Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-14/2014-2 (2-580/2013;) ~ М-554/2013-2 от 09.12.2013

Дело № 2-14/14

(...)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2014 года город Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Барабановой Т.К.

при секретаре Лузан С.Н.

с участием прокурора Старостина В.Л.

представителей заинтересованных лиц Мазитова И.А., Николаева С.В., Коробкиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, (...) об обжаловании действий и решений органа местного самоуправления муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к конкурсной комиссии, Совету депутатов муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (далее по тексту Совет депутатов ЗАТО Александровск МО) о признании незаконными действий (бездейстий) при проведении конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО».

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка деятельности конкурсной комиссии ЗАТО Александровск МО по соблюдению законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции при проведении конкурса на замещение указанной муниципальной должности.

В нарушение положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007, Положения «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО»» (далее по тексту Положение), утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск МО № (...), секретарем конкурсной комиссии у кандидата на должность главы администрации (...) принята справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего Мурманской области, а не предусмотренная действующим законодательством справка лица, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы, т.е. документ неустановленной формы, что являлось основанием для отказа в принятии документов.

Кроме того, в представленной (...) справке и анкете содержится не полная информация. Так, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, на дату подачи заявления конкурсной комиссии – 22.11.2013, указанный кандидат являлся учредителем (...) данная информация в представленных (...) документах отсутствовала.

ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией принято решение о допуске (...) к участию в конкурсе, однако, его кандидатура не могла быть рассмотрена, поскольку последний имел ограничения, установленные действующим законодательством для поступления на муниципальную службу и её прохождения.

Установив нарушение законодательства, ДД.ММ.ГГГГ Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в адрес председателя конкурсной комиссии внесено представление. По итогам рассмотрения указанного представления ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией приняты дополнительные документы от (...) в нарушение п. 5.2 Положения, что поставило в неравное положение других кандидатов, у которых могла возникнуть необходимость в представлении дополнительных документов. Несмотря на установление прокуратурой нарушении указанных нормативных актов, а также Федерального закона № 273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», задачей которого является установление ограничений, запретов и обязанностей на лиц, замещающих, в том числе, высшие должности – руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, в целях предупреждения коррупции, в этот же день по результатам голосования (...) выбирается одним из двух претендентов для участия в конкурсе на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО».

Решение Совета депутатов ЗАТО Александровск МО № (...), согласно которому (...) назначен на должность главы администрации ЗАТО Александровск МО, является незаконным, поскольку последним были представлены неполные сведения о доходах и занимаемых должностях.

Просит признать незаконным бездействие конкурсной комиссии по не исключению из списка кандидатов на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск» (...); отменить протокол «Об утверждении списка претендентов для участия в конкурсе» от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся (...) отменить решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части избрания претендентом (...).; отменить решение Совета депутатов ЗАТО Александровск № (...) о назначении Главы администрации ЗАТО Александровск.

В дальнейшем прокурор изменил основания заявленных требований, ходатайствовал об их рассмотрении в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления.

(...) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО Александровск Мурманской области. В обоснование заявленных требований приведены доводы, аналогичные заявленным Мурманским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, а именно: (...) подана справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его и членов семьи, форма которого не соответствует требованиям действующего законодательства. Конкурсной комиссией в нарушение Положения «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО»» по истечению установленного срока приняты дополнительные документы, при этом (...) с ходатайством о переносе данного срока не обращался.

Кроме того, при поступлении на муниципальную службу через конкурсную процедуру, (...) скрыл факт занятия должности (...) что является препятствием для поступления на муниципальную службу. Просит признать незаконными итоги проведения конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО Александровск от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение Совета депутатов ЗАТО Александровск № (...) «О назначении главы администрации ЗАТО Александровск»; обязать Главу муниципального образования ЗАТО Александровск расторгнуть трудовой контракт, заключенный с (...).

Определением Полярного районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ года гражданские дела по заявлению Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании действий и решений органа местного самоуправления Закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области и по заявлению (...) о признании незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы администрации Закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области объединены в одно производство.

