Решение обжаловано в апелляционном порядке, оставлено без изменения, вступило в законную силу 29.11.2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Новоорск 07.09.2012 г.
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Левченкова А.И,
при секретаре Егоровой Л.А.,
с участием истца Комарова К.А., его представителя Суровцева И.А.,
представителя ответчика Руппель В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова К.А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Новоорском районе Оренбургской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Комаров К.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Новоорском районе Оренбургской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указывая, что более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем подал заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ комиссия ГУ-УПФ РФ в Новоорском районе отказала в назначении пенсии, не включив в специальный стаж следующие периоды:
1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности тренера спорткомплекса «<данные изъяты>»;
2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>;
3. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в период работы в должности преподавателя ОБЖ;
4. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы в армии.
С решением пенсионного фонда он не согласен, поскольку, работая в должности тренера и педагога дополнительного образования, осуществлял педагогическую деятельность, связанную с физическим развитием и воспитанием детей. Период службы в армии также подлежит включению, так как по действовавшему на тот момент Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж. Просит признать отказ ГУ-УПФ РФ в Новоорском районе от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить спорные периоды работы в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании Комаров К.А. иск поддержал в полном объеме и пояснил, что в период работы в спорткомплексе занимался с детьми и осуществлял тренерскую и воспитательную работу, поэтому указанный период должен быть включен в стаж. Период работы в должности педагога дополнительного образования должен быть засчитан в специальный стаж, так как он начал работать в период действия Постановления № 1067 от 1999 года, где его должность и наименования учреждения были предусмотрены Списком, дающим право на назначение досрочной пенсии, а Постановлением № 781 было ухудшено его положение. Также подлежит включению курсы повышения квалификации, так как он работал в этот период в должности, дающей право на назначении досрочной пенсии. Период службы в армии ему не зачли незаконно. Когда он обратился в Пенсионный фонд, специалисту было известно, что он служил в армии, но данный период им вообще не рассматривался.
Представитель истца Суровцев И.А. поддержал доводы своего доверителя и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Руппель В.И., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал и пояснил, что период работы в должности тренера спорткомплекса «<данные изъяты>» не включен в стаж, так как ранее действовавшим и действующим законодательством наименование учреждения «спорткомплекс» и наименование должности «тренер» не были предусмотрены. Лица, работающие в должностях тренеров в спорткомплексах, никогда не пользовались правом на досрочное пенсионное обеспечение.
Период работы в должности педагога дополнительного образования <данные изъяты> не включен, так как не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 : на 01.01.2001 года стаж работы истца в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком, составил 12 лет 02 месяца 12 дней (при требуемых 16 лет 08 месяцев);
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности учителя физкультуры <данные изъяты> №. Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» и раздела «Наименование учреждений» должность учителя и школа не предусмотрены.
Курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, так как в это время не выполнялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому человеку и гражданину социальное обеспечение по возрасту (ст. 39).
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Комаров К.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в Новоорском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением начальника УПФР в Новоорском районе от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (02 года 05 месяцев 01 день) – работа в должности тренера спорткомплекса «<данные изъяты>», поскольку наименование учреждения – «спорткомплекс» и должность «тренер» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781;
- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (02 года 05 месяцев 11 дней) – работа в должности педагога дополнительного образования <данные изъяты>, так как отсутствуют условия, предусмотренные Списком № 781 от 29.10.2002 г., а именно: работа в должности преподавателя <данные изъяты> на 01.01.2001 г. составляет 12 лет 02 месяца 12 дней, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не работал в должностях и в учреждениях, предусмотренных п. 2 раздела Списка;
- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 08 дней), ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (19 дней) – курсы повышения квалификации в период работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ <данные изъяты>, поскольку в эти периоды не выполнялась работа, дающая право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
По подсчетам пенсионного фонда продолжительность специального стажа истца составила 20 лет 09 месяцев 22 дня, при требуемых 25 лет.
Из трудовой книжки следует, что истец Комаров К.А. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в с/к «<данные изъяты>» тренером, ДД.ММ.ГГГГ – уволен с указанной должности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работ (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы (далее Список № 781 от 29.10.2002 г. и Правила исчисления периодов работы)
Вышеуказанным Списком наименование учреждения «спорткомплекс» и наименование должности «тренер» не были предусмотрены.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», действовавшим до 01.10.1993 года, и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, действовавшим до 01.11.1999 года, также не предусмотрены наименование учреждения «спорткомплекс» и наименование должности «тренер».
