Дело № 2-566/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2016 года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Шевченко В.В.,
при секретаре - ФИО6,
с участием: прокурора - ФИО7,
истицы - ФИО3,
представителя ответчика - ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Советский ФИО2 <адрес> Республики Крым гражданское дело по иску прокурора ФИО2 <адрес> Республики Крым в интересах ФИО3 к ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО2 <адрес> Республики Крым об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением вне очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ФИО2 <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в интересах ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением вне очереди. Исковое заявление мотивировано тем, что в прокуратуру ФИО2 <адрес> Республики Крым поступило обращение ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из числа детей-сирот, о нарушении ее права на получение жилья, в ходе проверки по которому выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности ФИО2 сельского поселения Республики Крым. Так, решением исполнительного комитета ФИО2 поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, имея статус ребенка-сироты, поставлена на квартирный учет в список лиц, пользующихся правом внеочередного получения жилья. В данном списке в настоящее время ФИО3 находится под номером 9 из 9 состоящих граждан указанной категории. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в ФИО2 сельского поселения с заявлением о перерегистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ставших на квартирный учет до ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования ФИО2 сельского поселения Республики Крым. В настоящее время требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, в связи с чем прокурор просит обязать ФИО2 сельского поселения Республики Крым предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение вне очереди.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Истица ФИО3 в судебном заседании также поддержала исковые требования, при этом пояснила, что в настоящее время она снята с регистрации в <адрес>, поскольку окончила учебное заведение, временно проживает у своей подруги без регистрации, так как не имеет собственного жилья.
Представитель ответчика ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что действительно ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, имея статус ребенка-сироты, была поставлена на квартирный учет в список лиц, пользующихся правом внеочередного получения жилья. Однако, в данном списке имеются еще граждане указанной категории, которые пользуются аналогичным правом. Также пояснил, что ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым не получила субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах муниципальных районов. Кроме этого, пояснил суду, что в случае предоставления ФИО3 жилья вне очереди будут нарушены права остальных граждан данной категории льготников, которые стоят на очереди с более раннего времени. При этом представитель ответчика не оспаривал само право ФИО3 на получение такого жилья.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав ФИО2 <адрес> Республики Крым (Далее – Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав) в настоящее судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, при этом, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 сельских поселений ФИО2 <адрес> Отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав было направлено письмо о формировании и предоставлении списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. На основании предоставленных списков, сформированных в ФИО4 сельских поселений, специалистами Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав был сформирован единый список лиц данной категории, а ДД.ММ.ГГГГ данный список направлен в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. При этом пояснила, что лицам, включенным в список, были направлены уведомления о том, что при личном обращении их с полным пакетом документов, они будут включены в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на региональном уровне в Министерстве образования, науки и молодежи. Право истицы на получение жилого помещения представителем третьего лица не оспаривалось.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.7).
Распоряжением №-р ФИО2 <адрес>ной государственной ФИО4 в АР Крым «Об установлении статуса несовершеннолетней ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 установлен статус ребенка-сироты (мать несовершеннолетней ФИО9 умерла, сведения об отце ФИО10 записаны в соответствии с ч.1 ст.135 СК Украины) (л.д.11).
В соответствии с решением исполнительного комитета ФИО2 поселкового совета АР Крым № «О жилищных вопросах» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включена в список граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений (л.д.8, 9).
Согласно распоряжения №-р ФИО2 <адрес>ной государственной ФИО4 в АР Крым «О направлении несовершеннолетней ФИО3 в интернатное учебное заведение» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 направлена в интернатное учебное заведение на полное государственное обеспечение (л.д.10).
Согласно справке Государственного бюджетного профессионального учреждения Республики Крым «Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обучается в учебном заведении на очной форме обучения полного государственного обеспечения. На период обучения зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>. Срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13, 15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> Республики Крым в адрес ФИО2 сельских поселений ФИО2 <адрес> за исх. № направлены письма с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в адрес ФИО4 список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.31).
ДД.ММ.ГГГГ председателем ФИО2 сельского совета – ФИО2 сельского поселения за исх. №/ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав предоставлена информация о детях – сиротах, детях, оставшихся без родительской опеки и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (л.д.32-35).
ДД.ММ.ГГГГ Отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав за исх. №.01-35 в адрес ФИО2 сельских поселений ФИО2 <адрес> направлено аналогичное требование о предоставлении списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.36).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась к ФИО2 сельского поселения с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д.12).
Согласно справки Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 не числится собственником недвижимости.
Таким образом, ФИО3 является гражданином из числа детей-сирот, состоящих на квартирном учете в ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым и пользующимся правом внеочередного получения жилого помещения, поэтому на неё распространяется действие Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пунктам 1 и 9 статьи 8 указанного закона, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Таким образом, у ФИО3 есть право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного, учитывая тот факт, что в настоящее время ФИО3 снята с регистрации в <адрес>, в связи с окончанием учебного заведения, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым обязанности предоставить ФИО3 вне очереди благоустроенное помещение.
Судом изучены доводы представителя ответчика о том, что в данный момент предоставить жилье ФИО3 невозможно, поскольку она состоит в списке внеочередников под номером 9 и должна быть обеспечена жильем после получения жилья лицами, которые поставлены на учет ранее ФИО3
Суд считает такие доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. N46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Из материалов дела следует, что ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым был составлен список детей - сирот, лишенных родительского попечения, состоящих на квартирном учете, в котором указана также ФИО3 (л.д.35).
Разделом ІІІ Жилищного кодекса РФ урегулирован вопрос предоставления жилых помещений по договорам социального найма, разделом ІV – вопросы, связанные с предоставлением жилья специализированного жилищного фонда (статьи 92-109.1).
Согласно пп. 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1-2 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что предоставление жилья детям - сиротам осуществляется по спискам, указанные граждане не входят в общую очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении и лиц, имеющих право на внеочередное получения жилья.
Судом также изучены доводы представителя ответчика о том, что ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым не получила субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах муниципальных районах и отсутствие муниципального жилого фонда района.
Суд считает их несостоятельными по следующим основаниям.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Именно ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана была предоставить ФИО3, имеющей статут ребенок-сирота, после достижения ею 18 лет, жилое помещение для проживания, однако по настоящее время этого не выполнила. При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с ч.1 и 4 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, суд считает необходимым государственную пошлину отнести на счет государства.
Руководствуясь ст.ст.2, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 55, 56, 67, 167, 194 – 199, 209, 211 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора ФИО2 <адрес> Республики Крым в интересах ФИО3 к ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением – удовлетворить.
Возложить на ФИО2 сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение вне очереди.
Государственную пошлину по делу отнести на счет государства.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья: В.В.Шевченко