Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Усенко А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тарасовой Л.А к администрации г.о. Самара об обязании произвести выкуп аварийного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасова Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации г.о. Самара в обоснование иска указав, что ей принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 70,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Распоряжением и.о. первого заместителя Главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера Дд, признан аварийным и подлежащим сносу в течение шести месяцев со дня предоставления гражданам, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, жилые помещения в соответствии с законодательством. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>». В связи с длительным неисполнением своих обязанностей по принятию мер, определенных ст. 32 ЖК РФ, просила обязать Администрацию г.о.Самара выкупить у Тарасовой Л.А., принадлежащую на праве общей долевой собственности, ? долю в праве на квартиру, общей площадью 70,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, установив выкупную стоимость в размере № рублей, из которых № рублей – стоимость 1/2 доли в праве на квартиру, а также № рублей – стоимость доли в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, №
В судебном заседании представитель истца Евченкова В.И., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Самара Бычкова В.В., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что требования об обязании произвести выкуп доли в праве общей долевой собственности, противоречат нормам действующего законодательства, а именно ст. 421 ГК РФ. Процедура изъятия земельного участка в настоящее время Департаментом управления имуществом г.о. Самара не произведена. Дополнила, что иск об обязании произвести выкуп спорного жилого помещения является преждевременным, поскольку сроки, предоставленные администрацией Департаменту управления имуществом г.о. Самара на расселение нанимателей в спорном жилом доме не истек. Кроме того, администрация не входит в перечень организаций, которые вправе обратиться с ходатайством об изъятии земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд". Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - Департамента управления имуществом городского округа Самара Михин А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в спорном жилом <адрес>, литера Дд, по <адрес>, зарегистрировано 15семей, из них 8 семей занимают жилые помещения на праве собственности, 7 – по договорам социального найма. На настоящий момент не расселены 6 семей, занимающих жилые помещения на праве собственности, 2 семьи, занимающие жилые помещения по договору социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переселено 9 семей, в том числе 4 семьи, занимавшие жилые помещения на праве собственности, 5 семей – по договорам социального найма. Дополнил, что в их полномочия только входит управление и распоряжение муниципальным имуществом, кроме того Департамент не является получателем бюджетных средств при заключении соглашений о выкупе с собственниками жилых помещений. Просил в иске отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Указанная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Тарасова Л.А. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 70,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и на общее имущество в многоквартирном доме по указанному адресу, и на общее имущество многоквартирного дома – земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый многоквартирным жилым домом, общей площадью 242 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, общей площадью 242 кв.м, на котором расположен жилой <адрес> по ул Фрунзе <адрес>, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка.
Распоряжением и.о. первого заместителя Главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера Дд, признан аварийным и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение шести месяцев со дня предоставления гражданам, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, жилые помещения в соответствии с законодательством до ДД.ММ.ГГГГ.
Дата предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, жилые помещения в соответствии с законодательством, указанная в п.3 распоряжения заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р, неоднократно переносилась распоряжениями первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в последний раз срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2009 – 2012 годы».
В целях реализации указанной Программы по отселению из аварийного жилищного фонда, без предложения выкупной цены, Департамент управления имуществом г.о. Самара предложил истцу поменять принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пер. Сиреневый, являющуюся муниципальной собственностью на условиях социального найма, что фактически является лишением права собственности, выдав смотровое уведомление на осмотр жилого помещения.
Истец, не согласившись с условиями Соглашения, не принял предложенную оферту и отказался от ее акцепта, в связи с тем, что предложенное Департаментом управления имуществом г.о. Самара жилое помещение не отвечает требованиям равноценности, высказав согласие на выкуп спорного жилого помещения.
На сегодняшний день аварийный жилой <адрес> не расселен, требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцу, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.
