Дело № 2-944/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2019 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Юхимчук Ж.А.,
с участием истца Бокова Н.В.,
ответчика Боковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокова Н.В. к ответчику Боковой Е.А., об увеличении доли в наследственном имуществе, признании права собственности на долю в квартире в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истец Боков Н.В. обратился к ответчику Боковой Е.А. с исковым заявлением об увеличении причитающейся ему доли в составе наследства, признании права собственности на ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование предъявленных требований истец Боков Н.В. указал, что Б. имела в собственности квартиру, расположенную по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ Б. умерла. Он и Бокова Е.А. являются наследниками по закону, обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства. В связи с тем, что он проживает в квартире, осуществляет её ремонт, оплачивает коммунальные услуги, потребляемые в квартире, его доля в праве на наследственное имущество подлежит увеличению до ? доли.
В судебном заседании истец Боков Н.В. просил об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, изложенных в иске.
В судебном заседании ответчик Бокова Е.А. не согласилась с иском, пояснив, что она и истец имеют равные права на наследственное имущество.
Третье лицо нотариус Пермского районного нотариального округа Пермского края Чикишева Н.С. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без её участия в судебном заседании.
Суд, выслушав объяснения истца и ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти (л.д.11).
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьёй 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Б. на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора передачи квартиры в собственность гражданина от 01 июля 1997 года, что следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.16, 19).
При таком положении суд считает, что права Б. на указанную квартиру являются юридически действительными, указанное имущество входит в состав наследства, открывшего после смерти правообладателя.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу статей 1141, 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, которые наследуют имущество в равных долях. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
На основании пункта 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со статьёй 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, или совершением любого из действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства: вступлении во владение или управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, производство за свой счёт расходов по содержанию наследственного имущества, оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитающихся наследодателю денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании статьи 1164 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.
Боков Н.В. является сыном Б., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.15).
Из сообщения нотариуса Пермского районного нотариального округа Пермского края Чикишевой Н.С. и материалов наследственного дела следует, что Бокова Е.А. является наследником Б. по праву представления как дочь Б1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являвшегося сыном Б.. Бокова Е.А. обратилась с заявлением о принятии наследства и получила свидетельства о праве на наследство по закону в отношении наследственного имущества, в том числе в отношении ? доли в праве на квартиру (кадастровый №). Боков Н.В. не подавал заявление о принятии наследства.
Данные обстоятельства не оспаривались истцом в судебном заседании.
При таких обстоятельствах Боков Н.В. может быть признан лицом, принявшим наследство, в случае совершения им действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу;
в качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ;
наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства;
в целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы;
получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
На день открытия наследства Б. проживала в принадлежащей ей квартире, расположенной по адресу: <адрес>, совместно с ней в данном жилом помещении проживал Боков Н.В., что следует из справки управляющей организации (л.д.13).
Право собственности Боковой Е.А. на ? долю в праве на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выписками из данного реестра.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что наследство, открывшееся после смерти Б., принято обоими наследниками по закону, совершившими действия, свидетельствующие о принятии наследства, следовательно, каждый наследник приобрёл право собственности на ? долю наследственного имущества, в том числе на квартиру (кадастровый №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость квартиры, входящей в состав наследства, составляет 657259 рублей 41 копейки (л.д.46).
Таким образом, стоимость ? доли в праве на квартиру составляет 328 629 рублей 71 копейку, стоимость ? доли в праве на квартиру составляет 164 314 рублей 85 копеек.
Предъявляя иск об увеличении доли причитающегося наследства и уменьшения доли ответчика в праве на квартиру, истец Боков Н.В. не согласен с таким распределением наследственного имущества, указывая на то, что он проживал совместно с наследодателем, ухаживал за наследодателем, заботился о нём, понёс расходы на похороны наследодателя, несет расходы по содержанию квартиры и оплате коммунальных услуг, потребляемых в квартире.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком и подтверждаются договором подряда от 01 июля 2009 года, справками, счетами на оплату и платёжными документами, характеристиками, сообщениями граждан (17-18, 20-46).
