УИД 63RS0027-01-2020-002423-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,
с участием представителя административного истца Закревской Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2096/2020 по административному иску Мелькина Александра Михайловича к Администрации муниципального района Ставропольский Самаркой области, Администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Мелькин Александр Михайлович предъявил в Ставропольский районный суд Самарской области административное исковое заявление, указав при этом следующее.
Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», с местоположением: <адрес>
Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - Сельское поселение) утверждены Решением Собрания представителей Сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. №.
До утверждения Правил, то есть до установления градостроительных регламентов в отношении территории Сельского поселения, Административный истец обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования (далее - ВРИ) Земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «под автозаправочную станцию».
По результатам рассмотрения Администрацией м.р.Ставропольский Самарской области направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ. № о необходимости обращения по указанному вопросу в администрацию сельского поселения, так как до принятия Правил в установленном ГрК РФ порядке, а также в соответствии с дополнительно заключенными соглашениями между администрациями сельских поселений и Администрацией м.р.Ставропольский о делегировании полномочий на уровень района, решение об изменении одного ВРИ на другой принимается главой Администрации м.р.Ставропольский с учетом рекомендаций комиссии, созданной на уровне сельского поселения в соответствии со ст.39 ГрК РФ.
Впоследствии, а именно 01.10.2013г., административным истцом направлено заявление в администрацию с.п.Приморский об изменении ВРИ Земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «под автозаправочную станцию», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ. вх. №.
25.10.2013г. принято решение о направлении заявления главе сельского поселения для принятия постановления о проведении публичных слушаний в соответствии с требованиями ГрК РФ и порядком организации и проведения публичных слушаний, что зафиксировано в протоколе заседания Комиссии по подготовке проекта Правил №.
25.10.2013г. главой администрации с.п.Приморский вынесено постановление № о проведении публичных слушаний по Заявлению, которое опубликовано в установленном законом порядке.
01.11.2013г. в соответствии с вышеуказанным постановлением проведены мероприятия по информированию жителей сельского поселения по заявлению, что зафиксировано в протоколе.
Публичные слушания по Заявлению проходили в здании администрации с.п.Приморский в установленном порядке, участие в которых приняло 2 человека, выразивших отсутствие возражений относительно Заявления.
Пунктами 1-2 заключения о результатах проведения публичных слушаний по Заявлению от 10.12.2013г. установлено, что публичные слушания состоялись, изменения, отраженные в заявлении, приняты.
17.12.2013г. результаты публичных слушаний официально опубликованы в газете «Ставрополь-на-Волге» в виде заключения.
23.12.2013г. протоколом заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального района Ставропольский Самарской области рекомендовано изменить ВРИ Земельного участка по Заявлению.
23.12.2013г. Администрацией с.п.Приморский направлен пакет документов по заявлению в составе материала письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию Ставропольского района Самарской области для принятия решения главой района с учетом рекомендаций комиссии.
О дальнейшем ходе рассмотрения заявления административный истец не извещен надлежащим образом, до настоящего времени не направлен мотивированный ответ.
13.07.2020г. из ответа Администрации м.р.Ставропольский № Мелькину А.М. стало известно, что Администрацией м.р.Ставропольский не принято решение по заявлению. Ранее в адрес администрации с.п.Приморский было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №о том, что на момент рассмотрения пакета документов по Заявлению уже утверждены правила, рекомендовав направить предложения в комиссию о внесении изменений в правила.
С учетом изложенного, административный истец Мелькин А.М. был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим административным исковым заявлением.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил административные исковые требования, в результате чего окончательно просит суд:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в непринятии решения по результатам заключения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, с «для индивидуального жилищного строительства» на «под автозаправочную станцию» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. вх.№.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Приморский муниципального района <адрес> о несвоевременном уведомлении Мелькина Александра Михайловича о ходе рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. вх. № по вопросу вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, с «для индивидуального жилищного строительства» на «под автозаправочную станцию».
Обязать администрацию сельского поселения Приморский м.р.Ставропольский Самарской области совершить действия по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский м.р.Ставропольский Самарской области в части установления территориальной зоны ИТ «Зона инженерной и транспортной инфраструктуры» относительно земельного участка с кадастровым номером №, позволяющий его эксплуатировать в соответствии с кодом 4.9.1.1 классификатора видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, воспользовавшись своим правом на ведение дел через представителя на основании ст.54 КАС РФ.
Представитель административного истца Закревская Л.Н., действующая на основании доверенности от №, в судебном заседании требования административного истца поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям уточненного административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Администрации м.р.Ставропольский в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без его участия не просил.
Представитель административного ответчика Администрации с.п.Приморский м.р.Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без его участия не просил. Согласно представленного отзыва, в удовлетворении заявленного административного искового заявления просил отказать в полном объеме, так как администрацией поселения были в полном объеме выполнены мероприятия, необходимые для рассмотрения заявления по существу и направлены в уполномоченный орган на принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой вид использования, то есть в Администрацию муниципального района Ставропольский.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 218 того же Кодекса определяет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по данной категории дел являются следующие:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
(Обязанность доказывания указанных обстоятельств в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд).
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
(Обязанность доказывания вышеперечисленных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административному истцу Мелькину А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 5235 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. При этом в силу части 4 данной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3 этой статьи).
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Из положений ст. 30 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ, вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи и статье 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, ввиду дополнительно заключенного соглашения о делегировании полномочий между Администрациями сельского поселения и муниципального района, на уровень района от сельского поселения Приморский делегирована часть полномочий по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, т.е. указанное решение принимается Главой муниципального района Ставропольский, с учетом рекомендаций комиссии, созданной на уровне сельского поселения в соответствии со ст.39 ГрК РФ.
23.10.2013 г. в Администрацию поселения Приморский Самарской области поступило заявление от Мелькина А.М. в лице представителя по доверенности Пудовкиной В.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для индивидуального жилищного строительства» на «под автозаправочную станцию» (вх.№).
25.10.2013г. главой администрации с.п.Приморский вынесено постановление № о проведении публичных слушаний по Заявлению, которое опубликовано в установленном законом порядке.
17.12.2013г. результаты публичных слушаний официально опубликованы в газете «Ставрополь-на-Волге» в виде заключения.
23.12.2013г. протоколом заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального района Ставропольский Самарской области рекомендовано изменить ВРИ Земельного участка по Заявлению.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией поселения за исх.№ был направлен материал в адрес Администрации м.р.Ставропольский с просьбой изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №
03.03.2014г. за исх. № в адрес главы Администрации сельского поселения Приморский был направлен ответ, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером №, согласно утвержденному Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области относится к территориальной зоне Р2 (Зона природного ландшафта), которая предназначена для сохранения и обустройства природного ландшафта, озеленения пространств.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты, порядок применения и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - Сельское поселение) утверждены Решением Собрания представителей Сельского поселения от 30.12.2013г. №30.
В соответствии с п. 2 ч. 2, п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31 - 33 ГрК РФ.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), на которой в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ). Действующим законодательством прямо предусмотрено, что Правила должны соответствовать Генеральному плану в части функционального зонирования территории.
Из материалов дела следует, что принадлежащий Мелькину А.М. на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 5235 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с Правилами застройки и землепользования отнесены к территориальной зоне Р2 (Зона природного ландшафта). В установленном законом порядке Правила до настоящего времени не оспорены, содержащиеся в них сведения о том, что земельные участки административного истца расположены в зоне Р2, недействительными не признаны.
Таким образом, фактически требования административного истца направлены на внесение изменений в Правила землепользования и застройки в обход законодательно установленной процедуры, в связи с чем рассмотрение указанных требований приведет к нарушению правил подсудности.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что в действиях административного ответчика Администрации с.п.Приморский, Администрации м.р.Ставропольский Самарской области отсутствуют нарушения действующего законодательства, судсчитает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.219 КАС РФ исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исчисление срока обращения с заявлением в суд необходимо начинать с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства также лежит на заявителе.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены различные сроки обращения в суд, в зависимости от категории административного спора.
В данном случае срок обращения с административным исковым заявлением, по мнению суда, административным истцом нарушен.
Административный истец указывал, что в установленный законом срок он не мог обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, так как является инвалидом, в связи с чем самостоятельно подать административное исковое заявление в срок, установленный действующим законодательством, не мог, а денежных средств для оплаты услуг представителя, у нее не было, просил суд восстановить ему срок на подачу административного искового заявления.
Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением Мелькину А.М., поскольку приведенные в обоснование доводы административного истца не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока, учитывая длительность пропуска срока (более 7 лет), что свидетельствует об отсутствии обстоятельств, объективно препятствовавших Мелькину А.М. своевременно обратиться в суд.
Согласно части 5 статье 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Следовательно, административным истцом пропущен срок для оспаривания бездействий администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, администрации с.п. Приморский Ставропольского района Самарской области, при этом доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд предоставлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 219, 226 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Мелькина Александра Михайловича к Администрации муниципального района Ставропольский Самаркой области, Администрации сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившегося в непринятии решения по результатам заключения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № выразившееся в несвоевременном уведомлении административного истца о ходе рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ., обязании совершить действия по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области в части установления территориальной зоны ИТ «Зона инженерной и транспортной инфраструктуры» относительно земельного участка с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья В.Л. Магда
Мотивированное решение составлено 06 ноября 2020г.