Доводы ответчика о преждевременности обращения истца с вышеуказанным иском суд считает несостоятельными, поскольку согласно распоряжению администрации муниципального органа спорный дом подлежал расселению до ДД.ММ.ГГГГ и сносу до ДД.ММ.ГГГГ, неоднократно администрацией г.о. Самары указанные сроки продлевались, в последний раз до ДД.ММ.ГГГГ, однако, расселение граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма, в указанном доме, на апрель 2016 г. так и не завершено, администрация не принимает решение об изъятии земельного участка и принадлежащих собственникам жилых помещений в аварийном жилом доме, что приводит к существенному нарушению прав собственников в данном доме.
Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что истец по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
В связи с этим заявленные требования об обязании произвести выкуп аварийного жилого помещения являются обоснованными.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрация г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании ч.2 ст.42 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии со ст.25 Устава г.о. Самара, Администрация городского округа Самара является исполнительно- распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.
Согласно п. «г» ст.47 Устава г.о. Самара, распоряжение муниципальным имуществом, заключение и исполнение договоров в отношении муниципального имущества Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет лишь на основании постановлений Администрации г.о.Самара.
Из п. 5 раздела 3 Распоряжения главы г.о. Самара «Об утверждении регламента деятельности по ликвидации ветхих жилых домов и нежилых зданий на территории г.о. Самара» следует, что в течение года со дня уведомления собственников о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений главы администраций районов обеспечивают заключение соглашений Главы городского округа Самара с собственниками жилых и нежилых помещений о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка и (или) расположенных на нем жилых и нежилых помещений для муниципальных нужд.
Согласно данному распоряжению Департамент управления имуществом г.о. Самара является получателем бюджетных средств только на выполнение работ по сносу ветхих и аварийных жилых домов и ветхих нежилых зданий в городском округе Самара в соответствии с целевыми программами, утвержденными постановлениями Администрации городского округа Самара.
Таким образом, обязанность по выкупу жилья в соответствии с законом и локальными нормативно-правовыми актами лежит на Администрации г.о. Самара, соответственно требования заявлены обоснованно к Администрации г.о. Самара.
Ссылка на положения Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд" является несостоятельной, поскольку данное постановление разработано в соответствии с п.2 ст. 56.4 ЗК РФ и не относится к рассматриваемой ситуации.
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок
Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Поскольку положениями статей 36-38ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Истцом произведена оценка рыночной стоимости доли в праве на квартиру и доли в праве на земельный участок.
Согласно представленному в материалы гражданского дела отчету №/Н.12-2015 ООО «Агентство оценки САМЭКС-ГРУПП» от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и квартиры по адресу: <адрес>, рыночная стоимость квартиры и общего имущества составляет округленно № рублей, в том числе доли в праве на земельный участок № рублей. Таким образом, ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 70,8 кв.м, составляет № рублей, из которых № рублей – стоимость 1/2 доли в праве на квартиру, № рублей – стоимость доли в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, литера Дд.
Представленный истцом отчет об оценке подготовлен специалистом, который имеет соответствующие свидетельства и сертификаты соответствия, является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков». В данном споре экспертная организация является независимой. Поэтому суд принимает именно данное заключение, как наиболее достоверное. Кроме того, ответчиком в суде указанная оценка не оспаривалась, доказательств рыночной стоимости спорного жилого помещения в ином размере в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду ответчиком не представлено, ходатайств о назначении судебной строительно-технической экспертизы с постановкой вопроса об оценке спорного имущества стороной ответчика не заявлялось, от проведения указанной экспертизы представитель ответчика отказался.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, возлагает обязанность на администрацию г.о. Самара произвести выкуп у истца по определенной заключением специалиста рыночной стоимости спорного объекта.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тарасовой Л.А к администрации г.о. Самара об обязании произвести выкуп аварийного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Самары произвести выкуп у Тарасовой Л.А принадлежащую ей ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 70,8 кв.м, установив выкупную стоимость в размере № рублей, из которых № рублей – стоимость 1/2 доли в праве на квартиру, а также №50 рублей – стоимость доли в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, литера Дд.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Коваленко О.П.