Суд находит, что обстоятельства, указанные истцом, не могут свидетельствовать о наличии правовых оснований для увеличения его доли в праве на квартиру, поскольку проявляя заботу о наследодателе, истец исполнял обязанность о содержании своего нетрудоспособного нуждающегося в помощи родителя и заботе о нём, установленную законом (пункт 1 статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации); в силу закона исполнение такой обязанности, несение расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг не даёт преимущества при осуществлении права наследования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1168 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в состав наследства входит жилое помещение (жилой дом, квартира и тому подобное), раздел которого в натуре невозможен, при разделе наследства наследники, проживавшие в этом жилом помещении ко дню открытия наследства и не имеющие иного жилого помещения, имеют перед другими наследниками, не являющимися собственниками жилого помещения, входящего в состав наследства, преимущественное право на получение в счёт их наследственных долей этого жилого помещения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что преимущественное право на получение в счёт своей наследственной доли входящих в состав наследства неделимой вещи, жилого помещения, раздел которого в натуре невозможен, имеют наследники, проживавшие ко дню открытия наследства в переходящем по наследству жилом помещении, не подлежащем разделу в натуре, и не имеющие иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или предоставленного по договору социального найма, которые могут воспользоваться этим правом преимущественно перед другими наследниками лишь при отсутствии наследников, обладавших совместно с наследодателем правом общей собственности на наследуемое жилое помещение. Указанные лица вправе отказаться от осуществления преимущественного права при разделе наследства на получение в счет своей наследственной доли входящих в состав наследства неделимой вещи, жилого помещения, раздел которого в натуре невозможен. В этом случае раздел наследства производится по общим правилам.
В силу статьи 1170 Гражданского кодекса Российской Федерации несоразмерность наследственного имущества, о преимущественном праве на получение которого заявляет наследник на основании статьи 1168 или 1169 настоящего Кодекса, с наследственной долей этого наследника устраняется передачей этим наследником остальным наследникам другого имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы (пункт 1). Если соглашением между всеми наследниками не установлено иное, осуществление кем-либо из них преимущественного права возможно после предоставления соответствующей компенсации другим наследникам (пункт 2).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 54 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», судам следует учитывать, что компенсация несоразмерности получаемого наследственного имущества с наследственной долей, возникающей в случае осуществления наследником преимущественного права, установленного статьей 1168 или статьей 1169 ГК РФ, предоставляется остальным наследникам, которые не имеют указанного преимущественного права, независимо от их согласия на это, а также величины их доли и наличия интереса в использовании общего имущества, но до осуществления преимущественного права (если соглашением между наследниками не установлено иное). При этом суд вправе отказать в удовлетворении указанного преимущественного права, установив, что эта компенсация не является соразмерным возмещением наследственных долей остальных наследников, которые не имеют такого преимущественного права, или ее предоставление не является гарантированным. Судам надлежит также учитывать, что при осуществлении преимущественного права на неделимую вещь (статья 133 ГК РФ), включая жилое помещение, в силу пункта 4 статьи 252 ГК РФ указанная компенсация предоставляется путем передачи другого имущества или выплаты соответствующей денежной суммы с согласия наследника, имеющего право на ее получение, тогда как при осуществлении преимущественного права на предметы обычной домашней обстановки и обихода выплата денежной компенсации не требует согласия такого наследника.
Суд установил, что до принятия наследства ответчик Бокова Е.В. не являлась собственником жилого помещения, входящего в состав наследства; истец Боков Н.В. является наследником, проживавшим в жилом помещении, входящем в состав наследства, ко дню открытия наследства.
Суд установил, что заявляя о праве на получение дополнительной доли в праве на квартиру, входящую в состав наследства, истец не предлагает ответчику какой – либо компенсации за соответствующую долю в праве на квартиру, полагая, что он не обязан выплачивать такую компенсацию.
Суд считает, что такая правовая позиция истца основана на неправильном понимании и толковании закона.
Учитывая изложенное, суд находит, что не имеется правовых оснований для удовлетворении требования об увеличении доли в праве на квартиру до ? доли, поскольку истец не представил доказательства гарантированного предоставления ответчику соразмерного возмещения стоимости наследственной доли, право собственности ответчика на ? долю в праве на квартиру зарегистрировано в порядке, установленном законом, данное право в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным.
Бокова Е.А., как наследник по праву представления, имела право на ту долю в наследственном имуществе наследодателя, которая бы причиталась ее отцу Б1., то есть ? долю, поскольку в соответствии с действующим законодательством, доли наследников признаются равными, если они не изменены при жизни наследодателем, путем оформления завещания.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что истец Боков Н.В. приобрёл право собственности исключительно на ? долю в праве на квартиру (кадастровый №), поэтому имеются правовые основания для признания за истцом права собственности на данное имущество.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» судебный акт, вступивший в законную силу, является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. (░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2019░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-944/2019
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░: 59RS0008-01-2019-000657-60