Мотивированное решение от 02.12.2019 по делу № 02-4923/2019 от 01.07.2019

15

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

06 ноября 2019 года

Хорошевский районный суд г. Москвы

В составе председательствующего судьи Ланиной Л.Е.

С участием прокурора Николаевой Ю.Ф.

При секретаре Аветисян С.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4923/19 по иску Правительства Москвы к Игнатьеву Е.В., Игнатьеву Г.В., Игнатьеву Д.Г., Игнатьевой Н.А., Копаневу С.Ю., Копаневой Л.Г. об изъятии имущества для государственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

        Правительство Москвы обратилось в суд с иском к ответчикам  Игнатьеву Е.В., Игнатьеву Г.В., Игнатьеву Д.Г., Игнатьевой Н.А., Копаневу С.Ю., Копаневой Л.Г. об изъятии имущества для государственных нужд, ссылаясь на то, что жилое помещение с кадастровым номером 77:08:0014001:1582, площадью 56,5 кв.м., находящееся по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4 принадлежит на праве долевой собственности: Игнатьеву Е.В. – в размере 1/2 доли в праве, Игнатьеву Г.В. - 1/2 доли в праве. Правительством Москвы издано распоряжение от 24.05.2016 № 244-РП «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный

административный округ города Москвы)», в соответствии с которым подлежат изъятию для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы - объекты недвижимого имущества согласно приложению к распоряжению. Согласно п. 13 распорядительного акта, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит жилое помещение с кадастровым номером 77:08:0014001:1582, площадью 56,5 кв.м., находящееся по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4. В соответствии с отчетом об оценке от 15.02.2019 № 17-00-01-190/2, выполненным независимой оценочной организацией ООО «КОМПАС», определена величина убытков, причиненных правообладателям изъятием жилого помещения и иных убытков, возникающих в связи с изъятием недвижимого имущества. В соответствии с отчетом, правообладателям подлежит выплате за изымаемое недвижимое имущество следующая компенсация: Игнатьеву Е.В. - 3 673 333 руб.; Игнатьеву Г.В. в размере 3 673 333 руб. В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, а также ч.2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ Департаментом строительства города Москвы в адрес правообладателей направлены на согласование проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости. Игнатьеву Е.В. -письмом за исходящим № ДС-11-8031/19-1 от 27.03.2019 направлен проект соглашения, согласно п. 1.1 которого, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит 1/2 доли в праве на жилое помещение. Игнатьеву Г.В. - письмом за исходящим № ДС-11-8029/19-1 от 27.03.2019 направлен проект соглашения, согласно п. 1.1 которого, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит 1/2 доли в праве на жилое помещение. Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ и ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ составляет три месяца. До настоящего времени подписанные проекты соглашений со стороны правообладателей в Департамент строительства города Москвы не поступили. В связи с чем просит суд изъять для государственных нужд города Москвы жилое помещение с кадастровым номером 77:08:0014001:1582, площадью 56,5 кв.м, находящееся по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4.

Установить сумму денежной компенсации, за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 15.02.2019 № 17-00-01-190/2, выполненным независимой оценочной организацией ООО «КОМПАС», в следующем размере: Игнатьеву Е.В. в размере 3 673 333 руб.  Игнатьеву Г.В. - 3 673 333 руб. Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу в силу п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ является основанием для прекращения ограничений (обременений) содержащихся в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества. Вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу в силу п. 13 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ является основанием для прекращения права долевой собственности Игнатьева Е.В. и Игнатьева Г.В. на жилое помещение с кадастровым номером 77:08:0014001:1582, площадью 56,5 кв.м, находящееся по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4.  Установить следующие условия возмещения: правообладатели обязаны в течение 5 рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ города Москвы «Управление подготовки территории» реквизиты расчетных счетов для оплаты стоимости изымаемого недвижимого имущества. Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается ГКУ города Москвы «Управление подготовки территории» за счет средств бюджета города Москвы, после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя. Признать Игнатьева Е.В., Игнатьева Г.В., Игнатьева Д.Г., Игнатьеву Н.А., Копанева С.Ю., Копаневу Л.Г. прекратившими правом пользования жилым помещением с кадастровым номером 77:08:0014001:1582, площадью 56,5 кв.м., находящимся по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4. Выселить Игнатьева Е.В., Игнатьева Г.В., Игнатьева Д.Г., Игнатьеву Н.А., Копанева С.Ю., Копаневу Л.Г. из жилого помещения по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4. Обязать Игнатьева Е.В., Игнатьева Г.В., Игнатьева Д.Г., Игнатьеву Н.А., Копанева С.Ю., Копаневу Л.Г. освободить жилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 30-ти (тридцати) рабочих дней после получения денежной компенсации правообладателями, и обеспечить допуск ГКУ города Москвы «Управление подготовки территории» и (или) подрядной организации жилому помещению для действий, связанных с осуществлением изъятия объекта недвижимости, в том числе сноса.

        Правительства Москвы, обеспечило явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Коломеец К.С., который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

        Ответчик, Игнатьев Е.В., в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом.

