Дело № 2-3007/2018
64RS0047-01-2018-003753-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой Ю.А.,
с участием истца Вилков Д.Ю.
представителя ответчика Егоровой В.В., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вилков Д.Ю. к ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» о признании договора незаключенным
установил:
Вилков Д.Ю. обратился в Октябрьский районный суд города Саратова к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее по тексту ответчик, ООО «СПГЭС») о признании договора не заключенным.
В обоснование исковых требований указывает, что получил по почте определение Промышленного районного суда г. Самары о подготовке дела к судебному разбирательству вместе с исковым заявлением ООО «СПГЭС» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию от <дата> № из которого он узнал, что за потребление электрической энергии по договору электроснабжения № от <дата> (далее договор № от <дата>г.) его задолженность перед ООО «СПГЭС» составляет 211 968, 89 рублей.
О существовании договора № от <дата> истец не знал, его не подписывал. Подписала данный договор по доверенности от <дата> Карпова Г.И., не имея на то полномочий, в связи с чем, считает договор № от <дата> незаключенным.
Договор № от <дата> нарушает права истца, поскольку акт о разграничении границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон за техническое обслуживание и состояние энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства не указывает на иных субабонентов - собственников офисных помещений, не указывает все присоединенные к одному счетчику офисы, площадь которых более 600 кв.м., тогда как ответчику принадлежит нежилое помещение общей площадь. 99 кв.м.
Договор № от <дата> заключен на максимальную мощность 17кВт незаконно, поскольку на принадлежащее истцу помещение заявлена мощность 4кВт по договору электроснабжения №, заключенному <дата> между отцом истца Вилковым Ю.А. и ООО «СПГЭС», которым истец руководствовался все годы.
Условия договора № от <дата>г. жестче, чем в договоре № от <дата>, в том числе потому, что имел приложение - акт о границах балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон на 2007 г. на 4 офисных помещения, владельцами которых помимо истца являются иные лица, а заявленная мощность составляет 4 кВт, присоединительная мощность 17 кВт, но рассчитана она согласно акту о границах балансовой принадлежности и ответственности за техническое обслуживание и состояние электроустановок в сопряженных электрических сетях питающих от 2006г. на 4 офиса.
На основании изложенного просит суд признать незаключенным договор электроснабжения № от <дата>г. между Вилковым Д.Ю, и ООО «СПГЭС».
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Считает, что между сторонами достигнута договоренность по всем существенным условиям договора. Договор подписан Карповой В.И., действующей по доверенности, наделяющей полномочиями по представлению интересов по всем вопросам, касающимся нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> литер А в электро-энергоснабжающих организациях.
Договор № от <дата> добросовестно исполнялся сторонами в течение нескольких лет, правом на односторнее расторжение договора истец не воспользовался.
Мощность 17 кВт заявлена истцом при оформлении договора № от <дата> в заявлении, не предусматривает субабонентов. ЗАО «СПГЭС» субабонентов к истцу не подключало.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
К одному из способов защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ относит признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
В судебном заседании установлено, что <дата> ООО «СПГЭС» (Поставщик) и Вилков Д.Ю. (Потребитель) заключили договор энергоснабжения №, в соответствии с которым Поставщик обязуется осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности), урегулировать отношения в интересах Потребителя, связанные с процессом снабжения электроэнергией услуг, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую и электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии, а также иные услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Пунктом 3.1.1. договора № от <дата> установлена обязанность Потребителя надлежащим образом производить оплату потребленной электрической энергии (мощности), услуг, по передаче электрической энергии и услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией в порядке, сроки и размерах, установленных договором № от <дата>г.
Стоимость электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Электрическая энергия (мощность) подается (поставляется) Потребителю по нерегулируемым ценам, определяемым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с законодательством РФ, и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Сбытовая надбавка, а также стоимость иных услуг определяется в порядке, установленном действующим законодательством РФ (п. 4.1. договора № от <дата>).
Объектом договора является нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Исполнение денежных обязательств Потребителя считается произведенным надлежащим образом при условии поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика в порядке, сроки и в размере, установленные договором. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности), Потребитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. (п.п. 4.5, 4.6.).
Договор вступает в силу с <дата> и действует до <дата>г. и ежегодно пролонгируется на следующий календарный год, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из Сторон письменно не заявит другой стороне о его прекращении или изменении, либо о заключении договора на иных условиях.
Приложением № договор № от <дата> определены договорные величины потребления электрической энергии и мощности. Заявленная мощность составляет 17 кВт. (л.д. 13-26).
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Статья 421 определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке ( ст. 424 ГК РФ).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (ст. 432 ГК РФ ).
Статья 539 ГК РФ определяет, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Проанализировав договор № от <дата> Суд приходит к выводу, что он определяет все существенные условия и по этим условиям между сторонами достигнута договоренность.
Как следует из пояснения представителя ответчика, договор действовал в течение нескольких лет и исполнялся надлежащим образом обеими сторонами.
Оснований не доверять представителю ответчика в данном случае не имеется.
Помимо этого, истец не воспользовался своим правом на одностороннее расторжение договора, предоставленные ему, в частности пунктами 9.1, 9.2., статьей 546 ГК РФ.
За Вилкова Д.Ю. договор № от <дата> подписан Карповой Г.И. на основании доверенности 63 А А 1894527, удостоверенной нотариусом города Самары Ильиной Н.В. (л.д.29).
Согласно вышеуказанной доверенности, Вилков Д.Ю. уполномочивает Карпову Г.И. управлять принадлежащим ему нежилым помещением номер А-2, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> для чего предоставляет право быть его представителем по всем вопросам, касающимся его как собственника нежилого помещения, во всех учреждениях и организациях города Саратова, в том числе в электро-водо-газо-тепло-энергоснабжающих организациях, а также получать и оформлять документы в других компетентных органах.
На основании статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В соответствии со ст. ст. 166, 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Проанализировав содержание доверенности от <дата> №, суд приходит к выводу, что Карпова Г.И. при заключении договора № от <дата> действовала в рамках полномочий, предоставленных ей истцом.
Совершая действия по заключению договора № от <дата>, Карпова Г.И. действовала в интересах истца и все права и обязанности по совершенным от ее имени сделкам, возникли непосредственно у Вилкова Д.Ю.
Доверенность № имела срок действия три года, выдана <дата>, то есть на момент заключения договора № от <дата> была действующей, отозвана не была.
Таким образом, в судебном заседании не нашло свое подтверждение то обстоятельство, что право на подписание договора на электроснабжение у Карповой Г.И. не имелось, а также то, что на момент совершения сделки у Карповой Г.И. отсутствовали полномочия для представления интересов Вилкова Д.Ю.
Довод о том, что все годы истец руководствовался договором электроснабжения, заключенным Вилковым Ю.А. <дата>г. №, опровергаются материалами дела, поскольку условия оспариваемого договора выполнялись истцом надлежащим образом вплоть до ноября 2017 года. В ноябре 2017 года образовавшаяся задолженность истцом частично погашалась.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования истца к ООО «СПГЭС» о признании незаключенным договора электроснабжения № от <дата>г. между Вилков Д.Ю. и Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Вилков Д.Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» о признании договора незаключенным отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2018 года.
Судья С.Ю. Андреева