Судья первой инстанции: Горбов Б.В. Дело № 33-6235/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2019 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: |
Харченко И.А., |
судей: |
Рошка М.В., Хмарук Н.С., |
при секретаре: |
Лыфарь Л.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Ковалёва Юрия Владимировича к Королю Владимиру Николаевичу, Губарик Александру Васильевичу, Государ-ственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о снятии земельного участка с кадастрового учёта, признании права отсутствующим,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государ-ственной регистрации и кадастру Республики Крым
на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2018 года,
у с т а н о в и л а:
Ковалёв Ю.В. обратился с иском в суд к Королю В.И.. Губарику А.В., Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о снятии земельного участка с кадастрового учёта, признании права отсутствующим.
Требования мотивированны тем, что Ковалёв Ю.В. является собствен-ником земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>. Границы земельного участка пересекают земельный участок с кадастровым номером № правообладателем которого являлся ФИО7 Решением Ялтинского городского суда от 06.09.2016 г. все правоустанавливающие документы ФИО7 на участок были признаны недействительными. Внесенные на основании отмененных решением суда правоустанавливающих документов сведения о земельном участке с кадастровым номером № препятствуют истцу провести межевание своего земельного участка и внести сведения о земельном участке в систему государственного кадастрового учета, зарегистрировать на него право собственности, поскольку на фактические границы принадлежащего истцу земельного участка налагаются границы земельного участка, принадлежащего ФИО7
Учитывая изложенное, с целью устранения наложения участков, истец просит суд признать отсутствующим право собственности Короля В.Н. на земельный участок с кадастровым номером №, снять его с учёта, исключить сведения о нём из ЕГРН (л.д. 2-5).
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2018 года исковые требования Ковалева Ю.В. к Королю В.Н., Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым удовлетворены, а в удовлетворении требований к Губарик А.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каган Р.М. оспаривает законность и обоснованность решения в части возложения обязанности на Госкомрегистр снять с кадастрового учета земельный участок с номером №, просит решение в этой части отменить и постановить новое об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на то, что из материалов дела не усматривается, какие именно законные права и интересы заявителя были нарушены Госкомрегистром, указывая, что законом установлен заявительный порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с чем, в случае удовлетворения требований истца о снятии с кадастрового учета земельного участка он не ограничен в праве обратиться в Госкомрегистр с заявлением о снятии с кадастрового учета представив копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу.
Поскольку решение суда обжалуется только в части удовлетворения исковых требований, судебная коллегия проверяет законность и обоснован-ность решения только в этой части.
Выслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования Ковалева Ю.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о снятии земельного участка с кадастрового учета, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании решения органа местного самоуправления, признанного недействительным в судебном порядке, спор о праве на данный земельный участок отсутствует, нахождение земельного участка на кадастровом учете нарушает права истца, а ответчик является органом, на который законом возложены полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требо-ваниям закона.
Судом установлено, что с 2011 г. Ковалёв Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по ул. <адрес> (л.д. 10, 57, 60).
В ходе проведения работ по уточнению границ участка, истец выяснил, что на его участок накладывается земельный участок с кадастровым номером № по ул. <адрес>, правообладателем которого является Король В.Н. (л.д. 11. 14, 16-18).
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.09.2016 г., вступившим в законную силу 05.06.2018 г. признаны недействительными постановление органа местного самоуправления от 27 декабря 2013 года, которым Королю В.Н. земельный участок предоставлен в собственность, а также свидетельство о праве собственности Короля В.Н. на земельный участок № основанием для принятия такого решения явилось то, что предоставленный ответчику земельный участок частично расположен в границах принадлежащего истцу земельного участка, находя-щегося в частной собственности с 2004 года (л.д. 21-25).
В настоящее время внесены сведения о правообладателе вышеуказанного участка в ЕГРН.
Ковалев Ю.В. обратился с заявлением в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о прекращении права собственности на земельный участок № однако 03.05.2018 года ему было отказано со ссылкой на п. 3 ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ (л.д. 13).
В силу положений части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судо-производстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспари-ваемых прав, свобод или законных интересов.В статье 12 ГК РФ перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Частью 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 1 ст. 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Частью 1.1. ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2018 года № 3-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым в соответствии с Соглашением между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 года № 2432-р, передано Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 164.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.1.2018 года № 2832-р утверждено Дополнительное соглашение к Соглашению, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 года № 2432-р, о продлении срока полномочий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно пункту 7 части 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Поскольку решение органа местного самоуправления о передаче земельного участка с кадастровым номером № в собственность Королю В.Н. признано решением суда недействительным, данный земельный участок прекратил свое существование в связи с чем, подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
Наличие на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № который прекратил свое существование в силу решения суда, нарушает право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером № который фактически расположен в тех же самых координатах.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», «учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованное лицо в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, предъявленные к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, к компетенции которого относится осуществление государственного кадастрового учета на территории Республики Крым.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
о п р е д е л и л а:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государствен-ного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи