Дело № 2-2250/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский, 18 декабря 2015 года
Свердловская область
Синарский районный суд города Каменск-Уральского Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
при секретаре Ехаловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой И.А. к Государственному казенному учреждению Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о признании незаконным приказа о приостановлении выплат пособия по безработице незаконным, установлении факта наличия уважительной причины для неявки на перерегистрацию в качестве безработного,
УСТАНОВИЛ:
Орлова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» с требованиями о признании незаконным приказа о приостановлении выплаты пособия по безработице. В обоснование иска указал, что приказом № х от (дата) ей была приостановлена выплата пособия по безработице в период с (дата) по (дата), в связи с нарушением ею без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. С данным приказом она не согласна, утверждает, что её неявка на перерегистрацию была обусловлена уважительной причиной – уходом за больным ребенком.
(дата) истец Орлова И.А. уточнила свои требования, дополнительной заявив требование об установлении факта наличия уважительной причины её неявки на перерегистрацию в качестве безработного (дата).
В судебном заседании Орлова И.А. поддержала свои требования. Указала, что одна воспитывает дочь, (дата) года рождения. По состоянию на (дата) её дочь находилась на амбулаторном лечении, вследствие чего не посещала детское дошкольное учреждение. Оставить больную дочь под присмотр иных лиц она не имела возможности. Явиться с дочерью в Центр занятости также не представлялось возможным. Дочь является часто болеющим ребенком. Они проживают в Каменском районе, на значительном расстоянии от города Каменска-Уральского, где расположен Центр занятости. Длительная поездка с дочерью в общественном транспорте на пригородном рейсе, а также последующее длительное нахождение в городе с целью ожидания последующего вечернего рейса для возврата по месту жительства, значительно бы подорвало здоровье ребенка. О невозможности явки и причинах указанного она сообщила специалисту Центра занятости по телефону (дата), а на следующий день при первой возможности явилась в Центр занятости для перерегистрации. Предъявила справку, подтверждающую её доводы об уходе за болеющим ребенка. Несмотря на это выплата пособия ей была приостановлена. Вместе с тем, лишение её права на получение пособия по безработице ставит её и дочь в тяжелое финансовое положение, поскольку данное пособие является в настоящее время единственным источником их дохода.
Представитель ответчика Симонова О.В., действующая на основании доверенности № х от (дата), требования иска не признала. Указала, что ответчик в силу закона был обязан принять решение о приостановлении истцу выплаты пособия по безработице по причине не предоставления документа, подтверждающего уважительность причины пропуска явки для перерегистрации в качестве безработного.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Закона Свердловской области от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере содействия занятости, в том числе полномочий по:
1) регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрации безработных граждан;
2) проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);
3) формированию и ведению регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости.
Государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области оказывают в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги в сфере содействия занятости, в соответствии с государственными заданиями, доводимыми до них в порядке, установленном законодательством Свердловской области.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 8 статьи 31).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным, в числе прочих мер социальной поддержки, выплату пособия по безработице. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (абз. 5 ч. 3 ст. 35 Закона).
В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 года № 891, государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.
В соответствии с п. 14 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 года № 891, безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.
Приказом Минтруда России от 15.01.2013 года № 10н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с приказом руководителя ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» от (дата) Орлова И.А. признана безработной, с (дата) ей назначено пособие по безработице продолжительностью выплат 12 месяцев.
На (дата) 11 час. 15 мин. истцу была назначена явка для целей перерегистрации в качестве безработного, о чем истец была надлежаще извещена.
В назначенное время Орлова И.А. для целей перерегистрации в ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» не явилась. Явилась (дата).
Приказом руководителя ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» № х от (дата) на основании п. 3 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» на период с (дата) по (дата) Орловой И.А. приостановлена выплата пособия по безработице в связи с нарушением истцом без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного.
(дата) в адрес истца направлено почтой уведомление о принятом решении о приостановлении выплаты пособия по безработице.
В настоящее время истец ссылается на наличие уважительной причины, по которой она не явилась для перерегистрации в качестве безработного (дата). Утверждает, что её действия не должны быть расценены как уклонение от перерегистрации в качестве безработного, а также от поиска работы.
При оценке данных доводов истца суд учитывает следующее. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.05.2010 года № 698-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова А.Л. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами. Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня «уважительных причин» само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Из материалов дела следует, что на иждивении истца находится дочь К., (дата) года рождения. Согласно представленному в дело в копии свидетельству о рождении ребенка, сведения об отце дочери истца в актовую запись о рождении не внесены. Истец утверждает, что одна воспитывает и содержит свою дочь. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Согласно представленной в дело в копии справки, выданной ГБУЗ СО «Детская городская больница город Каменск-Уральский», а также представленному в судебном заседании для исследования оригиналу амбулаторной карты, по состоянию на (дата) малолетняя дочь истца находилась на амбулаторном лечении, соответственно, истец осуществляла уход за больной дочерью, что нашло свое отражение в справке и в записях амбулаторной карты.
