УИД 63RS0038-01-2021-002393-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2021г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Меркуловой Т.С.,
с участием помощника прокурора г. Самары Анакина С.Ю.,
при секретаре Жуковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2520/2021 по иску прокурора г.Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8». Проверкой установлено, что на прилегающей территории здания ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» расположенной по адресу: г.Самара, ул.Мирная, д.169 отсутствуют выделенные и обозначенные знаками (в данном случае дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды») места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнений, просил возложить на ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» обязанность оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р52289-2019, а именно нанести дублирующую дорожную разметку дорожных знаков «Парковочное место для инвалидов» на асфальтовое покрытие.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Анакин С.Ю. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Указал, что ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» установлен знак, однако на асфальтовое покрытие не нанесена дорожная разметка.
Представитель ответчика ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» Хохлова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, согласно письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Представитель Управления МВД России по г.Самаре Мещерякова У.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 вышеназванного Закона, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспорта инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и предоставляемым в них услугам.
Согласно статье 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парков (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления юридическими и физическими лицами.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальные приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставленными на объектах транспортной инфраструктуры.
Конкретные параметры доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в «СП 59.13330 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНИП 35-01-2001», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации от 14.11.2016 № 798/пр.
Согласно п. 5.1.1 СП 59.13330 земельный участок здания или сооружения должен включать в себя функционально связанные со зданием подъезды и стоянки (парковки) для транспортных средств, управляемых инвалидами или переносящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН.
В соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330 в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание. Эти пути должны стыковаться с внешним по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.), расположенным на высоте не менее 1,5 м.
В соответствии с требованиями п. 5.7.5 и п. 5.9.24 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее ГОСТ 52289-2019) дорожный знак 6.4. «Парковка, парковочное мест» (наименование знака изменено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 №621), установленный на стояночной площадке совместно с дорожным знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» -информирует о том, что на автостоянке предусмотрено место парковки транспортных средства, управляемых инвалидами.
Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.
Судом установлено, что в ходе проведенной проверки прокуратурой г.Самары исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов выявлено, что на прилегающей территории здания ГБУЗ СО СГКБ №8 расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют выделенные и обозначенные знаками (в данном случае дорожный знак 6.4. «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды») места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и не нанесена дорожная разметка 1.24.3 в соответствии с требованиями ГОСТа.
Результаты проверки стороной ответчика не оспаривались.
Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что ГБУЗ СО СГКБ №8 исполнены в добровольном порядке требования в части выделения места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории ГБУЗ СО СГКБ №8, а именно: разработана и утверждена схема установки технических средств организации дорожного движения №140/2021, заключены договоры с ООО УП «Самарадортранссигнал» по установке дорожных знаков, оборудовано одно из четырех парковочных мест установкой знака, что подтверждается материалами дела.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» Хохлова Н.И. не оспаривала тот факт, что в настоящее время дорожная разметка 1.24.3 на автостоянке ГБУЗ СО СГКБ №8 не нанесена по причине погодных условий, указала, что разметка будет нанесена при среднесуточной температуре воздуха +10° С.
Таким образом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не предоставлены доказательства устранения недостатков, обнаруженных в ходе проведенной проверки на момент рассмотрения дела в суде. Отсутствие на парковке ГБУЗ СО СГКБ №8 дублирующей дорожной разметки 1.24.3 на асфальтовом покрытии в соответствии с требованиями ГОСТа не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
С учетом изложенного, суд полагает уточненные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы стороны ответчика о том, что прокурором г.Самары какие-либо представления и предписания об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на территории ГБУЗ СО СГКБ №8 в отношении учреждения не выносились, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обращение прокурора в суд по данному делу направлено на защиту указанной категории граждан. При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования. Обращение прокурора с настоящим иском в суд не противоречит положениям ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".
Ссылка стороны ответчика о невозможности исполнения требований в части нанесения дорожной разметки по причине погодных условий, также не может быть принята во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований, так как в рассматриваемом случае у ГБУЗ СО СГКБ №8 имелась возможность для исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, с учетом положений статьи 15 от 24.11.1995 N 181-ФЗ, требований "ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) со дня их принятия по настоящее время. При достаточной степени заботливости и осмотрительности, заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применения закона и об ответственности за невыполнение закона ГБУЗ СО СГКБ №8 могло и должно было обеспечить выполнение требований действующего законодательства. Однако ГБУЗ СО СГКБ №8 не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению. Ответчик не представил документальные доказательства, свидетельствующие о том, что не исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Препятствий для соблюдения требований законодательства, возможности контроля по исполнению законодательства РФ о социальной защите инвалидов у юридического лица не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов, удовлетворить.
Обязать ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №8» оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес> соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, а именно нанести дублирующую дорожную разметку дорожных знаков «Парковочное место для инвалидов» на асфальтовое покрытие.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2021
Председательствующий Т.С. Меркулова