К делу 2-269/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» мая 2016 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Гардер Р.Н.,
при секретаре Богдан Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «им. Т.Г. Шевченко» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «им. Т.Г. Шевченко» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в границах МО Щербиновского района. В ходе проверки установлено, что в процессе производственной деятельности общества, эксплуатируются стационарные источники, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с четырех площадок. Согласно сведениям ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар», за период с 21.02.2016 по 14.03.2016 ОАО «им. Т.Г. Шевченко» потребило 3, 884 тыс. м3 природного газа. Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО «им. Т.Г. Шевченко» не получало (срок ранее действовавшего разрешения истек 21.02.2016), нормирующую документацию в компетентном органе не утверждало. Кроме того, организацией не обеспечена разработка проектов санитарно-защитных зон промышленных площадок I (хранилища навоза и помета) и III (машинотракторные мастерские, склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и других минерально-строительных материалов, ферма крупного рогатого скота) классов опасности, а также проведение производственного лабораторно-инструментального контроля за качеством атмосферного воздуха и уровнями шума в санитарно-защитной зоне и на границах с жилой застройкой. Бездействие ответчика нарушает право, предоставленное гражданам ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ на соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Истец просит суд обязать ОАО «им. Т.Г. Шевченко» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и согласовать с уполномоченным органом проект санитарно-защитной промышленных площадок I (хранилища навоза и помета) и III (машинотракторные мастерские, склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и других минерально-строительных материалов, ферма крупного рогатого скота) классов опасности; организовать производственный контроль, в том числе лабораторно-инструментальный контроль за качеством атмосферного воздуха и уровнями шума в с санитарно-защитной зоне и на границе с жилой застройкой в 4 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым отправлением. О причинах неявки суду не сообщили. О рассмотрении дела в их отсутствие не просили. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика ОАО «им. Т.Г. Шевченко» Куколева Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, однако просила предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2016 года, поскольку в четырехмесячный срок документы готовы не будут.
Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще уведомленных о рассмотрении дела.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в границах муниципальных образований городов Геленджика, Новороссийска, Анапы, Темрюкского, Славянского, Приморско-Ахтарского, Каневского, Щербиновского, Ейского районов.
Установлено, что ОАО «им. Т.Г. Шевченко» в границах земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> примерно 40 м. по направлению С от ориентира с. Екатериновка, примерно в 0,4 км. по направлению на С от ориентира с. Екатериновка осуществляет деятельность по выращиванию зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также производству молока.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из смысла ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В обязанность юридических лиц вменена охрана атмосферного воздуха, предусматривающая принятие мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Исходя из подп. 2 п. 1.1. «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПБ. 2005 г., введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333) стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных веществ, дислоцируемый или функционируемый постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.
В ходе проверки, проведенной 14.03.2016, установлено, что в процессе производственной деятельности общества, эксплуатируются следующие стационарные источники, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с четырех площадок:
Площадка административного здания: гаражные боксы для легкового автотранспорта с отопительной котельной на газовом топливе; административное здание с двумя настенными бытовыми отопительными котлами BOSCH Gruppe Cerapur ZBR 11 42 А турбо;
Здание столовой: бытовой отопительнй котел Daewoo DGB-200MSC;
Северная окраина с. Екатериновка: машино-тракторные мастерские (токарный слесарный, цех для ремонта топливной аппаратуры; аккумуляторная; сварочный поств, вулканизаторная; аккумуляторная; участок ТО и ТР автотранспорта и сельхозтехники; пост покраски; стоянка сельскохозяйственной техники; отопительная котельная; аварийная ДЭС АД- 100), склад ГСМ ( резервуары для хранения бензина, дизтоплива, масла, операторная АЗС с отопительной котельной на угле), гараж (стоянка автотранспорта в неотапливаемых боксах; отопительная котельная на угольном топливе; диспетчерская; весовая.), строительно-монтажная бригада (открытые склады гравия и песка; деревообрабатывающий участок; бытовые помещения; склад; контора с отопительной котельной на угле), центральный мехток (зерносклады №,№21,22,23 для напольного хранения зерна; зерноочистительные агрегаты вороха - ЗАВ-40-1шт и ЗАВ-100-1шт, шахтная зерносушилка; весовая; бытовые помещения с отопительной котельной на угле), хлебопекарня (здание хлебопекарни с бытовым отопительным котлом Siberia -23);
Молочное производство: молочный комплекс (коровники –корпуса №№1-5 с выгульными площадками; навозохранилище; склад кормов; аварийная электростанция с дизель-генератором АД-100; отопительная котельная на угле;санпропускник); МТФ-4 (коровники - корпуса №№1-4 с выгульными площадками; склад кормов; отопительная котельная на угле; санпропускник).