Из представленной истцом в дело справки за подписью главы Рыбниковской сельской администрации от (дата) № х следует, что истец со своей малолетней дочерью проживают в Каменском районе <адрес>. Совместно с истцом также зарегистрированы и проживают её мать Л., (дата) рождения, и дедушка М., (дата) рождения. Согласно справок МСЭ матери истца Л. установлена первая группа инвалидности бессрочно, а М. установлена вторая группа инвалидности. В судебном заседании истец поясняла, что в силу состояния здоровья, а М. еще и в силу преклонного возраста, её близкие не могут самостоятельно осуществлять присмотр за дочерью истца. Иных лиц, которые бы могли осуществить присмотр за заболевшим ребенком истца (дата), не имелось. В силу отделенности места проживания истца от расположения ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости», отсутствия личного транспорта, истец не имела возможности явиться в ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» для перерегистрации в качестве безработного совместно с дочерью, не подвергнув здоровье дочери опасности.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что причиной неявки Орловой И.А. (дата) в ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» для целей перерегистрации в качестве безработного явилось необходимость её ухода за заболевшим ребенком, 2013 года рождения, по месту своего жительства. При этом обстоятельств, свидетельствующих о том, что причиной неявки истца (дата) в Службу занятости явилось её намерение уклониться от явки на перерегистрацию или от трудоустройства,- судом в ходе рассмотрения дела установлено не было. Суд также принимает во внимание отсутствие сведений о неисполнении истцом данной обязанности ранее, то есть до (дата), а также то, что для перерегистрации истец явилась сразу на следующий день после (дата), то есть (дата).
Суд также учитывает, что перечень оснований для приостановления пособия по безработице, предусмотренный Приказом Минтруда России от (дата) № х является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Вместе с тем, данный перечень также предусматривает возможность подтверждения уважительности причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан посредством предъявления судебного решения об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить требования иска Орловой И.А. посредством установления факта наличия уважительной причины неявки истца в государственное учреждение службы занятости населения (дата).
Данный юридический факт в достаточной мере подтверждается исследованными доказательствами и не вызывает сомнений у суда.
Установление данного юридического факта необходимо Орловой И.А. для возобновления выплаты и получения пособия по безработице за период с (дата) по (дата).
Вместе с тем, суд не находит основания для удовлетворения требований Орловой И.А. в оставшейся части.
Истец надлежаще была извещена о необходимости явки для целей перерегистрации в качестве безработного (дата) в государственное учреждение службы занятости населения. В указанную дату к ответчику истец не явилась. По состоянию на (дата) истец не предоставила ответчику ни одного документа, подтверждающего уважительность причин своей неявки в государственное учреждение службы занятости населения, согласно перечню, предусмотренному Приказом Минтруда России от 15.01.2013 года № 10н. При таких обстоятельствах, ответчик в силу закона был обязан принять решение о приостановлении истцу выплаты пособия по безработице.
На основании изложенного суд признает, что приказ № х от (дата) был издан руководителем ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» в пределах своей компетенции и с соблюдением порядка, установленного статьей 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», исходя из факта неявки истца на перерегистрацию и отсутствия у Орловой И.А. документов, перечисленных в Перечне, предусмотренном Приказом Минтруда России от 15.01.2013 года № 10н., включая решение суда.
Само по себе непосредственное включение в указанный Перечень, утвержденный Приказом Минтруда России от 15.01.2013 года № 10н., судебного решения как документа для возобновления выплат, свидетельствует об отсутствии правовой необходимости в отдельном оспаривании решения органа службы занятости о приостановке выплаты пособия по безработице.
При распределении понесенных истцом судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <*****> суд учитывает необоснованность исковых требований Орловой И.А. об оспаривании приказа руководителя ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» № х от (дата), и установленный законом особый порядок рассмотрения дел об установлении юридических фактов, в котором положения статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о распределении судебных расходов не применяются ввиду отсутствия сторон спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орловой И.А. удовлетворить частично.
Установить факт наличия уважительной причины неявки Орловой И.А. (дата) в Государственное казенное учреждение Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» для перерегистрации в качестве безработного.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья: О.А. Толкачева
Решение изготовлено в окончательной форме (дата).
Судья: О.А. Толкачева