        Ответчик, Игнатьев Г.В., в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, просил в их удовлетворении отказать.

        Ответчик, Игнатьева Н.А., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, просила в их удовлетворении отказать.

        Ответчик, Игнатьев Д.Г., в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом.

        Ответчик, Копанев С.Ю., в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом.

        Ответчик, Копанева Л.Г., в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежащим образом.

        Представители ответчиков Игнатьева Г.В., Игнатьева Д.Г., Игнатьевой Н.А. по доверенности Хаустов Д.Н., Лукьянова В.С., в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, просили в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях.

        3 лица, ГКУ города Москвы «Управление подготовки территории», Департамент строительства г. Москвы, обеспечили явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Курман Ю.В., которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

        3 лицо, УСЗН СЗАО г. Москвы, обеспечило явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Комлякову Е.А., которая оставила на усмотрение суда разрешение исковых требований с учетом интересов несовершеннолетнего.

        3 лицо, ОВМ УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, о дне слушания дела извещено надлежащим образом.

        3 лицо, Управление Росреестра по г. Москве, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, о дне слушания дела извещено надлежащим образом.

        Суд, выслушав представителя истца, ответчиков, представителей ответчиков, представителей 3 лиц, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  установлено, что в отсутствие прав на земельный участок, который подлежит изъятию для размещения объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, на котором расположено изымаемое жилое помещение, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием указанного земельного участка, определяется в порядке, установленном для определения убытков, причиненных арендатору земельного участка, переданного в аренду на сорок девять лет, исходя из минимального размера земельного участка, определяемого с учетом фактического землепользования в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом образование изымаемого земельного участка не требуется, а его рыночная стоимость не определяется и не возмещается.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абз. 5 (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а также транспортнопересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены ч. 7 ст. 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), ст. 6-11, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ .

Порядок и срок отправки отчетов об оценке стоимости изымаемого объекта определен  в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, а также ч.2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ. В порядке ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии  недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.

Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст. ст. 279 - 282), Земельным (ст. ст. 49, 56) кодексами РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 № 43-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу 281 ГК РФ за земельный участок изымаемый для государственных и муниципальных нужд его правообладателю предоставляется возмещение.

В соответствии с ч.4 ст. 10 № 43-ФЗ в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

Согласно ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению. В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество (п. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 №43-Ф3).

Кроме того, согласно п.1 ст. 56 й ЗК РФ, а также п. 13 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

         В силу ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

         Согласно правовой позиции, изложенной в п.  20 Постановления Пленума ВС РФ  от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», Судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);

г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;

д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ);

ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;

з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);

и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения);

к) выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о предстоящем изъятии жилого помещения допускается в силу части 4 статьи 32 ЖК РФ только с согласия собственника;

л) резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилое помещение с кадастровым номером 77:08:0014001:1582, площадью 56,5 кв.м., находящееся по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4 принадлежит на праве долевой собственности: Игнатьеву Е.В. – в размере 1/2 доли в праве, Игнатьеву Г.В. - 1/2 доли в праве на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.03.2019 года.

Правительством Москвы издано Распоряжение от 24.05.2016 № 244-РП «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)», в соответствии с которым подлежат изъятию для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы - объекты недвижимого имущества согласно приложению к распоряжению. Согласно п. 13 распорядительного акта, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит жилое помещение с кадастровым номером 77:08:0014001:1582, площадью 56,5 кв.м., находящееся по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4.

В соответствии с отчетом об оценке от 15.02.2019 № 17-00-01-190/2, выполненным независимой оценочной организацией ООО «КОМПАС», определена величина убытков, причиненных правообладателям изъятием жилого помещения и иных убытков, возникающих в связи с изъятием недвижимого имущества. В соответствии с отчетом, правообладателям подлежит выплате за изымаемое недвижимое имущество следующая компенсация: Игнатьеву Е.В. - 3 673 333 руб.; Игнатьеву Г.В. в размере 3 673 333 руб.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, а также ч.2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ Департаментом строительства города Москвы в адрес ответчиков Игнатьевых Е.В., Г.В. направлены на согласование проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости. Игнатьеву Е.В. -письмом за исходящим № ДС-11-8031/19-1 от 27.03.2019 направлен проект соглашения, согласно п. 1.1 которого, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит 1/2 доли в праве на жилое помещение. Игнатьеву Г.В. - письмом за исходящим № ДС-11-8029/19-1 от 27.03.2019 направлен проект соглашения, согласно п. 1.1 которого, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит 1/2 доли в праве на жилое помещение.

Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ и ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ составляет три месяца. До настоящего времени подписанные проекты соглашений со стороны правообладателей в Департамент строительства города Москвы не поступили.

Доводы представителей ответчиков о нарушении досудебного порядка – обращения в суд ранее истечения срока, предоставленного для заключения соглашения, не могут служить основанием для оставления иска без рассмотрения, поскольку как установлено судом ответчиками Игнатьевыми Е.В., Г.В. намерений по заключению соглашения не высказывалось, своего согласия на заключения соглашения и в судебном заседании ответчики не дали.

Согласно выписки из домовой книги в жилом доме, подлежащем изъятию, зарегистрированы Игнатьев Г.В., Игнатьев Д.Г., Игнатьев Е.В., Игнатьева Н.А., Копанев С.Ю., 19.09.2009 года рождения, Копанева Л.Г.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исследовав представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению в части ввиду следующего.

Поскольку процедура изъятия имущества для государственных нужд города Москвы выполнена уполномоченными на то органами государственной власти в установленном порядке, требование об изъятии  у правообладателей  объекта недвижимого имущества – жилого помещения с кадастровым номером 77:08:0014001:1582 площадью 56,5 кв.м., находящегося по адресу: г. Москва, поселок Терехово, д. 16-16А, стр. 2, кв. 4 

являются основанными на законе, обоснованным и подлежащим удовлетворению, удовлетворению подлежит в том числе и производное требование об установлении денежной компенсации, определении условий возмещения изъятия имущества требования.

Что касается доводов представителей ответчиков о необоснованной выплате компенсации при изъятии, поскольку указанное помещение является единственным жилым помещением для ответчиком, то судом они не могут быть приняты во внимание, поскольку запрета на изъятие единственного жилого помещения и выплате компенсации положениями действующего законодательства не установлено.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела судом была назначена оценочная экспертиза на разрешение которой были поставлены вопросы с целью определить стоимость имущественных прав и прав требований компенсации убытков, упущенной выгоды, возникающих у   ответчиков в результате изъятия принадлежащего им недвижимого имущества,  по состоянию на 02 марта 2015 года; определенные выше стоимости проиндексировать с учетом динамики рыночной стоимости аналогичных объектов на дату составления заключения.

Из заключения судебной экспертизы ООО «Оценка-Аудит» следует, что рыночная стоимость имущественных прав и прав требований компенсации убытков, упущенной выгоды, возникающих у Игнатьева Е.В., Г.В., в результате изъятия 1/2 доли в праве на квартиру № 4 по адресу: Москва, пос. Терехово, Д.16-16А, стр.2, кадастровый номер 77:08:0014001:1582, по состоянию на 02 марта 2015 года составляет: 6 339 976 руб. у каждого, с учетом индексации 6 799 180 руб.

Заключение экспертизы, выполненное на основании определения суда, в полной мере соответствует требованиям законодательства, регулирующим составление данного вида документов, в том числе федеральным стандартам оценки, в отчетах определена именно рыночная стоимость изымаемых объектов недвижимости, с учетом конструктивных элементов здания, местоположения, других факторов и характеристик, влияющих на стоимость, анализа рынка и наиболее эффективного использования. Суд принимает во внимание, что подготовка отчета об оценке выполнена экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности, стаж работы эксперта, его образование позволяют ему выполнять оценку данного вида,  экспертом даны категоричные и достаточные для определения обстоятельств, имеющих значение для дела, ответы.

         Поскольку требование об изъятии  жилого дома удовлетворено судом, подлежит удовлетворению требование о выселении из данного помещения ответчиков.  Исковые требования об обязании ответчиков  выполнить действия по самостоятельному снятию с регистрационного учета суд отклоняет, как заявленные излишне. Также суд отклоняет требование об обязании освободить жилое помещение от своего имущества и имущества третьих лиц, поскольку данная обязанность возложена согласно условиям возмещения на ответчика – правообладателя, в связи с чем также заявлена излишне. Кроме того, указанные действия включают в себя исполнение судебного акта в части требований о выселении, что следует из ч.2 ст.107 ч. 2 ст. 107 Закона "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 02.10.2007.

В силу закона настоящее решение суда является основанием для прекращения права собственности ответчика на спорный объект, а также будет являться основанием, для снятия всех наложенных на спорный объект ограничений и запретов, в том числе принятых судом при разрешении ходатайств истца об обеспечении исковых требований, а в  отношении объекта недвижимого имущества.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 77:08:0014001:1582 ░░░░░░░░ 56,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░. 16-16░, ░░░. 2, ░░. 4.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 6 799 180 ░░░.

- ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 6 799 180 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░.1 ░░. 14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05.04.2013 № 43-░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░. 13 ░░. 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05.04.2013 № 43-░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 77:08:0014001:1582 ░░░░░░░░ 56,5 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░. 16-16░, ░░░. 2, ░░. 4.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 (░░░░) ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 77:08:0014001:1582 ░░░░░░░░ 56,5 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░. 16-16░, ░░░. 2, ░░. 4, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

        ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

        ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

 

 

░░░░░                                                                ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-4923/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 06.11.2019
Истцы
Правительство г. Москвы
Ответчики
Игнатьев Е.В.
Игнатьев Г.В.
Игнатьев Д.Г.
Игнатьева Н.А.
Копанев С.Ю.
Копанева Л.Г.
Суд
Хорошевский районный суд
Судья
Ланина Л.Е.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
02.12.2019
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее