих Правил. В силу п.1.2.1. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153 объекты, входящие в категорию озелененных и лесных территорий общего пользования, имеют самостоятельное финансирование и входят в титульный список проектирования и строительства как самостоятельные объекты и финансируются из городского бюджета.

В соответствии с пунктом 3.5 Правил благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется отраслевыми (функциональными) органами управления администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Ульяновска.

На основании подпункта 25 пункта 3.6 Правил работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляет на территориях за границами отведенных и прилегающих территорий юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей - отраслевой (функциональный) орган управления администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями.

Работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и т.д.) по установленным нормативам (подпункт 3 пункта 4.1. Правил).

Работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают снос сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, посадку деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку растений, удаление поросли, стрижку и бронирование живой изгороди, лечение ран при необходимости (подпункт 7 пункта 4.2 Правил).

В силу пункта 14.1.2 Правил формирование и содержание зеленого фонда предусматривает создание и воспроизводство на проектно-плановой основе системы озелененных территорий, их учет, комплексную оценку экологического и санитарно-гигиенического состояния, проведение лесопаркоустроительных, землеустроительных работ, выполнение природоохранных, биотехнических, противопожарных, санитарно-гигиенических и иных мероприятий.

Согласно требованиям пункта 14.2.1 Правил, аварийно-опасные насаждения подлежат сносу либо противоаварийной формовочной обрезке.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 г. N 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно пункту 8 которой, в состав работ по озеленению входит, в том числе уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Соответственно, в силу требований ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет ответственность за вред, причиненный принадлежащим ему имуществом, если не докажет, что вред был причинен не по его вине.

Таким образом, ответственность за ненадлежащее состояние объектов благоустройства, зеленых насаждений, в г.Ульяновске несут органы местного самоуправления в силу закона.

К аварийно-опасным относятся деревья, утратившие свою механическую устойчивость, резко изменившие наклон ствола с полеганием к земной поверхности после воздействия экстремальных погодных условий, сухие, усыхающие, перестойных пород с мягколиственной древесиной с признаками гнили и ломкими ветвями.

В случаях возникновения внезапной угрозы жизни, здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, а также в иных экстремальных ситуациях, требующих безотлагательных действий (в том числе при прогнозах шквалистого ветра, урагана, возникновении аварий на инженерных сетях и т.п.), допускаются снос и обрезка аварийно-опасных и растущих с нарушением норм и правил озеленения и градостроительства насаждений их собственниками и владельцами и/или собственниками и иными владельцами зданий, сооружений и иных объектов (в т.ч. инженерных коммуникаций, включая ЛЭП) без предварительного оформления разрешения при условии обязательного составления в пятидневный срок по окончании противоаварийных работ соответствующего акта (п.п. 14.2.8, 14.2.9 Правил).

Как следует из представленных суду фотоснимков, фактически дерево, имя как сухие ветви, так и ветви с зеленой листвой утратило свою механическую устойчивость ввиду гниения его корней и сердцевины, что привело к падению.

К аварийно-опасным относятся деревья: утратившие свою механическую устойчивость, резко изменившие наклон ствола с полеганием к земной поверхности после воздействия экстремальных погодных условий, сухие, усыхающие, перестойных пород с мягколиственной древесиной с признаками гнили и ломкими ветвями (пункт 14.2.8 Правил).

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена <данные изъяты> которая пояснила, что является она работает в администрации Заволжского района г.Ульяновска в должности главного специалиста эксперта ОКХ и развития пригородной зоны. 11.08.2020 года в 08 часов 00 минут утра, она заступила на работу. В её должностные обязанности входит работа связанная с благоустройством и обеспечением жизнедеятельности Заволжского района г.Ульяновска. 11.08.2020 года ей на сотовый телефон поступил звонок от мастера управляющей компании ЖЭУ-24, управляющая компания ООО «СМУ» с просьбой оказать содействие в распиле упавшего дерева на автомобиль и перекрывшего проезжую часть. По прибытии по данному адресу, совместно с сотрудниками УМУП «Теплоком» организовали устранение данного происшествия. Дерево находилось не на придомовой территории, сотрудники управляющей компании и УМУП «Теплоком» обладают спецсредствами, и помогли в уборке дерева, хотя это в их обязанности не входит. Упав, дерево не только перегородило дорогу, но и повредило стоящее по другую сторону дороги, транспортное средство. Падение дерева было вызвано, вероятно, подгниванием корня, фактически ствол отделился от корня и упал.

Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что он является участковым уполномоченным ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска, 11.08.2020г. в дежурную часть поступило сообщение от Ивлевой Л.А., о падении на её автомобиль марки <данные изъяты> в кузове ярко синего цвета г/н регион. Он выехал на место происшествия и произвел его осмотр, большей частью он обращал внимание на повреждения автомобиля, состояние дерева не помнит, но располагалось оно вдоль проезжей части в зеленой зоне, не на придомовой территории.

Учитывая изложенное, суду не представлены доказательства, что вышеуказанное дерево на момент происшествия находилось в надлежащем состоянии, обеспечивающим его безопасность для окружающих.

Суд приходит к выводу о том, что в данном случае повреждение автомобиля истца нельзя признать случайным, сам факт нахождения аварийного дерева, расположенного на обочине автомобильной дороги общего пользования, свидетельствует о ненадлежащем содержании, а, следовательно, об ответственности ответчика за причинение вреда имуществу истца, при этом суд считает необходимым отметить, что обслуживание территории включает в себя не только содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, но и предупреждение возможных негативных последствий.

Доказательств отсутствия вины в причинении вреда имуществу истцов ответчиком не представлено, в связи с чем, ответчик не может быть освобожден от возмещения причиненного имуществу ущерба по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из указанных правовых норм следует, что гражданско-правовая ответственность наступает при совокупности условий, которая включает наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.     С учетом того, что по делу установлены названные условия в их совокупности, имеются основания для возмещения причиненного истцу ущерба.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что возмещение причиненного истцу вреда должно быть произведено за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск".

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

    Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Так, на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.     Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.                 В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

    Иными словами, в тех случаях, когда предъявлен иск о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, суд должен установить, кто конкретно в данном случае вправе выступать в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и, соответственно, является ответчиком.         В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 25.02.2016 № 19 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» образовано Управление по благоустройству администрации города Ульяновска.

С этого момента, согласно п. 3.2 Положения об Управлении по благоустройству администрации города Ульяновска полномочия по благоустройству, озеленению, содержанию территорий общего пользования, в том числе зеленых насаждений на улицах и автомобильных дорогах местного значения муниципального образования«город Ульяновск» перешли к Управлению по благоустройству.

В силу п.4.1 того же Положения Управление по благоустройству администрации города Ульяновска в области бюджетных отношений осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, материальный ущерб, причиненный истцам, подлежит взысканию с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления по благоустройству администрации города Ульяновска за счет средств казны муниципального образования «город Ульяновск», как распорядителя средств бюджета этого муниципального образования в области деятельности по благоустройству.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая категорию гражданского дела, по которому была оказана юридическая помощь истцу, объем оказанной помощи, время, затраченное представителем на составление искового заявления, на участие в судебных заседаниях, а также, исходя из принципа разумности, суд полагает необходимым возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в сумме 8000 руб.

Поскольку требования истца удовлетворены, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по проведению досудебных экспертиз в размере 14000 руб., расходы на оплату почтовых услуг 271,28 руб.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, в пользу истца так же подлежат взысканию и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2117руб.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          Исковые требования Ивлевой Людмилы Анатольевны удовлетворить частично.

          Взыскать в пользу Ивлевой Людмилы Анатольевны с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» материальный ущерб в размере 49900 руб., расходы по оплате услуг экспертов в сумме 14000 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 руб., почтовые услуги 271,28 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2117 руб. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                 Т.Л. Грачева

2-4446/2020 ~ М-4735/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ивлева Л.А.
Ответчики
муниципальное образование "город Ульяновск"
Другие
УМУП "Теплоком"
Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Ульяновска
ООО "ЖЭУ №24"
ООО "СМУ"
МБУ "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Грачева Т. Л.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2020Передача материалов судье
12.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.10.2020Предварительное судебное заседание
30.10.2020Предварительное судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.01.2022Дело оформлено
06.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее