Дело № 2-663/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2015 года с. Шалинское
Красноярского края
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тыченко С.В.,
при секретаре Денисенко О.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора Красноярского края к администрации Кияйского сельсовета Манского района Красноярского края о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Управления Россельхознадзора Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Кияйского сельсовета Манского района Красноярского края о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Исковые требования аргументированы тем, что с 11.06.2015 г. по 03.07.2015 г. Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Кияйского сельсовета, в ходе которой установлены правонарушения в области охраны земель сельскохозяйственного назначения, а именно:на земельном участке, расположенном по адресу: Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв.м поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: пластик, строительные отходы, стекло, отходы жизнедеятельности населения и др. Место складирования твердых бытовых отходов и перекрытого плодородного слоя почвы зафиксировано навигатором и фотосъемкой. Для установления факта порчи и загрязнения плодородного слоя почвы, перекрытого твердыми бытовыми отходами, произведен отбор почвенных образцов.Согласно заключению от 03.07.2015г. по результатам лабораторных исследований установлена высоко опасная категория загрязнения плодородного слоя почвы по содержанию мышьяка и умеренно опасная категория загрязнения бактериями группы кишечной палочки и энтерококками.По результатам проверки составлен акт от 03.07.2015 г. № 724-118.Для устранения выявленного нарушения администрации Кияйского сельсовета выдано предписание от 03.07.2015 № 439-118 со сроком исполнения до 02.10.2015 года: провести на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв. м рекультивацию нарушенных земель в два этапа: технический и биологический.Постановлением Управления № 269-118 от 26.08.2015 администрация Кияского сельсовета признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 28.09.2015 года.По истечении срока исполнения предписания от 03.07.2015 № 439-118, 07.10.2015 в отношении администрации Кияйского сельского совета Красноярского края проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что вышеуказанное предписание не исполнено. Таким образом, до настоящего времени добровольно работы по возмещению ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, не проведены.Свалка на землях сельскохозяйственного назначения является фактором негативного воздействия на почву, причиняющим вред почвам, приводящим к порче земель, ухудшению ее качественного состояния.
С учетом изложенного истец просит суд обязать администрацию муниципального образования Кияского сельсовета в течение двух календарных месяцев с момента принятия судебного решения разработать план мероприятий по восстановлению, в том числе рекультивации, нарушенных земель, расположенных по адресу: Красноярский край, Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв.м.Возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с разработанным планом мероприятий, в том числе рекультивации нарушенных земель, расположенных по адресу: Красноярский край, Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв.м.
В судебное заседание представитель истца Управления Россельхознадзора Красноярского края не явился, просил данное дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика администрации Кияйского сельсовета Манского района Красноярского края в судебное заседание не явился, просил данное дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования признал, о чем представил соответствующее заявление (л.д. 46).
Представитель третьего лица администрации Манского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «О государственном земельном надзоре», Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" за соблюдением, в том числе, выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Россельхознадзора, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 № 527, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на вверенной ему территории.
Как установлено в судебном заседании, с 11.06.2015г. по 03.07.2015г. Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Кияйского сельсовета, в ходе которой установлены правонарушения в области охраны земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
- на земельном участке, расположенном по адресу: Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв.м поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: пластик, строительные отходы, стекло, отходы жизнедеятельности населения и др.
Место складирования твердых бытовых отходов и перекрытого плодородного слоя почвы зафиксировано навигатором и фотосъемкой.
Для установления факта порчи и загрязнения плодородного слоя почвы, перекрытого твердыми бытовыми отходами, произведен отбор почвенных образцов.
Согласно заключению от 03.07.2015г. по результатам лабораторных исследований установлена высоко опасная категория загрязнения плодородного слоя почвы по содержанию мышьяка и умеренно опасная категория загрязнения бактериями группы кишечной палочки и энтерококками.
По результатам проверки составлен акт от 03.07.2015г. № 724-118.
Для устранения выявленного нарушения администрации Кияйского сельсовета выдано предписание от 03.07.2015г. № 439-118 со сроком исполнения до 02.10.2015г. года: провести на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв. м рекультивацию нарушенных земель в два этапа: технический и биологический.
Постановлением Управления № 269-118 от 26.08.2015г. администрация Кияского сельсовета признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 28.09.2015 года.
По истечении срока исполнения предписания, 07.10.2015г. в отношении администрации Кияйского сельского совета Красноярского края проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что вышеуказанное предписание не исполнено.
Таким образом, до настоящего времени работы по возмещению ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, не проведены.
Свалка на землях сельскохозяйственного назначения является фактором негативного воздействия на почву, причиняющим вред почвам, приводящим к порче земель, ухудшению ее качественного состояния.
Заключением ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» подтверждено, что на указанном земельном участке произошло загрязнение почв, характеризующееся превышением содержания химических веществ (мышьяком) сверх допустимых норм и бактериями группы кишечной палочки и энтерококками.
Размещенные поверх плодородного слоя почвы твердые бытовые отходы, являются препятствием для поступления остатков растительного и животного происхождения, вследствие чего происходит снижение содержания органических веществ в почве.
Перекрытие почвенного покрова затрудняет поступление воздуха, света, тепла в гумусовый горизонт и как следствие происходит нарушение водного и теплового баланса почвы. При изменении тепловых и водных свойств снижается активность почвенной фауны (многочисленные простейшие, круглые черви, многоножки, личинки насекомых). Микроорганизмы почвы играют важную роль в минерализации остатков органических веществ, поддержании самоочищающей способности биосферы, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе, создают мелкозернистость и рыхлость почвы, влияют на физические свойства и структуру. При антропогенных воздействиях наблюдается своеобразное изменение трофической и видовой структуры животного населения почв.
При анаэробных условиях, т. е. при постоянном недостатке кислорода замедляется процесс гумусообразования. При нарушении тепловых свойств почвы снижается интенсивность происходящих в почве химических и биологических процессов. Происходит истощение почвы - обеднение элементами питания и уменьшение биологической активности почвы в результате ее нерационального использования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет
Статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
На основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Постановлением Правительства РФ от 23.02.94 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности землиосуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Порядок проведения рекультивации установлен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 25.12.1995 года. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно- оздоровительных целей.
Размещение твердых бытовых отходов исключает возможность использования земельного участка, занятого под ТБО, для сельскохозяйственных целей без предварительного проведения восстановительных работ.
Таким образом, непроведение ответчиком в соответствии с проектом рекультивации работ по восстановлению плодородного слоя почвы влечет существенное нарушение конституционных прав граждан на благополучную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции РФ, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о принятии признания иска ответчиком и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь положениями ст.39 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов других лиц.
С учетом изложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Россельхознадзора Красноярского края к администрации Кияйского сельсовета Манского района Красноярского края о возмещении вреда, причиненного окружающей среде - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Кияского сельсовета Манского района красноярского края в течение двух календарных месяцев с момента принятия судебного решения разработать план мероприятий по восстановлению, в том числе рекультивации, нарушенных земель, расположенных по адресу: Красноярский край, Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв.м.Возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с разработанным планом мероприятий, в том числе рекультивации нарушенных земель, расположенных по адресу: Красноярский край, Манский район, в 350 м восточнее с. Кияй на площади 4000 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение 30 дней.
Председательствующий С.В. Тыченко