Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2014 года город Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи: Бросовой Н.В.,
с участием прокурора: Черновой О.С.,
при секретаре: Копыловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5283/14 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Гильмановой А.Г., Гильманову РД, о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к ответчикам Гильмановой А.Г., Гильманову Р.Д., указав, что постановлением Администрации г.о. Самара от 09.8.2010 года № 164-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в долгосрочную целевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 -2015 годы, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 №741. Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств бюджетов городского округа Самара, Самарской области и федерального бюджета. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от 07.12.2012 г. №, на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений у застройщика в жилых домах, расположенных в Красноглинском районе города Самара, в микрорайоне Крутые ключи. В соответствии с условиями данного контракта, на основании технического задания строились квартиры конкретного метража, рассчитанного для обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, входящих в Программу, учетом действующих строительных норм. Согласно справке о составе семьи от №, выданной муниципальным предприятием городского округа Самара «ЕИРЦ», в комнате, расположенной в коммунальной <адрес> проживают и зарегистрированы: Гильманова А.Г., ее Гильманов Р.Д.. Указанный жилой объект находится в собственности Гильмановой А.Г. В целях реализации вышеуказанной Программы, Департамент управление имуществом городского округа Самара предложили ответчикам заключить договор мены, по которому: Гильманова А.Д., Гильманов Р.Д. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение -однокомнатную изолированную квартиру, общей площадью 37,40 кв. м., жилой площадью 16,16 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>. От предложенного жилого помещения ответчики отказались, чтоподтверждается смотровым уведомлением от 02.09.2013 г. В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.08.2010 № 164-р собственникам жилых помещений в доме, расположенных по адресу: <адрес>, рекомендовано осуществить снос указанного дома. До настоящего времени собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не осуществлен снос указанного дома, что свидетельствует о невыполнении Распоряжения. В результате неисполнения собственниками требований Распоряжения о сносе указанного дома органом местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, которое, в свою очередь, подлежит регистрации в Управлении Росреестра по Самарской области. В свою очередь, для издания такого решения органу местного самоуправления необходимо идентифицировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, поскольку согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В соответствии со статьей 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета помимо иных документов должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости. Следовательно, орган местного самоуправления не в состоянии единолично осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку является собственником не всех жилых помещений, расположенных на данном земельном участке. В связи с вышеизложенным, собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен осуществить совместно с иными собственниками жилых помещений на данном земельном участке постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Необходимо оформление права собственности ответчиков на долю земельного участка, на котором расположен <адрес>, для определения выкупной цены, подлежащей возмещению ответчикам. Проведение оценки рыночной стоимости изымаемого жилого помещения необходимо для определения выкупной цены указанного помещения с целью соблюдения требований ст. 32 ЖК РФ. При выкупе или ином предусмотренном законом РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость жилого помещении должна быть установлена независимым оценщиком по правилам ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РФ». Использование услуг независимого оценщика является в данном случае обязательным в силу императивного требования ст. 8 указанного закона. Однако проведение данных мероприятий является нецелесообразно длительным процессом и требует значительных финансовых затрат для собственников жилых помещений. Проживание в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений. Изъятие земельного участка для муниципальных нужд в порядке ст. 32 ЖК РФ является процессом пролонгированным во времени - 2-3 года. Наиболее целесообразным является заключение договоров мены аварийных жилых помещений на другие благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда на основании ст. 567 ГК РФ. Просит выселить Гильманову А.Г., Гильманова Р.Д. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> посредством заключения договора мены жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Геворгян О.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила исковые требования удовлетворить.