По запросу суда <данные изъяты> была предоставлена должностная инструкция тренера спортивного комплекса «<данные изъяты>» за <адрес> Согласно ответу, должностные инструкции за более ранние сроки в архиве <данные изъяты> отсутствуют.
Из должностной инструкции следует, что в должностные обязанности тренера СК «<данные изъяты>» входит: осуществление набора в секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом; проведение учебно-тренировочной и воспитательной работы; использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, проведение отбора и спортивной ориентации наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся; обеспечение повышения уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся, укрепление и охрана их здоровья в процессе занятий, безопасности учебно-тренировочного процесса.
Тренер относится к категории специалистов. На должность тренера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу; стаж педагогической работы не менее 3 лет, или квалификационную категорию (2, 1, высшую).
Однако данная инструкция не может быть учтена в качестве доказательства выполнения истцом педагогической деятельности, так как не относится к спорному периоду, разработана значительно позднее и не позволяет установить характер работы истца.
Других доказательств осуществления педагогической деятельности не добыто.
На основании вышеизложенного указанный период не подлежит включению в специальный стаж.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования Новоорского <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Из копии трудовой книжки следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал педагогом дополнительного образования <данные изъяты>.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений"
Пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" предусмотрен детский (подростковый) центр. Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность «педагог дополнительного образования».
В соответствии с пунктом 12 указанных Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Стаж работы истца на 01.01.2001 г. в должностях, в учреждениях предусмотренных Списком № 781 от 29.10.2002 г. составил 12 лет 02 месяца 12 дней.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Комаров К.А. работал в должности учителя физкультуры <данные изъяты>.
Наименование должности истца в спорный период – учитель физкультуры и наименование учреждения – <данные изъяты> не указаны в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Следовательно, оба условия, предусмотренные п. 12 Правил исчисления периодов работы не выполнены, поэтому оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца не имеется.
Ответчик не включил в специальный стаж время нахождения истца на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 08 дней), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(19 дней) в период работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ <данные изъяты>, поскольку в эти периоды не выполнялась работа, дающая право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Однако суд не может согласиться с позицией ответчика по этому вопросу, поскольку в период повышения квалификации работник пользуется гарантиями и компенсациями, которые предусмотрены ст. 187 ТК РФ, т.е. за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, с этой зарплаты уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, что означает выполнение условий, предусмотренных п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 г.
Кроме того, п. 9 указанных Правил предусмотрен исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Периоды повышения квалификации в данный перечень не входят. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию.
Поэтому решение Пенсионного Фонда в этой части является незаконным и указанный период подлежит включению в специальный стаж истца.
Истец просит включить в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика пояснил, что спорный период не был предметом рассмотрения комиссии по оценке пенсионных прав застрахованных лиц, так как при обращении с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Комаров К.А. не претендовал на его включение в специальный стаж, в связи с чем данный период не был включен в решение начальника УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, включение в стаж работы учителям и другим работникам просвещения периодов службы в Вооруженных Силах было предусмотрено Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившим силу с 01.10.1993 г. Периоды работы, предусмотренные п.п.1-3 Положения могут быть засчитаны в специальный стаж, если они имели место до 01.10.1993 г. На 01.10.1993 г. стаж истца составлял 05 лет 12 дней при требуемых 16 лет 08 месяцев. Поэтому военная служба не подлежит включению в стаж.
С таким выводом ответчика суд не соглашается и считает, что период прохождения службы в армии подлежит включению в специальный педагогический стаж работы истца по следующим мотивам.
При обращении в Пенсионный фонд отсутствие требования о включении в специальный стаж периода службы в армии само по себе не является основанием для отказа в рассмотрении данного периода, поскольку Пенсионный Фонд должен принять решение о назначении досрочной пенсии либо отказе в ее назначении на основе анализа всех периодов трудовой деятельности, а также службы в армии, так как законодательством предусмотрены условия включения службы в армии в общий и специальный трудовой стаж.
Поэтому непринятие решения по данному периоду уже влечет нарушение прав лица, претендующего на назначение досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
Кроме того, согласно действовавшему в спорный период времени Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N953), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4).
По подсчетам ответчика специальный стаж истца составляет 20 лет 09 месяцев 22 дня, что превышает 2/3 от 25-летнего педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии.
Следовательно, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, иск подлежит удовлетворения в части.
Учитывая, что включенного судом стажа с учетом включенного Пенсионным Фондом не хватает для назначения досрочной трудовой пенсии, в ее назначении Комарову К.А. необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197 и 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░░░░ ░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.09.2012 ░.
░░░░░: