Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-79/2013 ~ М-78/2013 от 05.03.2013

Дело № 2-79/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО6.,

при секретаре судебных заседаний ФИО3,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 ФИО10 к <данные изъяты> о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к <данные изъяты> о взыскании заработной платы. Свои требования мотивирует том, что истец работает в <данные изъяты> оператором ЭВМ с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу статей 133, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны установить заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, начисляемых к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4.611 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 5.205 рублей. Таким образом, заработная плата работникам должна устанавливаться исходя из минимального размера оплаты труд, на сумму которого затем подлежат начислению районный коэффициент к заработной плате (60 %) и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера (до 80 % в зависимости от времени работы конкретного работника в районах Крайнего Севера).

В нарушение указанных норм законодательства работодателем заработная плата ФИО1 начислялась и выплачивалась не в полном размере.

За выполнение трудовых обязанностей за ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года работодателем произведено начисление заработной платы не в полном размере, в связи с чем сумма задолженности ответчика по заработной плате перед ФИО1 за указанный период составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Ссылаясь на ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что прокурор <адрес> обратился в суд с иском на основании поступившего в прокуратуру от ФИО1 заявления о защите ее нарушенных трудовых прав.

Просит взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 не начисленную и не выплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

    Помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования, заявленные в интересах истца, поддержал полностью по вышеизложенным основаниям. В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ года истцу была произведена доплата стимулирующей выплаты в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем общая сумма не начисленной и не выплаченной истцу заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Просит взыскать с ответчика в пользу истца не начисленную и не выплаченную заработную плату в указанной сумме.

Истец ФИО1 о месте и времени слушания гражданского дела извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие и взыскать в свою пользу заработную плату в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек с учетом произведенной ей доплаты стимулирующей выплаты за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (л.д. 27).

Ответчик <данные изъяты> о месте и времени слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом. <данные изъяты> представило суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя и отзыв на исковое заявление, в котором указало, что <данные изъяты> с исковыми требованиями прокурора <адрес>, заявленными в интересах ФИО1, не согласно, так как <данные изъяты> в соответствии с Уставом является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием <адрес> для оказания услуг в сфере здравоохранения. Учреждение с ДД.ММ.ГГГГ года финансируется за счет средств, поступающих из Фонда обязательного медицинского страхования, с привлечением внебюджетных и других источников. Функции учредителя и собственника имущества <данные изъяты> от имени муниципального образования <адрес> в отношении учреждения осуществляет администрация <адрес>.

Оплата труда работника <данные изъяты> ФИО1 осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой работников бюджетных организаций, штатным расписанием, сметой расходов в зависимости от установленного разряда по оплате труда в соответствии с занимаемой должностью, уровнем образования и стажем работы. Вопросы установления размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесены федеральным законом к полномочиям органа местного самоуправления, которые разрабатывают соответствующие тарифные ставки оплаты труда работников и порядок их применения. Начисление заработной платы осуществляется в соответствии с разрядом, установленным приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифной ставки (оклада) 1 разряда районной тарифной сетки» и действующего на территории <адрес> Положения «Об оплате труда работников муниципальных учреждений» и Постановлением главы <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении районной тарифной сетки (оклада) первого разряда районной тарифной сетки на территории <адрес>».

При начислении работникам за полный месяц заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы, установленной в <адрес> – севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, 8.140 рублей, им производилась доплата до 8.628 рублей. Исходя из чего ФИО1 получала заработную плату не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в размере 8.628 рублей.

<данные изъяты> не наделено полномочиями по изменению размеров тарифных ставок, межразрядных коэффициентов, определяющих сумму заработной платы работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности). Изменение и утверждение размеров тарифных ставок и межразрядных коэффициентов, определяющих месячную заработную плату работников муниципальных учреждений, является компетенцией районного Совета депутатов муниципального образования <адрес>.

Расчет недоначисленной заработной платы ФИО1 прокурором <адрес> произведен неверно, так как в ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> был произведен перерасчет стимулирующих выплат и истцу была доначислена и выплачена стимулирующая выплата в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Следовательно, расчет заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года должен быть произведен следующим образом: 12.492 руб. 00 коп. – (<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.) = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Таким образом, общая сумма задолженности должна составлять: <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Как муниципальное учреждение <данные изъяты> правомерно руководствуется в своей деятельности действующими правовыми актами федерального, регионального и местного уровня. С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> была установлена региональная выплата, при расчете которой под месячной заработной платой понимается заработная плата конкретного работника с учетом доплаты до размера минимальной заработной платы, установленного в <адрес>. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера. Не действующим и не подлежащим применению вышеуказанный правовой акт признан не был. Решение вопроса о соответствии правовых актов краевого уровня вышестоящим правовым актам не входит в компетенцию <данные изъяты>

Считает, что <данные изъяты>», руководствуясь действующими правовыми актами, правомерно включала в величину минимальной заработной платы все виды выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе и компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку).

На основании вышеизложенного <данные изъяты> просит в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать в полном объеме (л.д. 20-22, 25, 29).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городского суда <адрес> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено администрация <адрес> (л.д.14).

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился. <адрес> о месте и времени слушания дела извещена (л.д. 31).

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителей ответчика и третьего лица – администрации <адрес>.

Выслушав помощника прокурора <адрес>, огласив и проанализировав представленные по делу доказательства в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.п.1, 3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствие с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений…

    Из материалов дела следует, что заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом иск прокурора заявлен на основании обращений истцов в прокуратуру <адрес> о защите нарушенных прав в сфере трудовых правоотношений.

Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав истцов в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Согласно ст. 1 Конвенции Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принятой в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) термин «заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 1 ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 4.611 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5.205 рублей в месяц.

Судом установлено, что ФИО1 работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ оператором ЭВМ отдела статистического учета и отчетности на основании трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям трудового договора работник получает заработную плату: оклад по 2 разряду ЕТКС, 60 % районный коэффициент, 80 % надбавка к заработной плате, 15 % интенсивность. С учетом нормы отработанного времени ей была начислена заработная плата в: ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. ежемесячно, ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д.8-13, 23, 24).

Доводы прокурора о том, что минимальный размер заработной платы в городе <адрес> с учетом выплаты районного коэффициента в размере 60 % и процентной надбавки в размере 80 % должен составлять до ДД.ММ.ГГГГ сумму в 11.066 рублей 40 копеек в месяц (4.611 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 2.766 рублей 60 копеек (районный коэффициент 60 %) + 3.688 рублей 80 копеек (максимальная процентная надбавка 80%) и с ДД.ММ.ГГГГ сумму в 12.492 рубля в месяц (5.205 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.123 рублей 60 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.164 рубля (максимальная процентная надбавка 80%), суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районах Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 4.611 рублей в месяц до ДД.ММ.ГГГГ и в сумме 5.205 рублей в месяц с ДД.ММ.ГГГГ, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Изложенная позиция неоднократно находила отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел, связанных со взысканием работниками, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не начисленной заработной платы (определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, что за период ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 получила заработную плату в размере менее гарантированного законом, суд находит исковые требования прокурора о взыскания с ответчика в пользу указанного работника <данные изъяты> не начисленной заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, с <данные изъяты> в пользу ФИО1 должна быть взыскана не начисленная заработная плата в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.), исходя из следующего расчета:

1) не начисленная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (11.066 руб. 40 коп. (подлежало начислению за фактически отработанное время) – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (начислено за фактически отработанное время));

2) не начисленная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (11.066 руб. 40 коп. (подлежало начислению за фактически отработанное время) – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (начислено за фактически отработанное время));

3) не начисленная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (12.492 руб. 00 коп. (подлежало начислению за фактически отработанное время) – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (начислено за фактически отработанное время)).

Доводы ответчика о том, что <данные изъяты> обязана применять нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, который определил размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, суд считает несостоятельным.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы права нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации. В случае, если нормативно-правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае Трудового кодекса Российской Федерации.

Положения статей 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной плате для лиц, работающих в районах крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При подаче заявления в суд, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 ФИО7 к <данные изъяты> о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 ФИО8 не начисленную за ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ года заработную плату в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты>).

     Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (руб. <данные изъяты> 00 коп.) в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через <адрес> городской суд <адрес>.

Председательствующий ФИО9

2-79/2013 ~ М-78/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Джебраилова Рэне Теюб кызы
Ответчики
МБУЗ "Игарская городская больница"
Суд
Игарский городской суд Красноярского края
Судья
Безрукова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
igarka--krk.sudrf.ru
05.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2013Передача материалов судье
07.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2013Судебное заседание
20.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2014Дело оформлено
01.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее