8 августа 2018 года г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Юркиной С.Н.,
с участием прокурора Рейн Л.В.,
при секретаре Воронковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Коркино в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности к совершению действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Коркино Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности к совершению действия.
В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. Прокуратурой г. Коркино проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп. В силу действующего законодательства, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определения места превичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование возложены на органы местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального законодательства РФ Администрацией Первомайского городского поселения не организован сбор указанного вида отходов, не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп. Просит: обязать Администрацию Первомайского городского поселения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: организовать сбор, размещение и вывоз отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей Первомайского городского поселения, проинформировать потребителей Первомайского городского поселения о месте сбора и размещения ртутьсодержащих ламп (л.д.2-4).
В судебном заседании прокурор Рейн Л.В. настаивала на удовлетворении иска, поддержала изложенные в нём доводы.
Представитель ответчика Администрации Первомайского городского поселения в судебное заседание не явился, судом был извещён надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, возражений на иск в суд не представил (л.д.12).
Поэтому суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для полного удовлетворения иска.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Статьёй 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учётом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответсатвии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. ч. 2, 3 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется оргами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно примечанию к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённому в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с Федеральным классификатором каталога отходов, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Статьёй 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ГОСТ 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1-4 класса опасности. Основные требования», утверждённый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами) и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и /или окружающей среды.
Согласно п. 9 ст. 10 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вредным животным, растениям и окружающей среде.
В силу п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключённый собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах) а также их информирование.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Коркино в рамках проверки установлено, что Администрацией Первомайского городского поселения не организован сбор и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, и их информирование на территории Первомайского городского поселения. При этом, Администрация Первомайского городского поселения в добровольном порядке не исполняет возложенную на неё обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп. В связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд.
Согласно подп. 18 п. 1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населённых пунктах возложена на муниципальные образования. Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем, вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным и направлен на создание безопасных условий проживания населения. Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).
Эти обстоятельства подтверждаются доказательствами, находящимися в материалах дела: представлением (л.д.5-7), актом проверки (л.д.8-9).
Представитель ответчика возражений на иск в суд не представил.
Анализируя в совокупности положения приведённых выше правовых норм, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложении обязанности на Администрацию Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области по организовации сбора, размещения и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей Первомайского городского поселения, и информирования потребителей Первомайского городского поселения о месте сбора и размещения ртутьсодержащих ламп в течение четырёх месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░