РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2014 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лобановой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Викторовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению Джороева З.К. о признании незаконными решения Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Джороев З.К. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она дата обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренуд земельного участка, расположенного по адресу: адрес прилагающий участок к участку с кадастровым номером №..., площадью *** м. В ходе рассмотрения данного заявления Министерством имущественных отношений Самарской области был направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, в ответ на которое департаментом было подготовлено заключение от о невозможности утверждения данной схемы расположения земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территории общего пользования ул. адрес, а также данный участок входит в границы земельного участка, по которому принято распоряжение департамента об утверждении схем. Кроме того, использование указанного участка под садоводство противоречит требованиям п. 1 ст. 90 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также ст. 63 технического регламента в части обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. На основании данного заключения дата министерством имущественных отношений вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, с которым заявитель не согласен, считает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка по изложенным основаниям является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Просит суд признать незаконными действия - решения Министерства имущественных отношений Самарской области от дата об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду заявителю и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу возобновить дальнейшую работу по заявлению Джороева З.К. от дата №....
В судебном заседании представитель заявителя Колесников В.Е., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в судебное заседание не явился. Представил в суд письменный отзыв на иск, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что утверждение Схемы по обращению невозможно в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 № 16-ГД (невозможность образования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства РФ). Вышеуказанные обстоятельства подтверждают отсутствие со стороны министерства каких-либо нарушений норм действующего законодательства. Фактически министерство не создавало какие-либо препятствия к их осуществлению, так как действовал в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального
служащего, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действии (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При этом основанием для удовлетворения требований являются одновременно как несоответствие этих действий закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующими требованием. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, оснований для удовлетворения требований не имеется. На основании вышеизложенного просим суд отказать в удовлетворении заявленных Джороевым З.К. требований о признании решения министерства имущественных отношений Самарской области от дата №... об отказе в предоставлении земельного участка площадью *** кв.м в аренду, расположенного по адресу: адрес, прилегающий участок к участку с кадастровым номером №..., незаконным; об обязании министерства имущественных отношений Самарской области Самарской области в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда возобновить рассмотрение заявление заявителя от дата №... о предоставлении в аренду указанного выше земельного участка.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания дела не поступало.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что требования Джороева З.К. не подлежит удовлетворения по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Джороев З.К. имеет в собственности земельный участок, общей площадью *** кв. м по адресу: адрес, участок №....
дата Джороев З.К. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: адрес, участок №.... прилегающий участок к участку принадлежащему заявителю. дата Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Джороева З.К. уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с невозможностью утверждения Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах территории общего пользования улицы адрес. Также согласно материалам ДСА г. Самары данный участок входит в границы земельного участка, по которому на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от дата принято распоряжение департамента от дата №... «об утверждении схем. Расположения земельных участков на кадастровых планах территорий по адрес №... в Красноглинском районе г. Самары для садоводства». Кроме того, использование указанного участка под садоводство противоречит требованиям п. 1 ст. 90 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также ст. 63 технического регламента в части обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст. 255 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.1. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка.
При наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, министерство, в силу пункта 2.4. Порядка направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5. Порядка установлено, что уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает Схему либо подготавливает мотивированное заключение о невозможности утверждения Схемы и в соответствии с Порядком направляет их в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 № 2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий», полномочия по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к компетенции Департамента.
Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара заключением от дата отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах территории общего пользования улицы адрес. Более того использование указанного участка под садоводство противоречит требованиям п. 1 ст. 90 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также ст. 63 технического регламента в части обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Также согласно материалам ДСА г. Самары данный участок входит в границы земельного участка, по которому на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от дата принято распоряжение департамента от дата №... «об утверждении схем. Расположения земельных участков на кадастровых планах территорий по адрес №... в Красноглинском районе г. Самары для садоводства».
В соответствии с п. 2.6 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Из преамбулы к Закону Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» следует, что настоящим Законом регулируются отношения, связанные с подготовкой и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст.1 вышеназванного Закона схема представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения об испрашиваемом земельном участке, необходимые для дальнейшего принятия решений о распоряжении. Подготовка и утверждение Схемы осуществляется: (в том числе) при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно имеющимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности земельный участок площадью *** кв.м расположен в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от дата №...
Кроме того, как указала Департамент строительства и архитектуры г. Самары земельный участок площадью *** кв.м принадлежит территории общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования обозначают территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, трубопроводы, автомобильные дороги,
железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемы (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
В целом основными задачами красных линий являются: отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты. Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Из статьи 28 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ответу на запрос суда в Департамент поступало обращение министерства от дата №... об утверждении Схемы по адресу: адрес, участок №..., для ведения садоводства по заявлению Чернышковой Т.И. По результатам рассмотрения данного обращения от дата №... было подготовлено и направлено в адрес министерства заключение о невозможности утверждения Схемы, в связи с тем, что земельный участок находился в границах территории общего пользования улицы адрес. На основании решения Ленинского районного суда по делу от дата было принято распоряжение Департамента от дата №... «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий по адрес, участок №... в Красноглинском районе города Самары для садоводства» и направлено в адрес министерства. Также сообщили, что в Департамент поступало обращение министерства от дата №... об утверждении Схемы по адресу: адрес, прилегающему к участку с кадастровым № №...,по заявлению Джороева З.К. По результатам рассмотрения данного обращения подготовлено и направлено в адрес министерства заключение о невозможности утверждения Схемы в связи с тем, что земельный участок находился в границах территории общего пользования улицы адрес, а также входит в границы земельного участка, по которому на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от дата принято вышеуказанное распоряжение Департамента.
В пункте 1 статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 № 16-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» содержатся основания для отказа в утверждении Схемы.
В силу п. 2.6 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка. В связи с чем, суд считает, что Министерство имущественных отношений Самарской области обоснованно отказало Джороеву З.К. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и в соответствии с вышеназванными нормами закона, суд приходит к мнению, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Джороева З.К. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2014 года.
Судья Ю.В.Лобанова