Согласно представленным в суд возражениям ответчика Гильмановой А.Г., с исковыми требованиями Департамента управления имуществом г.о. Самара не согласна, <данные изъяты> Дочь проживает с ней и имеет 13/28 доли жилого помещения <адрес> дом включен в долгосрочную целевую адресную программу г.о. Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара» на 2011 - 2015 годы», утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 №741. В апреле-мае 2012г. на официальном сайте РФ была размещена информация о проведении 57 открытых аукционов в электронной форме на приобретение 111 жилых помещений. По итогам состоявшихся аукционов было заключено 27 муниципальных контракте с ООО СМПФ «ЭЛРИ» на приобретение 53 квартир в жилом доме по <адрес> городского округа Самара, из них контракты заключены на 1 и 2 комнатные квартиры следующих площадей: 1-комнатные - 39 квартир от 36,42 кв.м. до 38,27 кв.м, жилой площадью от 14 кв. м, 2-х комнатные - 14 квартир от 54,77 кв.м. до 56,07кв.м. В связи с этим, просила Департамент пересмотреть предложенный ранее вариант и предложить другое жилое помещение в Кировском районе г. Самары, однако Департамент ссылается на ч. 7 ст. 14 Закона Самарской области от 05.07.2005 № 1 ГД «О жилище» «При предоставлении гражданам жилых помещений муниципалы жилищного фонда не подлежат обязательному удовлетворению требования о предоставлении жилого помещения в определенном доме, определенном районе города или на определенном этаже». Хочет отметить, что данный Закон имеет в виду предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Просит суд в удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара отказать.
Представитель ответчика по доверенности Гильманова З.Д., ответчик Гильманов Р.Д. в судебном заседании исковые требования не признали, по изложенным в отзыве Гильмановой А.Г. основаниям, просили в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара по доверенности Корцова Е.В. доводы, изложенные в представленном в суд отзыве, согласно которому не возражают против удовлетворения исковых требований, поддержала.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать в связи с не достижением соглашения между истцом и ответчиком о заключении договора мены, так как у ответчиков квартира находится в собственности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Распоряжением № 164-р от 09.08.2010г. Главы городского округа Самара «О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными»: многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным: Департаменту управления имуществом г.о.Самара рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещения в указанном доме по договору социального найма другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством; отселение физических лиц из многоквартирного дома завершить до конца 2010 года; собственникам аварийного многоквартирного дома осуществить снос дома до конца 2010 года (л.д. 19, 20).
Вышеуказанный дом включен в долгосрочную целевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011-2015 г., утвержденную постановлением администрации г.о.Самара от 01.07.2011 г. № 741.
07.12.2012г. Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара, действующего от имени городского округа Самара, в целях обеспечения муниципальных нужд, заключен муниципальный контракт с <данные изъяты> на приобретение жилых помещений у Застройщика в жилых домах, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара, в соответствии с областной адресной программой «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» и долгосрочной целевой адресной программой г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара» на 2011-2015г.г., в соответствии с требованиями к отделке предаваемых Участнику долевого строительства объектов (л.д.9)
Согласно справке МП г.о. Самара «ЕИРРЦ» от 20.11.2012г. в комнате площадью <данные изъяты> коммунальной квартиры по адресу: <адрес> зарегистрированы: Гильманова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ, Гильманов Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18).
Лицевой счет № 50163 на комнату открыт на имя Гильмановой А.Г. (л.д.22). Согласно лицевому счету фактически в квартире проживают 2 человека.
Ответчик Гильманова А.Г. является собственником на основании договора купли-продажи от 22.05.2003г. (л.д.30) ее доля в праве в общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру <адрес>, составляет <данные изъяты> (л.д.89,90,91).
Из свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 18), следует, что квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> является собственностью Муниципального образования городской округ Самара (л.д.16).
Квартира поставлена на кадастровый учёт (л.д. 7-8).
Из смотрового уведомления от 02.09.14г. (л.д. 21) следует, что Гильмановой А.Г. была осмотрена квартира по адресу: <адрес>. С переездом не согласилась в связи с отдаленностью узких специалистов в поликлинике, указала, что является инвалидом 2 <данные изъяты>
Согласно ответу Министерства здравоохранения Самарской области (л.д.48) медицинская помощь жителям микрорайона Крутые ключи медицинская помощь оказывается силами поликлинического отделения ГБУЗ Самарской области «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника», ее фактический адрес: <адрес>, что не опровергает доводы ответчика Гильмановой А.Г. об отсутствии в поликлинике <адрес> необходимых ей, <данные изъяты>
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно разъяснениям п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
Из норм частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ следует, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Аналогичная позиция отражена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
Отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их права собственности на эти дома может быть осуществлено только с согласия собственника путем заключения договора, что соответствует положениям ст. 235 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности.
Поскольку данных о том, что ответчикам Гильмановой А.Г., Гильманову Р.Д. предлагалось выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, в материалы дела не представлено, доказательств, подтверждающих, что между сторонами было достигнуто соглашение о предоставлении ответчикам другого жилого помещения взамен изымаемого, также не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░