Определениями Полярного районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены председатель действующей в период возникновения правоотношений конкурсной комиссии (...) и (...)., как лицо, являющееся по итогам голосования членов конкурсной комиссии вторым кандидатом на должность главы администрации ЗАТО Александровск МО.

В судебном заседании прокурор Старостин В.Л. на заявленных требованиях и на доводах, изложенных в заявлении, настаивал, дал аналогичные пояснения.

(...) заинтересованные лица (...) и (...) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Заинтересованное лицо (...) в судебное заседание также не явился, представил письменное мнение, приобщенное к материалам дела, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, не усматривает нарушений действующего законодательства при проведении конкурсной комиссии и принятия решения Советом депутатом ЗАТО Александровск МО. Нарушений его прав и законных интересов не имеется, он проиграл в честной борьбе, просил в удовлетворении требований отказать, дело рассмотреть без его участия (л.д. 244-245).

Представители Совета депутатов ЗАТО Александровск МО и заинтересованного лица (...) – Мазитов И.А. и Николаев С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, представили письменные мнения, приобщенные к материалам дела (л.д. 105-112, 169-170).

Указали, что из содержания п. 5.1 Положения «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО»» следует, что кандидат на данную должность должен представить в конкурсную комиссию сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, что было сделано (...) Данные, содержащиеся в справке о доходах, представленной кандидатом ДД.ММ.ГГГГ, являлись полными и достоверными, поскольку он стал владельцем долей в (...) в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем в справке за ДД.ММ.ГГГГ год таких данных не могло быть указано.

Проведенной прокуратурой проверкой не установлен факт предоставления (...) подложных документов, а также сообщения им ложных сведений относительно размера его дохода за ДД.ММ.ГГГГ год. В рамках рассмотрения представления прокурора ДД.ММ.ГГГГ (...) представлена исчерпывающая информация об имуществе не только по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы, но и с указанием точных дат приобретения и отчуждения долей в ДД.ММ.ГГГГ году.

Обратили внимание суда на то, что обязанность представления сведений об имуществе, в виде долей уставного фонда коммерческих организаций, предусмотренная ст. 8 Федерального закона № 273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», направлено на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, что было соблюдено (...) который предотвратил возможный конфликт интересов, путем отчуждения, принадлежащих ему долей.

Кроме того, указанным законом предусмотрено право гражданину в случае представления им неполных сведений дополнить их в течение трех месяцев, в связи с чем конкурсная комиссия не имела права не принимать ДД.ММ.ГГГГ уточненные сведения. Требования заявителей об отмене решения Совета депутатов ЗАТО Александровск МО также не подлежит удовлетворению, поскольку не была нарушена процедура его принятия, нарушений положений действующего законодательства не имеется. Просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица (...) – Коробкина Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные мнения, приобщенные к материалам дела (л.д. 195-203).

Указала, что в правоотношениях, регламентируемых нормативными актами по проведению конкурса на замещение должности главы администрации ЗАТО Александровск МО, участвует ограниченный круг лиц – участники данного процесса, в связи с чем правом оспаривать действия (бездействия) и решения конкурсной комиссии обладают только указанные лица, следовательно, прокурор не имеет прав и полномочий на предъявление заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, и производство по делу в этой части подлежит прекращению.

В п. 5.1 Положения не указано, по какой форме должны быть представлены сведения о доходах, ссылки на приложения отсутствуют. Кроме того, форма справки, являющейся приложением № 4 к Положению, утвержденному Указом президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, распространяется на лиц, претендующих на замещение должности федеральной государственной службы, к которым должность главы администрации не относится. Представленная справка о доходах соответствовала требованиям статьи 2 Объявления о проведении конкурса на замещение муниципальной должности.

Согласно п. 5.5 Положения конкурсной комиссией может быть осуществлена проверка достоверности документов и сведений, представленных кандидатом, однако, эти действия не являются обязательными, т.к. Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 и Законом Мурманской области № 860-01-ЗМО от 29.06.2007 «О муниципальной службе в Мурманской области» установлен определенный порядок осуществления такой проверки.

В представленной (...) справке отражены достоверные данные о его доходах за ДД.ММ.ГГГГ год, что усматривается из содержания п. 5.1 Положения, согласно которой такие данные должны быть представлены за год, предшествующий году поступления на службу. (...) не имел умысла скрывать факт работы в должности (...), поскольку ДД.ММ.ГГГГ он написал заявление о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ своих полномочий. Указанные документы представлены на заседание конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, после чего, был обоснованно включен в список претендентов для участия в конкурсе.

Нарушений п. 5.2 Положения в части необоснованного принятия комиссией дополнительных документов от (...) ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку последний представил весь пакет документов в 15-ти дневный срок со дня опубликования объявления в СМИ объявления о конкурсе. Указанные документы были представлены в связи с рассмотрением представления прокуратуры.

Кроме того, (...) не представлено доказательств, подтверждающих нарушение её прав действиями конкурсной комиссии.

Оснований для признания решения Совета депутатов ЗАТО Александровск незаконным также не имеется, поскольку заявителями не приведены доводы о нарушении норм действующего законодательства при его вынесении. Требование (...) обязать Главу муниципального образования ЗАТО Александровск расторгнуть трудовой контракт, заключенный с (...)., является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку отсутствуют причины для досрочного прекращения полномочий главы муниципальной администрации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Заявитель не является лицом, признанным победителем по результатам проведенного конкурса, зарегистрирована в ином муниципальном образовании, следовательно, избрание (...) главой местной администрации ЗАТО Александровск МО и заключение с ним трудового контракта, не затрагивает её прав и свобод, не возлагает каких-либо обязанностей.

Суд, выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, материалы прокурорской проверки, приходит к следующему.

В силу пунктов 1, 5, 6 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" главой местной администрации закрытого административно-территориального образования является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом закрытого административно-территориального образования.

Аналогичный порядок назначения главы администрации предусмотрен статьей 42 Устава ЗАТО Александровск МО – глава администрации назначается на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Совета депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации, но не менее чем на два года (л.д. 146-168).

Судом установлено, что решением Совета депутатов ЗАТО Александровск МО № (...) сформирована конкурсная комиссия по подготовке и проведению конкурса на замещение должности главы администрации ЗАТО Александровск МО (л.д. 77).

Вопросы, касающиеся порядка проведения конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО Александровск МО, регулируются Положением «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО», утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск МО № 33 от 29.05.2009 (далее по тексту Положение).

На основании п. 5.1 Положения лицо, изъявившее желание участвовать в Конкурсе, представляет в конкурсную комиссию следующие документы: личное заявление о согласии принять участие в Конкурсе по форме согласно приложению № 1 к Положению; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению; копию паспорта; копию трудовой книжки; копии документов об образовании; копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе; копию документа воинского учёта; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера (декларация о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности); отзыв (характеристику) с места работы; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск МО № (...) объявлен конкурс на замещение должности главы администрации ЗАТО Александровск МО, установлена дата его проведения – ДД.ММ.ГГГГ, утвержден текст объявления о проведении конкурса (л.д. 35-37), которое было опубликовано в газете «Полярный Вестник» № 48(713) от 07.11.2013 (л.д. 33-34).

Согласно разделу 2 указанного объявления, гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, лично представляет в конкурсную комиссию в пятнадцатидневный срок со дня опубликования в средствах массовой информации настоящего сообщения: личное заявление о согласии принять участие в Конкурсе по форме согласно приложению № 1 к Положению; 2 экземпляра собственноручно заполненных и подписанных анкет по форме 4 к Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации № 63 от 06.02.2010; копию паспорта; копию трудовой книжки; копии документов об образовании; копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе; копию документа воинского учёта; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи по форме, которая установлена для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Мурманской области; отзыв (характеристику) с места работы.

Документы для участия в конкурсе представляются кандидатами лично в конкурсную комиссию в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Подача документов по истечению указанного срока не допускается, документы, представленные по истечении указанного срока не принимаются.

Указанный перечень документов соответствует списку, установленному частью 3 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ".

Согласно данным, содержащимся в журнале регистрации входящих документов конкурсной комиссии по замещению должности главы администрации ЗАТО Александровск, ДД.ММ.ГГГГ года кандидатом (...) представлены следующие документы: (...) (л.д. 38-69).

На заседании конкурсной комиссии по подготовке к проведению конкурса на замещение должности главы администрации ЗАТО Александровск на основании представленных документов, принято решение, оформленное протоколом № 2 об утверждении списка претендентов о допуске к участию в конкурсе, в том числе, (...) (л.д. 73-75).

ДД.ММ.ГГГГ года конкурсной комиссией рассмотрено представление Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах об исключении из списков лиц, претендующих на должность главы администрации ЗАТО Александровск МО, (...)., в связи с представлением последним неполной информации о доходах. По результатам заседания принято решение об отказе в удовлетворении требования прокурора (л.д. 71-72).

Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года (...) и (...) признаны кандидатами на замещение муниципальной должности главы администрации ЗАТО Александровск МО. Данное решение представлено в Совет депутатов ЗАТО Александровск МО для голосования с целью назначения на должность (л.д. 70).

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск МО № ДД.ММ.ГГГГ года (...) назначен на должность главы администрации ЗАТО Александровск МО (л.д. 76).

Исследовав доводы и возражения лиц, участвующих в деле в части требований о признании незаконными бездействия конкурсной комиссии по не исключению из списка кандидатов на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск» (...) об отмене протокола конкурсной комиссии «Об утверждении списка претендентов для участия в конкурсе» от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся (...) о признании незаконными итогов проведения конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО Александровск и отмене решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в части избрания претендентом (...)., суд приходит к следующему.

В силу ч. 1,2 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), в том числе, граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

В силу ст. 15 указанного Закона граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Порядок представления указанных сведений соответствующими лицами в Мурманской области определяется Положением "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Мурманской области, и государственными гражданскими служащими Мурманской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденным Постановлением Губернатора Мурманской области № 173-ПГ от 25.09.2009.

Согласно пунктам 2, 3, 4 указанного Положения (в редакции постановления Губернатора Мурманской области от 14.05.2012 N 83-ПГ), обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Мурманской области, предусмотренной перечнем должностей, утвержденным постановлением Губернатора Мурманской области от 17.08.2009 N 156-ПЗ (далее - гражданин), и на государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Мурманской области, предусмотренную этим перечнем должностей (далее - государственный служащий).

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок, в том числе, гражданами при назначении на должности государственной гражданской службы, предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 2 настоящего Положения.

Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

В судебное заседание представителями заинтересованного лица – Совета депутатов ЗАТО Александровск МО представлены подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных (...) на себя и членов его семьи в конкурсную комиссию.

Исследовав данные документы, суд приходит к выводу, что они не соответствуют установленной указанными нормами законодательства форме, поскольку содержат сведения о доходах (...) за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (на отчетную дату), а также представлена не от имени гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Мурманской области, а от государственного гражданского служащего Мурманской области.

Аналогичные несоответствия установленной форме, содержатся в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных (...) в отношении (...).

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что в п. 5.1 Положения не указано, по какой форме должны быть представлены сведения о доходах, ссылки на приложения отсутствуют, представленная справка о доходах соответствовала требованиям раздела 2 Объявления о проведении конкурса на замещение муниципальной должности, суд находит необоснованными, поскольку на момент подачи в конкурсную комиссию пакета документов и заявления о принятии участия в конкурсе (...) занимал должность (...) и в своей деятельности должен был руководствоваться интересами муниципального района и организовывать свою работу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами области, иными нормативными правовыми актами Мурманской области, уставом муниципального образования, иными муниципальными нормативными правовыми актами. Следовательно, условия работы заместителя главы местной администрации возлагают на него обязанность не только знания федеральных нормативных правовых актов, но и их исполнение.

