РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2017 г. с.Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Хапова М.В.,
при секретаре Сорокиной И.Б.,
с участием представителя истца Пилко А.О. действующей на основании доверенности,
представителя соответчика администрации городского поселения «Новочарское» Сидоряк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-419/2017 по исковому заявлению АО «Тепловодоканал» к Афонин В.А., администрации городского поселения «Новочарское» об обязании выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывку системы теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
АО «Тепловодоканал» обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что АО «ТВК» является ресурсоснабжающей организацией на территории п.Новая Чара, Каларского района и оказывает услуги теплоснабжения юридическим и физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством, при подготовке к отопительному периоду потребителями тепловой энергии необходимо проведение мероприятий направленных на подготовку к отопительному периоду и прохождение его без аварий. В состав требований входит выполнение мероприятий по промывке и опрессовке тепловых сетей жилых домов. Подключение к тепловой энергии осуществляется АО «Тепловодоканал» после выполнения потребителями указанных мероприятий. Между тем ответчиком без выполнения обязательств по промывке внутридомовых сетей теплоснабжения, самостоятельно, без волеизъявления АО «Тепловодоканал», осуществлено самовольное потребление тепловой энергии. ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе представителей ресурсоснабжающей организации АО «Тепловодоканал», а также администрации городского поселения «Новочарское» составили акт о том, что потребителем Афониным В.А. не выполнены мероприятия по подготовке системы отопления к началу отопительного сезона. Просит суд, обязать ответчика выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома по адресу: <адрес>, а также промывку системы теплопотребления.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского поселения «Новочарское».
В судебном заседании установлено следующее.
Представитель истца Пилко А.О. на исковых требованиях настаивает по основаниям изложенным в иске.
Афонин В.А. в судебное заседание не явился.
Глава администрации городского поселения «Новочарское» Сидоряк О.А. исковые требования не признал, пояснил, что в силу закона обязанность по выполнению мероприятия по подготовке системы отопления к началу отопительного сезона возложена на потребителей. Вместе с тем, истец обратился в суд с настоящим иском в период отопительного сезона, а не до его начала. В настоящее время исковые требования не целесообразны и их выполнение не возможно. Подача горячей воды и отопления не была прекращена АО «ТВК», краны не опломбированы. Афонин В.А. не был надлежащим образом уведомлен о необходимости в определенный срок провести указанные мероприятия.
Свидетель Василевский И.С. являющийся специалистом АО «ТВК» в ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что перед началом отопительного сезона на потребителей возложена обязанность выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, а так же выполнить промывку системы теплопотребления. Афониным В.А. данные мероприятия выполнены не были.
Суд, выслушав стороны, изучив и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит следующему.
Согласно п.11.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 115 (далее - Правила) при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, в том числе: устранение выявленных нарушений в тепловых с гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления, испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Тепловодоканал» является ресурсоснабжающей организацией на территории п.Новая Чара, Каларского района и оказывает услуги теплоснабжения юридическим и физическим лицам.
Дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано самовольное подключение к тепловой сети, расположен на территории городского поселения «Новочарское».
Афонин В.А., собственником жилого помещения не является, проживает в нем на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратному суду не представлено.
В силу ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке в том числе, требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма. Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения и в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В приведенной связи, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае администрацию городского поселения «Новочарское».
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (пункт 3 статьи 543 ГК РФ).
Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок.
При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливаются необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.
Для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется также состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии.
В соответствии с пунктами 1, 16 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-6.2000, утвержденных приказом Госстроя России от 06.09.2000 N 203, повышение надежности систем коммунального теплоснабжения, своевременная и всесторонняя подготовка к отопительному периоду и проведение его во взаимодействии теплоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, топливо-, водоснабжающих и других организаций являются важнейшими мерами в обеспечении бесперебойного теплоснабжения в городах и других населенных пунктах.
Приемка подготовленных систем теплопотребления, тепловых сетей и тепловых пунктов потребителей должна быть оформлена двухсторонними актами с участием представителей теплоснабжающей организации и потребителя.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении).
По смыслу упомянутых норм потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей на расчетную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь и наличие потенциала блуждающих токов, выполнить опрессовку на прочность и плотность водяных систем теплопотребления и др. После выполненных работ оформляется двусторонний акт проверки готовности объекта к отопительному сезону. Без оформления акта проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается.
Как установлено, в ходе судебного заседания и не оспаривалось сторонами, что подача горячей воды и отопления не была прекращена АО «ТВК», краны не опломбированы, Афонин В.А. не был надлежащим образом уведомлен о необходимости в определенный срок провести указанные мероприятия.
Заслуживают внимания доводы представителя администрации городского поселения «Новочарское» Сидоряк О.А. о том, что в настоящее время исковые требования не целесообразны и их выполнение не возможно, поскольку обязанность выполнения указанных мероприятий имеет место до начала отопительного сезона, а не в его период, что более того установлено вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
С настоящим иском АО «ТВК» обратилось ДД.ММ.ГГГГ вхд.№, то есть в период отопительного сезона, что противоречит вышеуказанным нормам.
В связи с изложенным исковые требования АО «Тепловодоканал» суд находит не состоятельными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Тепловодоканал» к Афонин В.А., администрации городского поселения «Новочарское» об обязании выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывку системы теплоснабжения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья М.В.Хапов