Исходя из методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Санкт-Петербург ОАО НИИ Атмосфера, 2012); методики расчёта выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (НИИ АТМОСФЕРА, Санкт-Петербург, 1997, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 14.04.1997 № 158; расчёта выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (НИИ АТМОСФЕРА, Санкт-Петербург, 1997, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 12.11.1997 № 497, Методики расчёта выделений загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок» (НИИ АТМОСФЕРА, Санкт-Петербург, 2001; расчетной инструкции «Удельные показатели образования вредных веществ, выделяющихся в атмосферу от основных видов технологического оборудования предприятий радиоэлектронного комплекса» (Санкт-Петербург, 2006); методического указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров (Новополоцк, 1997 с учетом дополнений НИИ Атмосфера), методики по определению выбросов вредных веществ в атмосферу на предприятиях госкомнефтепродукта РСФСР, утвержденной Госкомприродой СССР, 27.12.1988; методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (1998); методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (Москва, 1998), методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (Москва, 1999); ОНД — 86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987), Методического указания по нормированию, учету и контролю выбросов загрязняющих веществ от хлебопекарных предприятий (Москва, ФКК «Росхлебопродукт», 1996), методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 гкал в час (Москва, 1999, утвержденной Госкомэкологии России с учетом методических писем НИИ Атмосфера № 335/33-07 от, № 838/33-07 от 11.09.2001), методического пособия по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов» (Новороссийск, 2001); методики расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм (НИИ Атмосфера. Фирма «Интеграл», Санкт-Петербург, 1997) следует, что в процессе функционирования вышеуказанных источников, в атмосферу поступали следующие вредные (загрязняющие вещества): диЖелезо триоксид (Железа оксид) (в пересчете на железо), марганец и его соединения (в пересчете на марганца (IV) оксид), олово оксид (в пересчете на олово), Свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец), азота диоксид (Азот (IV) оксид), аммиак, азот (II) оксид (Азота оксид), серная кислота, углерод (Сажа), сера диоксид (Ангидрид сернистый), Дигидросульфид (Сероводород), углерод оксид, метан, Смесь углеводородов предельных С1-С5, С6-С10, С12- С19, пентилены (Амилены - смесь изомеров), бензол, диметилбензол (Ксилол) (смесь изомеров о-, м-, п-), метилбензол (Толуол), этилбензол, бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен), дифторхлорметан (Фреон-22), метанол (Метиловый спирт), этанол (Спирт этиловый), Гидроксибензол (Фенол), этилформиат, пропаналь, ацетальдегид, формальдегид, гексановая кислота (Кислота капроновая), этановая кислота (Уксусная кислота), диметилсульфид, метантиол (Метилмеркаптан), этантиол (Этилмеркаптан), метиламин (Монометиламин), бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод), керосин, уайт-спирит, пыль неорганическая, меховая, древесная, зерновая, мучная, угольная зола.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию», указанные вещества относятся к вредным (загрязняющим).
Согласно сведениям ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар», за период с 21.02.2016 по 14.03.2016 ОАО «им. Т.Г. Шевченко» потребило 3, 884 тыс. м3 природного газа.
Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО «им. Т.Г. Шевченко» не получало (срок ранее действовавшего разрешения истек 21.02.2016), нормирующую документацию в компетентном органе не утверждало.
Кроме того, организацией не обеспечена разработка проектов санитарно-защитных зон промышленных площадок I (хранилища навоза и помета) и III (машинотракторные мастерские, склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и других минерально-строительных материалов, ферма крупного рогатого скота) классов опасности, а также проведение производственного лабораторно-инструментального контроля за качеством атмосферного воздуха и уровнями шума в санитарно-защитной зоне и на границах с жилой застройкой, что противоречит требованиям ст.ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п.п. 2.4, 2.5 СП 1.1.1058-01, утвержденными постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001г. № 18, от 25.09.2007 № 74 соответственно.
Бездействие ответчика нарушает право, предоставленное гражданам ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ на соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.
Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
При таком положении, суд считает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку у ответчика, по независящим от него обстоятельствам, отсутствует возможность исполнить решение Щербиновского районного суда в полном объеме, суд считает возможным на основании ст.203 ГПК РФ, предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2016 года, что будет способствовать его реальному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░. ░.░. ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░. ░.░. ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ I (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░) ░ III (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2016░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░