При таких обстоятельствах, (...) должен знать и исполнять федеральное законодательство, в том числе, и Федеральный закон от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Кроме того, при исследовании представленных конкурсной комиссии справок установлено, что заполненная претендентом форма утверждена постановлением Губернатора Мурманской области № 173-ПГ от 25.09.2009, таким образом, (...) знал о наличии указанного нормативно-правового акта, в котором приведены формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как государственного служащего, так и на гражданина, претендента на замещение должности государственной гражданской службы Мурманской области, при этом выбрал для заполнения форму, не подлежащую представлению на конкурс.

Аналогичная форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является приложением к Положению «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО» (приложение № 4). Данный документ с приложениями размещен на официальном интернет-сайте Администрации ЗАТО Александровск МО, что подтверждается представленной представителями Совета депутатов ЗАТО Александровск МО копией и находится в неограниченном доступе для всех граждан.

Ссылки представителей заинтересованных лиц на то, что справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендента на замещение должности государственной гражданской службы Мурманской области (...) представил в день заключения с ним трудового контракта – ДД.ММ.ГГГГ года судом не принимаются во внимание, поскольку в соответствии с приведенными нормами действующего законодательства указанный документ должен быть представлен в установленном порядке конкурсной комиссии до принятия ею решения о включении кандидата в список претендентов для участия в конкурсе на замещение муниципальной должности, принятия решения о признании из числа включенных лиц в указанный список кандидатами на замещение вакантной муниципальной должности.

Принимая во внимание, что представление сведений о своих доходах, сведений о доходах супруги и сведений об имуществе и имущественных обязательствах своих и членов своей семьи, исключают коррупционную составляющую сокрытия сведений о доходах и имуществе, суд приходит к выводу, что в действиях (...) усматривается нарушение основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, установленных в Российской Федерации, в части не представления полной информации о своих доходах за установленный отчетный период – на первое число месяца, предшествующего подаче сведений.

При этом указания представителей заинтересованных лиц на то, что при принятии конкурсной комиссией решения о включении (...) в список претендентов для участия в конкурсе на замещение муниципальной должности, последний не являлся владельцем долей в уставных капиталах каких-либо юридических лиц, поскольку они были отчуждены ДД.ММ.ГГГГ, не имеют правового значения для оценки действий (...) по соблюдению действующего законодательства при подаче документов для участия в конкурсе на замещение муниципальной гражданской службы Мурманской области.

Исследовав доводы заявителей о том, что в представленной (...) анкете содержится не полная информация о его трудовой деятельности, а именно: факт занятия должности генерального директора четырех Обществ, суд приходит к следующему.

Как следует из пункта 11 анкеты, гражданин должен указать выполняемые работы с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.п.).

Согласно данным, внесенным (...) в анкету, в период ДД.ММ.ГГГГ года он являлся (...).

Между тем, из материалов дела следует, что на дату представления (...) документов в конкурсную комиссию – ДД.ММ.ГГГГ и вынесения конкурсной комиссией решения о включении кандидата в список претендентов для участия в конкурсе на замещение муниципальной должности – ДД.ММ.ГГГГ, последний являлся (...)

Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, представленные прокуратурой и копиями решений участников указанных обществ об освобождении (...) от занимаемой должности – (...), представленных заинтересованным лицом.

Кроме того, в материалах дела имеется лишь заявление (...) об увольнении его с должности (...), сведения о принятии или отклонении данного заявления, а также фактической даты увольнения последнего с указанной должности, суду представлено не было.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что решение об освобождении (...) от занимаемой должности вынесено единственным учредителем ДД.ММ.ГГГГ года, суд не принимает во внимание, поскольку согласно данным решениям, последней датой исполнения должностных обязанностей (...). являлось ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, в представленной (...) конкурсной комиссии анкете указана неполная информация о его трудовой деятельности, что является основанием для признания того, что данный документ оформлен ненадлежащим образом.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" при поступлении на муниципальную службу гражданин наряду с другими необходимыми документами представляет собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Форма анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на муниципальную службу в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р.

При этом данная типовая форма, как и само Распоряжение Правительства не содержит разъяснений относительно того, какая кадровая служба обязана свидетельствовать соответствие сведений о трудовой деятельности, воинской службе оформляемого лица, документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и т.д.

