Дело № 2-428/2021
22RS0045-01-2021-000554-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Смоленское 20 октября 2021 года
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Климович Т.А.
при секретаре судебного заседания Петухове А.С.,
с участием помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, в интересах Казанцева Александра Сергеевича к Краевому государственному казённому учреждению «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Казанцева А.С. к Краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» (далее по тексту - КГКУ «Региональное жилищное управление»), об обязании предоставлении Караваевой А.А., благоустроенное жилое помещения из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м., а если оно представляет однокомнатную квартиру, то площадью не менее 28 кв.м., на территории муниципального образования <адрес>.
В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Караваевой А.А. по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что Казанцев А.С. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать и отец истца - Казанцева О.В., Казанцев А.С. решением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Казанцевым А.С. установлена опека. В соответствии со справкой администрации Линевского сельсовета Казанцев А.С. проживает по месту жительства по адресу: <адрес>. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по дате поступления заявления - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись №.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Павлова О.А. просила обязать ответчика предоставить Казанцеву А.С. жилое благоустроенное помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, при этом просила учесть, что просит исключить требование о предоставлении жилого помещения именно на территории муниципального образования <адрес>, как излишне заявленное, поскольку материальный истец не может быть лишен возможности переехать в иной населенный пункт субъекта РФ, где ему будет предоставлено жилое помещение.
В судебное заседание материальный истец Казанцев А.С. не явился извещался, о времени и месте судебного заседания, согласно телефонограммы просил об удовлетворении искового заявления и рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление», извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, не известил об уважительности причин не явки, а также не просил об отложении рассмотрения дела.
Суд, с учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Павлову О.А., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам (в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ; Закон), являющегося базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ст. 10 названного Закона, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеуказанного Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом вышеуказанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 вышеуказанной статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
На территории <адрес> вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>».
В соответствии со ст. 17-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным краевым учреждением в порядке, установленном <адрес>, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> в другом муниципальном образовании.
Согласно п. 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>; приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Казанцев А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истца Казанцева О.В., Казанцев С.В. решением Смоленского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, (л.д.21-23).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ивина Т.И. назначена опекуном Казанцева А.С. (л.д.24).
Согласно ответу КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГГГ №/П/5881, приказом КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГГГ № Казанцев А.С. включен в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате поступления заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Казанцева А.С. на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества отсутствует.
В судебном заседании установлено, что Казанцев А.С. в настоящее время проживает в квартире своего опекуна, собственного жилья не имеет.
Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления ему жилого помещения, ответчиком в судебное заседание не представлено.
Таким образом, поскольку Казанцев А.С., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно в установленном порядке обратился с письменным заявлением за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, он был включен в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На данный момент истец не исключен из указанного списка. Органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечив истца Казанцева А.С. жилым помещением, в связи, с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о создании КГКУ «Региональное жилищное управление», в качестве основной цели деятельности которого определено сопровождение организации обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Согласно Уставу КГКУ «Региональное жилищное управление» учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения и реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти <адрес> в сфере обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда <адрес> отдельных категорий граждан и осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда <адрес>. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета <адрес> на основании бюджетной сметы. (п. 1.2 Устава).
Целями деятельности учреждения являются реализация направлений федеральной и региональной политики в области обеспечения жилищных прав отдельных категорий граждан, осуществление отдельных полномочий собственника в сфере управления жилищным фондом <адрес>, осуществление контроля за использованием предоставленных жилых помещений жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан. (п. 3.1 Устава).
Для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение выполняет функции, в том числе, по реализации Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; приобретения в объеме предоставленных бюджетных средств в установленном законом порядке жилых помещений в собственность <адрес> в целях обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями. (п. 3.2 Устава).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №C «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>». В силу указанных изменений функции Главного управления по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан отнесены к КГКУ «Региональное жилищное управление».
В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку в материалах дела имеется заявление Казанцева А.С. прокурору <адрес> с просьбой обратиться в суд с заявлением об обеспечении его жилым помещением, а также имеется список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в КГКУ «Региональное жилищное управление», где имеются сведения о том, что истец по достижению им восемнадцатилетнего возраста и предоставлении ему жилого помещения (л.д. 36), суд считает, что Казанцевым А.С. был соблюден установленный Законом порядок обращения в КГКУ «Региональное жилищное управление» для предоставления ему жилого помещения.
При определении площади подлежащего предоставлении Казанцеву А.С. жилого помещения суд исходит из положений ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>», согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>» дополнена частью 1.1 следующего содержания: «Для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно предоставляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 квадратных метров».
Требования прокурора об обеспечении жилым помещением именно в границах муниципального образования <адрес> суд признает излишне заявленным, поскольку у материального истца имеется право на свободу передвижения, и он может быть обеспечен жилым помещением на территории субъекта Российской Федерации в любом населенном пункте, как житель <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Казанцева А.С. удовлетворить в части.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» предоставить Казанцева А.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью в размере не менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда, через Смоленский районный суд <адрес>, в течение месяца.
Судья