Дело № 2-1795/2020
УИД 22RS0015-01-2020-002864-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 28 июля 2020 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Труновой А.В.,
при секретаре Друговой Е.А.,
с участием помощника прокурора г. Новоалтайска Тямуковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая компания «Депстар» о возложении обязанности обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Новоалтайска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО Управляющая компания «Депстар» (далее – ООО УК «Депстар») о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома по АДРЕС в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства; об обязании ответчика обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от указанного многоквартирного дома в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в срок до ДАТА, а именно: организовать размещение мест временного накопления отходов на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м, по согласованию с Администрацией г. Новоалтайска, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю; оборудовать площадку для установки не более 5 контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых насаждений (кустарников) по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, окрасить контейнеры, обеспечить удобные подъезды для автотранспорта.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Новоалтайска проведена проверка соблюдения законодательства о защите окружающей природной среды, атмосферного воздуха, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления на территории г. Новоалтайска. В ходе проверки установлено, что на расстоянии 46 м от дома по АДРЕС расположена контейнерная площадка, состоящая из 2 контейнеров. Площадка оборудована металлическим ограждением по периметру дислокации контейнеров, контейнеры расположены на бетонном основании. На момент проверки доступ к контейнерам обеспечен прилегающими подъездными путями. Согласно информации Администрации г. Новоалтайска указанный многоквартирный дом обслуживается ООО УК «Депстар». Указанное место временного накопления отходов не соответствует требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Тямукова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО УК «Депстар» Пальчик Е.С. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в настоящее время ответчиком принимаются меры к установке мусорных контейнеров на существующую мусорную площадку, относящуюся к жилому дому по АДРЕС, просила установить срок исполнения обязанности до конца сентября 2020 года.
Представитель третьего лица – Администрации г. Новоалтайска Комов А.Б. в судебном заседании указал на обоснованность исковых требований, вопрос об определении срока исполнения обязанности оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пп. «д» п. 11, пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация сбора, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Частью 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления городских округов осуществлять организацию сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
Согласно Правилам благоустройства территории г. Новоалтайска, утвержденным решением Новоалтайского городского Собрания депутатов от 18.06.2013 № 44, для сбора отходов и мусора владельцы контейнерной площадки, домовладельцы, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, либо специализированные организации, осуществляющие вывоз мусора, организуют место временного хранения отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание; контейнеры размещаются на специально оборудованных площадках и должны быть в исправном состоянии; площадки для установки контейнеров должны быть с твердым покрытием, иметь с трех сторон ограждение высотой 1,5-2 м во избежание попадания мусора на прилегающую территорию, подъезд к контейнерной площадке должен иметь асфальтобетонное или щебеночное покрытие; доступ к контейнерной площадке должен быть свободен в любое время суток, запрещается стоянка транспортных средств у контейнерных площадок; расположение места временного хранения отходов определяется, исходя из того, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха граждан на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м, на территории частных домовладений расстояние между местами временного хранения отходов может быть сокращено до 8-10 м, размер площадок должен быть рассчитан на установку не более 5 контейнеров; удаление отходов с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории в многоквартирных домах осуществляется организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, самостоятельно либо специализированными организациями, осуществляющими вывоз мусора по договорам, заключенным с домовладельцами или с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами; вывоз пищевых отходов осуществляется с территории ежедневно, срок хранения твердых бытовых отходов при температуре – 5 градусов и ниже – не более 3 суток, при температуре свыше + 5 градусов – не более одних суток (ежедневный вывоз).
Согласно п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Из указанных норм права следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую компанию, с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления.
Управление многоквартирным домом по АДРЕС осуществляет ООО УК «Депстар», что не оспаривалось представителем юридического лица в судебном заседании.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно п. <данные изъяты> 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения» СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Требования к мероприятиям по сбору твердых бытовых отходов, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В соответствии с п.п. 2.1.3, 2.1.4, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Согласно с пп. 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии с п. 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, землепользователи озелененных территорий обязаны: обеспечить сохранность насаждений; обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых подов и т.д.; принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев на деревьях.
В силу п.п. 3.7.1, 3.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда несет обязанность по уборке придомовой территории, уходу за зелеными насаждениями.
Согласно Правилам благоустройства территории г. Новоалтайска, придомовая территория включает в себя, в том числе, площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов.
В соответствии с актом от ДАТА проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой г. Новоалтайска, установлено, что на расстоянии 46 м от дома по АДРЕС расположена контейнерная площадка, состоящая из 2 контейнеров. Площадка оборудована металлическим ограждением по периметру дислокации контейнеров, контейнеры расположены на бетонном основании. На момент проверки доступ к контейнерам обеспечен прилегающими подъездными путями.
Данные обстоятельства подтверждаются фотографиями, представленными истцом.
Из сообщения Администрации г. Новоалтайска от ДАТА НОМЕР следует, что от руководства управляющей компании в адрес Администрации г. Новоалтайска не поступало заявки о согласовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по дому по АДРЕС.
Суду представлено заявление ООО УК «Депстар» в ООО «ЖЭУ-1» от ДАТА, в ООО УК «ЖЭУ-2» от ДАТА о разрешении на установку мусорного контейнера для жилого дома по АДРЕС на существующую мусорную площадку, относящуюся к территории жилого дома по АДРЕС, однако на момент рассмотрения дела установка контейнеров не осуществлена.
На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что спорная площадка не соответствует требованиям действующего законодательства, и, следовательно, не может быть признана надлежащим местом накопления отходов.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Лишь после процедуры согласования места временного накопления отходов от вышеуказанного многоквартирного дома с компетентными органами, управляющая организация обязана произвести обустройство указанного места и обеспечить последующее содержание в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
Именно на ответчике лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора бытовых отходов, а бездействие ответчика нарушает право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и создает угрозу его нарушения.
Исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая согласие прокурора г. Новоалтайска, позицию Администрации г. Новоалтайска, а также то обстоятельство, что момент вступления в законную силу решения суда наступает позднее, чем срок исполнения обязанности, указанный в исковом заявлении, суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности до ДАТА.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г. Новоалтайска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО Управляющая компания «Депстар» по необеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома по АДРЕС в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Обязать ООО Управляющая компания «Депстар» обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного дома по АДРЕС в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в срок до ДАТА, а именно:
- организовать размещение мест временного накопления отходов на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м, по согласованию с Администрацией г. Новоалтайска, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю;
- оборудовать площадку для установки не более 5 контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых насаждений (кустарников) по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, окрасить контейнеры, обеспечить удобные подъезды для автотранспорта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Трунова
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2020.