Вместе с тем, с учетом анализа законодательства, принимая во внимание отсутствие в Положении о конкурсной комиссии указания на обязанность работника, уполномоченного на принятие документов лиц претендующих на замещение должностей муниципальных служащих проверять полноту, правильность и сходство указанных в анкете сведений, суд приходит к выводу, что анкета кандидата должна заверяться работником кадровой службы по последнему (основному) месту работы лица, подавшего документы для участия в конкурсе.

Представленная (...) анкета никем не заверена, отсутствует подпись и печать соответствующего учреждения.

Данные обстоятельства также указывают на то, что предъявленные на рассмотрение комиссии документы представлены не в полном объеме и с нарушением правил их оформления, следовательно, (...) не были выполнены требования части 1 статьи 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Оценив действия конкурсной комиссии по утверждению списка претендентов для участия в конкурсе, оформленных протоколом № (...), в части касающейся (...) и решения об объявлении (...) кандидатом на замещение вакантной муниципальной должности главы администрации ЗАТО Александровск МО от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 5.5 Положения «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО» конкурсная комиссия должна была принять решение об отказе (...) в участии в конкурсе, поскольку им не были представлены установленные Федеральным законом сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следовательно, указанные действия и решения конкурсной комиссии не отвечают требованиям закона.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что Положением не возлагается обязанность проведения проверки достоверности документов и сведений, представленных гражданином, а определяет её право на проведение такой проверки, суд находит необоснованными, поскольку согласно пункту 3 повестки дня заседания конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, члены комиссии рассматривали документы, поданные претендентами для участия в конкурсе, с целью подтверждения, либо отклонения их кандидатур для участия в конкурсе (протокол № (...)). Таким образом, комиссией были произведены оспариваемые действия после проведения проверки представленных (...) документов.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что после установления обстоятельств, препятствующих замещению (...) должности (...), указанному кандидату должно быть отказано в допуске для участия в конкурсе, в связи с чем включение его в список лиц, допущенных к участию в конкурсе и участие его в этом конкурсе противоречит нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования заявителей в части признания незаконным протокола конкурсной комиссии «Об утверждении списка претендентов для участия в конкурсе» от ДД.ММ.ГГГГ года в части, касающейся включения (...) претендентом на должность главы администрации ЗАТО Александровск Мурманской области, а также признания незаконным и отмене решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года в части избрания (...) кандидатом на замещение муниципальной должности главы администрации ЗАТО Александровск Мурманской области, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Кроме того, поскольку в силу п. 6 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», п. 3 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также в соответствии со статьей 42 Устава ЗАТО Александровск МО глава администрации назначается на должность по результатам конкурса на замещение указанной должности Советом депутатов ЗАТО Александровск МО, решение Совета депутатов ЗАТО Александровск МО № 82 от 05 декабря 2013 года также нельзя признать законным, поскольку вынесено в отношении лица, не имеющего права на участие в конкурсе, в связи с чем оно подлежат отмене, а требования заявителей в этой части удовлетворению.

В части требований о признании незаконными бездействия конкурсной комиссии по не исключению из списка кандидатов на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск» (...), суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку в приведенных нормах действующего законодательства, регламентирующего порядок назначения главы местной администрации, а также в Положении «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО» не предусмотрено осуществление конкурсной комиссией действий по исключению из списка кандидатов на замещение вакантной муниципальной должности какого-либо из претендентов, поскольку регламентирован иной порядок отказа в допуске к участию в конкурсе – вынесение председателем комиссии в письменной форме уведомления об отказе в допуске к участию в конкурсе (пункт 5.5 Положения).

Также не подлежат удовлетворению требования (...) в части признания незаконными итогов проведения конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО Александровск, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение правил проведения конкурса и порядок оценки кандидатов по критериям, установленным Положением «О конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск МО» (раздел 6-7 Положения), а также принципа равенства кандидатов при подведении итогов конкурса, при этом, заявителем не подтверждено, что какими-либо действиями конкурсной комиссии при подведении итогов конкурса были нарушены её законные права и интересы и повлияли на правильное определение победителя.

