Дело № 2-4666/2020(13) 66RS0004-01-2020-005294-73
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 13 октября 2020 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием истца Смоляковой Е.В., представителя ответчика Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Сосновских А.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчика ГКУ службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» Боровкова И.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смоляковой Евгении Вадимовны к Департаменту по труду и занятости населения Свердловской области, государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» о признании действий незаконными, возложении обязанности по выплате пособия по безработице, возложении обязанности по принесению извинений, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Смолякова Е.В. обратилась в суд иском, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Департаменту по труду и занятости населения Свердловской области (далее – Департамент), к государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центра занятости» (далее – Центр занятости) о признании действий незаконными, возложении обязанности по выплате пособия по безработице с момента приостановки выплат за вычетом поступивших сумм, возложении обязанности по принесению извинений, компенсации морального вреда в размере 300000 рублей.
В обоснование заявленных требований пояснила, что состояла на учете в Центре занятости в качестве безработной, ей было назначено и выплачивалось пособие по безработице. На прием для перерегистрации, назначенный на 26.03.2020 г., она явиться не смогла по причине временной нетрудоспособности с 14.03.2020 г. по 31.03.2020 г., затем по причине соблюдения ограничений по передвижению согласно правил, установленных Указами Губернатора. Начиная с 17.03.2020 г., выплаты пособия по безработице ей были прекращены, что поставило ее в затруднительное положение в связи с нахождением на иждивении двоих несовершеннолетних детей. На сайте Департамента она прочитала информацию о том, что с 20.03.2020 г. в центрах занятости был прекращен прием безработных, а с 25.03.3030 организована дистанционная работа. 02.04.2020 г. на сайте Департамента также появилась информация о том, что для перерегистрации сотрудники центров занятости связываются сами по телефону. Однако с ней сотрудники Центра занятости по телефону не связывались, на ее самостоятельные неоднократные попытки связаться по вопросу выплаты пособия в марте и апреле 2020 г. телефоны «горячей линии» Департамента не отвечали. После ослабления режима ограничительных мероприятий 14.05.2020 г. она лично приехала в Центр занятости, однако администратор сообщила, что работа ведется только дистанционно, предоставив адрес электронной почты сотрудника, который на сайте Департамента не указан. 15.05.2020 г. истец обратилась по указанному адресу с вопросом выплаты пособия, приложив к письму скан-образ листка нетрудоспособности, на которое получила ответ о том, что листок нетрудоспособности предоставляется только на личном приеме. Даты приема ей назначено не было. 18.05.2020 г. с ней по телефону связалась инспектор Центра занятости, которая сообщила, что истец снята с регистрационного учета в марте 2020 г. из-за неявки, листок нетрудоспособности значения уже не имеет. По ее обращению Прокуратурой Свердловской области была проведена проверка, по результатам которой Центр занятости принял ее листок нетрудоспособности, отменил приказы о снятии с регистрационного учета, выплатил пособие по безработице за период нетрудоспособности. При этом, за период с 01 апреля 2020 г. по 15 мая 2020 г. пособие по безработице Центром занятости осталось не выплаченным, что она полагает незаконным.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что знала о том, что для перерегистрации необходима личная явка, однако в назначенную дату она находилась на больничном листе, а на территории Свердловской области были введены ограничения по передвижению граждан в связи с коронавирусной инфекцией. Данные ограничения ей соблюдались, Президент России в своем обращении в СМИ также призвал граждан находиться дома. Всю информацию о работе Центра занятости она узнавала в официального сайта Департамента, на котором было указано, что прием граждан не ведется, работа организована дистанционно. Однако фактически данную работу Центр занятости не организовал, телефоны «горячей линии» не отвечали. В связи с тем, что период ее перерегистрации совпал с ограничительными мероприятиями, вызванными нестандартной ситуацией, связанной с пандемией, причины своей неявки полагает уважительными, а действия ответчиков неправомерными. О порядке ее действий ни Департамент, ни Центр занятости должным образом не проинформировали, а информация на сайте о порядке работы, исходя из пояснений представителей ответчика, фактически вводила ее в заблуждение.
Ответчик Департамент по труду и занятости населения Свердловской области в письменном отзыве пояснил, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям не является. Приказом Центра занятости от 25.11.2019 истец признана безработной с 18.11.2019 с выплатой пособия по безработице. В связи с неявкой 26.03.2020 приказом Центра занятости от 27.03.2020 выплата пособия по безработице ей была приостановлена с 13.03.2020 по 12.04.2020 г. Ответчик полагает, что у истца не имелось препятствий для предоставления оригинала листка нетрудоспособности в связи с установлением режима повышенной готовности и принятием дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции, в связи с чем изданные Центром занятости приказы о приостановлении выплат, а затем и снятии с регистрационного учета, являются обоснованными. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 предусмотрена возможность дистанционного обращения в центры занятости, данная информация была размещена на официальном портале Департамента. Истец дистанционно в Центр занятости не обращалась. После предоставления ей листка нетрудоспособности приказы Центром занятости были отменены, пособие за период нетрудоспособности истцу выплачено.
Представитель Департамента Сосновских А.В. в судебном заседании доводы отзыва поддержал, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Ответчик государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центра занятости» в письменных возражениях, с учетом дополнений, пояснил, что выплата истцу пособия по безработице была приостановлена в связи с ее неявкой 26.03.2020 на период с 13.03 по 12.04.2020 г. На время действия на территории Свердловской области ограничительных мероприятий в соответствии с приказом Департамента от 26.03.2020 № 83 центры занятости были определены как организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, центрами занятости было обеспечено предоставление гражданам государственных услуг. В спорный период у истца не имелось препятствий для предоставления листка нетрудоспособности в Центр занятости лично, поскольку приостанавливался только личный прием граждан для консультирования. Кроме того, Центром занятости был организован дистанционный режим работы с гражданами, на сайте указан режим работы Центра занятости, адрес электронной почты, имеется сервис «Электронная приемная», многоканальный телефон «горячей линии». В холле Центра занятости были расположены коробки для бесконтактного приема входящей корреспонденции с указанием номера телефона секретаря. По телефону можно было узнать входящий номер. Администратор Центра занятости на входе давал полную информацию, на входных дверях также была размещена информация по социальным сетям, через которые можно было задать вопросы. За период с 01.04 по 30.04.2020 за получением государственных услуг в центр занятости лично обратилось 5567 человек. Истец в Центр занятости ни лично, ни дистанционно не обращалась, а при личном посещении 14.05.2020 г. не передала оригинал больничного листа. Обязанности сотрудника Центра занятости связаться с истцом для перерегистрации по телефону не имелось, поскольку к дате введения приказа о дистанционной работе Центра занятости от 27.03.2020 г. истцу уже была приостановлена выплата пособия 26.03.2020 г. в связи с неявкой. Первый раз дистанционно истец обратилась 15.05.2020 г., приложив в электронном письме скан-образ листка нетрудоспособности, на которое ей был дан ответ о необходимости предоставления оригинала. Оригинал больничного листа был предоставлен только 20.08.2020 г., после чего за период нетрудоспособности истцу было выплачено пособие.
Представитель ответчика Боровков И.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы возражений поддержал, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работы и готовы приступить к ней.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Положениями п. 6 и 7 ст. 31 Закона № 1032-1 установлено, что пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Порядоки условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила регистрации безработных граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, пунктами 13 и 14 которого предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2раз вмесяц) для подбора им подходящей работы. Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.
Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, установлен приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.01.2013 г. № 10 н, в пункте 1 которого указан листок нетрудоспособности; в пункте 9 - решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
В судебном заседании установлено, что спорным периодом невыплаты Смоляковой Е.В. пособия по безработице является период с 01.04.2020 г. по 15.05.2020 г., выплаты на двоих несовершеннолетних детей в указанный период не входят.
Надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в силу п. 6 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 № 23-ПП, является Центр занятости.
На основании приказа Центра занятости от 25.11.2019 Смолякова Е.В. признана безработной с 18.11.2019, ей назначено пособие по безработице. Очередная дата перерегистрации истца в качестве безработной была назначена на 26.03.2020 г.
Согласно листку нетрудоспособности № 368960296648 Смолякова Е.В. была нетрудоспособна с 18.03.2020 по 31.03.2020 г.
Приказом Центра занятости от 27.03.2020 № 087П29/2001 «О приостановке выплаты пособия по безработице» выплата пособия по безработице за период с 13.03.2020 по 12.04.2020 Смоляковой Е.В. была приостановлена в связи с нарушением ей без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного, а именно неявки на назначенное посещение 26.03.2020 г.
Приказом от 13.04.2020 № 104Д419/2001 «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» истец была снята с регистрационного учета с 12.04.2020 г. в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Приказом от 20.08.2020 № 233Д588/2001 «Об отмене ранее принятого решения» в связи с предоставлением Смоляковой Е.В. документов, являющихся основанием для отмены ранее принятого решения, решение о снятии ее с регистрационного учета было отменено.
Приказами от 20.08.2020 № 233Д586/2001 и № 233Д587/2001 «От отмене ранее принятого решения» также было отменено решение о прекращении социальных выплат.
За период временной нетрудоспособности истцу было начислено и выплачено пособие по безработице.
Вместе с тем, за период с 01.04.2020 г. по 15.05.2020 г. приказами от 20.08.2020 г. от 20.08.2020 № 233П617/2001 и № 233П618/2001 выплаты пособия были приостановлены в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Оценивая обоснованность действий ответчика по невыплате пособия по безработице за спорный период суд приходит к следующему.
В связи с введением на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции Указом Губернатора Свердловской области от 30 марта 2020 года № 151-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции(2019-nCoV)" были установлены следующие ограничения:
приостановлено предоставление государственных, муниципальных и иных услуг в помещениях государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственных и муниципальных учреждений (в том числе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных слуг в Свердловской области), за исключением услуг, предоставление которых может осуществляться исключительно в указанных помещениях, при условии обеспечения предварительной записи граждан. При этом государственные и иные услуги, предоставление которых возможно в электронном виде, предоставляются исключительно в электронном виде;
жителям Свердловской области предписано не покидать места проживания (пребывания), за исключением обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Свердловской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространялись на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2020 г. № 460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», которым был установлен дистанционный порядок работы центров занятости.
Согласно приказу Департамента по труду и занятости населения Свердловской области № 94 от 27.03.2020 «О введении дистанционного режима предоставления государственных услуг государственными казенными учреждениями службы занятости населения Свердловской области на период режима повышенного готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции» для Центров занятости был введен дистанционный режим предоставления государственных услуг на период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, утвержден порядок данной работы.
Из установленного Порядка следует, что центрам занятости было необходимо организовать информирование граждан о возможности регистрации в службе занятости через Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения www.szn-ural.ru. Дата и время посещения центра занятости должна была согласовываться при согласии гражданина (подп. 3 п. 5), формат проведения перерегистрации был определен путем сообщения работником центра занятости гражданину необходимости личной явки или дистанционно заранее, накануне даты очередной перерегистрации (п. 6, 9).
Из распечатки скриншота с сайта www.szn-ural.ru следует, что 20.03.2020 была размещена информация о том, что в центрах занятости временно приостановлен личный прием граждан. Гражданам, пришедшим на прием, рекомендовано обратиться в письменной форме, а также на телефоны «горячей линии» службы занятости.
Согласно информации от 02.04.2020 «Порядок работы центров занятости в период введения режима повышенной готовности» на сайте было указано, что с целью временного ограничения посещения сотрудники будут осуществлять личное взаимодействие с гражданами, обратившимися в центр занятости, только в целях признания их безработными. Проведение перерегистрации граждан, признанных безработными, организовано дистанционно. Накануне дня перерегистрации свяжется сотрудник центра занятости по телефону.
Из анализа представленной общедоступной информации на официальном сайте государственного органа для сведения граждан, а также положений нормативно-правовых актов следует, что доводы представителя Центра занятости о том, что гражданам была разъяснена возможность и необходимость личной явки в Центр занятости для перерегистрации, своего подтверждения не находят. Рекомендованный режим работы с гражданами в спорный период с 27.03.2020 г. (дата издания приказа о приостановке выплаты истцу пособия) был дистанционный. Факты личной явки в Центр занятости заявленного ответчиком количества граждан данное обстоятельство не опровергают.
На дату назначенной перерегистрации истец была нетрудоспособна, ее дальнейшая неявка в Центр занятости была обусловлена соблюдением установленных Указом Губернатора Свердловской области ограничений, а также наличием информации на официальном сайте государственного органа о дистанционной работе с гражданами и заявленного порядка организации перерегистрации граждан – путем телефонного звонка сотрудника Центра занятости, который им организован не был.
Таким образом, суд полагает, что причины неявки истца в назначенную дату и последующий спорный период для перерегистрации являются уважительными, в связи с чем, ей полагается выплата пособия по безработице за приостановленный период с 01.04.2020 г. по 15.05.2020 г.
Рассматривая заявленные требования о возложении обязанности по принесению извинений и компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Официальные извинение гражданину от имени должностного лица, государственного органа предусмотрены нормами уголовного законодательства, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами в сфере гражданского законодательства такой способ защиты права не предусмотрен.
Согласност. 151 ич. 1 ст. 1099Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Изп. 2 ст. 1099ГК РФ следует, что моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» компенсация морального вреда в случае нарушения прав граждан в содействии занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, не предусмотрены.
В связи с этим, в удовлетворении заявленных требований в данной части надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2020 ░. ░░ 15 ░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2020 ░. ░░ 15 ░░░ 2020 ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░