Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2021 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-388/2020 по иску МИФНС России №18 по Самарской области к Пономареву Артуру Александровичу о взыскании задолженности налогам,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский районный суд г. Самара с указанным выше административным исковым заявлением, требуя взыскать с Пономарева А.А. задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 9 222 рубля, а также пени в размере 42, 96 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 26 288 рублей и пени в размере 122, 46 рублей, ссылаясь на то, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать установленные законодательством налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты. Налоговый орган направил Пономареву А.А. сначала налоговое уведомление, а затем требование об уплате транспортного налога № 21585 от 19.12.2017 г., срок исполнения установлен 29.01.2018 г. Однако, налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил. Административный истец обратился к мировому судье судебного участка №49 Самарского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. 11.06.2018 г. мировым судьей судебного участка №49 Самарского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ №2а-1523/18. 10.07.2020 г. судебный приказ был отменен по заявлению административного ответчика. В связи с чем административный истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, о дне и времени судебного заседания надлежащим образом извещен.
Административный ответчик Пономарев А.А. в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, о дне и времени судебного заседания надлежащим образом извещен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административный ответчик имеет задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 9 222 рубля, а также пени в размере 42, 96 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 26 288 рублей и пени в размере 122, 46 рублей.
Судом установлено, что в положенные сроки должником налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
Согласно ст. 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Судом установлено, что административным истцом в адрес ответчика направлялось уведомление от 21.09.2017 г., затем требование № 21585 об уплате транспортного налога со сроком уплаты задолженности до 29.01.2018 года, в сумме 35 510 рублей и пени в размере 165, 42 рублей.
В указанный срок требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной, суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, что явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Однако в дальнейшем вынесенный судебный приказ был отменен по заявлению должника, что явилось основанием для обращения в суд.
Судом установлено, что МИФНС России №18 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Пономарева А.А.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 49 Самарской области от 11.06.2018 г. с Пономарева А.А. взыскана задолженность по налогам за 2014, 2016 года.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 49 Самарского района г. Самары- мировой судья судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самара 10.07.2020 отменил судебный приказ о взыскании с Пономарева А.А. задолженности по налогам, на основании заявления ответчика, в котором указано, что он признан банкоротом на основании решения Арбитражного суда самарской области от 29.11.2017 г.
Вместе с тем, оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по налогу не имеется.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2017 года Пономарев А.А. признан несостоятельным (банкротом).
Согласно сведениям с электронного сайта Арбитражного суда Самарской области, имеющегося в материалах дела определения Арбитражного суда Самарской области от 24 мая 2018 года о завершении процедуры реализации имущества гражданина, Пономарев А.А. освобожден от исполнения требований кредиторов.
В силу статей 2, 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам, которые в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Суд приходит к выводу, что обязанность Пономарева А.А. по уплате налога за 2014, 2016 год в соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ возникла на основании налогового уведомления от 21.09.2017 года, то есть до даты принятия заявления о признании его банкротом.
Неуплаченный Пономаревым А.А.. налог до признания его несостоятельным (банкротом) не относится к текущим платежам (постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве").
Задолженность по налогу на имущество у Пономарева образовалась в 2017 году на основании налогового уведомления, в этот период времени в отношении Пономарева А.А. велась процедура банкротства, административному истцу с целью принудительного взыскания задолженности необходимо было обращаться в Арбитражный суд Самарской области, в рамках процедуры банкротства.
При таких обстоятельствах требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №18 по Самарской области к Пономареву Артуру Александровичу о взыскании задолженности по налогам - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2021г.