Заявляя требование обязать Главу муниципального образования ЗАТО Александровск расторгнуть трудовой контракт, заключенный с (...) (...) не конкретизировала основания указанного требования.

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.

В силу ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Контракт с главой местной администрации муниципального района, представительный орган которого формируется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления, в том числе, главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из положений статей 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации буквально следует, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, действительно распространяется на отношения муниципальной службы, однако с особенностями, предусмотренными специальными федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе. Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (статьи 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства, разрешение споров, связанных с трудовыми отношениями рассматриваются судом в порядке искового производства и не подлежат разрешению при рассмотрении дел, возникших из публичных правоотношениях.

В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований в рамках рассмотрения настоящего дела не имеется, однако заявитель не лишена права, в случае наличия нарушения её прав, обратиться в суд с аналогичными требованиями в порядке искового судопроизводства.

Исследовав доводы представителей заинтересованных лиц о том, что в правоотношениях, регламентируемых нормативными актами по проведению конкурса на замещение должности главы администрации ЗАТО Александровск МО участвует ограниченный круг лиц – участники данного процесса, в связи с чем правом оспаривать действия (бездействия) и решения конкурсной комиссии обладают только указанные лица, следовательно, прокурор не имеет прав и полномочий на предъявление заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и производство по делу в этой части подлежит прекращению, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации, в том числе в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ (п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей ЗАТО Александровск МО, в части избрания главы администрации ЗАТО Александровск МО – лица, наделенного в соответствии со ст. 9 Устава, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органов местного самоуправления.

Предметом исследования при разрешении заявленного спора является соблюдение кандидатом на замещение вакантной муниципальной должности положений действующего законодательства в части соблюдения требования к лицам, претендующим на должность муниципальных гражданских служащих и отсутствия обстоятельств, определенных законодательством о муниципальной службе в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" - профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

Представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нарушают интересы Российской Федерации, провозгласившей на законодательном уровне правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, подрывают авторитет федерального органа исполнительной власти, создают условия для коррупционных проявлений.

Таким образом, заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, но также и на защиту прав и свобод неопределенного круга лиц и самого муниципального образования, поскольку обжалуемые действия (бездействия) ставят под сомнения законность избрания и назначения главы администрации муниципального образования, наделенного полномочиями от имени и в интересах населения ЗАТО Александровск МО разрешать вопросы местного значения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения нарушения прав и законных интересов населения ЗАТО Александровск МО, круг которых определить не представляется возможным, оснований для прекращения производства по делу у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, (...) об обжаловании действий и решений органа местного самоуправления ЗАТО Александровск Мурманской области– удовлетворить частично.

Признать незаконным протокол конкурсной комиссии «Об утверждении списка претендентов для участия в конкурсе» от ДД.ММ.ГГГГ года в части, касающейся включения (...) претендентом на должность главы администрации ЗАТО Александровск Мурманской области.

Признать незаконным и отменить решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года в части избрания (...) кандидатом на замещение муниципальной должности главы администрации ЗАТО Александровск Мурманской области.

Признать незаконным и отменить решение Совета депутатов ЗАТО Александровск от ДД.ММ.ГГГГ года о назначении (...) на должность главы администрации ЗАТО Александровск Мурманской области.

В части требований: признать незаконными бездействия конкурсной комиссии по не исключению из списка кандидатов на замещение должности «Глава администрации ЗАТО Александровск» (...); обязать Главу муниципального образования ЗАТО Александровск расторгнуть трудовой контракт, заключенный с (...); признать незаконными итоги проведения конкурса на замещение должности Главы администрации ЗАТО Александровск – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Т.К. Барабанова

2-14/2014-2 (2-580/2013;) ~ М-554/2013-2

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц
Другие
Кокурсная комиссия
Головченко Сергей Александрович
Кауров Семен Михайлович
Совет депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Барабанова Татьяна Константиновна
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
09.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2013Передача материалов судье
11.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2013Судебное заседание
27.12.2013Судебное заседание
30.12.2013Судебное заседание
09.01.2014Судебное заседание
17.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2015Дело оформлено
30.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее