Дело №2-596/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2016 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Колотовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Мелоевой О.Р. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фона Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав,
установил:
Иск предъявлен в Олонецкий районный суд Республики Карелия по тем основаниям, что Управление Пенсионного фонда РФ в г.Олонце Республики Карелия письмом от <Дата обезличена> уведомило истца об отсутствии права на назначение страховой пенсии по старости на <Дата обезличена>, полагая, что на указанную дату страховой стаж истца составляет 20 лет 9 месяцев 17 дней, с учетом льготного порядка исчисления – 25 лет 8 месяцев 26 дней, работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС) – 16 лет 11 месяцев 23 дня, в связи с чем право на страховую пенсию наступит в 51 год. Истец, не согласившись с позицией ответчика, считает, что с учетом работы в Республике Карелия до <Дата обезличена>, а именно: в <Данные изъяты> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (стаж 6 месяцев 20 дней), <Данные изъяты> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (стаж 2 года 28 дней), <Данные изъяты> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (стаж 9 лет 8 месяцев 10 дней), <Данные изъяты> <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (стаж 2 месяца 21 день), общий стаж составляет 12 лет 7 месяцев 19 дней, то есть в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П, общий стаж работы в МКС составляет 18 лет 11 месяцев 14 дней. С учетом периода работы в <Данные изъяты> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ( 4 года 11 месяцев 08 дней), общий стаж работы в МКС составляет 23 года 10 месяцев 22 дня., что превышает необходимый для назначения страховой пенсии стаж работы в МКС в 20 лет. В связи с наличием страхового стажа не менее 25 лет, стажа работы в МКС более 20 лет Мелоева О.Р. просит признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости с <Дата обезличена>.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от <Дата обезличена> произведена замена ответчика – ГУ УПФ РФ в г.Олонец Республики Карелия на ГУ УПФ РФ в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное), дело передано по подсудности на рассмотрение Сортавальского городского суда Республики Карелия.
Впоследствии Мелоева О.Р. уточнила исковые требования. Просит признать право на назначение страховой пенсии по старости с <Дата обезличена>; зачесть в стаж работы в МКС период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя в г.Олонец Республики Карелия в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
В судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи Мелоева О.Р. и ее представитель Кунильский В.Е., действующий на основании доверенности, на иске настаивали. Пояснили, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла торговлю продовольственными товарами в помещении магазина в г. Олонце, находившемся в аренде у предпринимателя ФИО13 Не оспаривали, что истец является получателем страховой пенсии по старости с <Дата обезличена>.
Представитель ответчика Пузова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по иску возражала. Пояснила, что истец не обращалась в установленном порядке с соответствующим заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с работой в МКС с <Дата обезличена>. При обращении в пенсионный орган после проведения заблаговременной проверки, Мелоевой О.Р. не были представлены документы, подтверждающие достаточный трудовой стаж. Пояснила, что осуществление предпринимательской деятельности без документального подтверждения такого осуществления в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не может служить основанием для досрочного назначения пенсии. В решении Пенсионного фонда об отказе истцу в назначении досрочной пенсии приведены нормы закона, которым руководствовался Пенсионный фонд при принятии оспариваемого решения. Просила в иске отказать.
Выяснив позицию сторон, заслушав свидетелей ФИО8, ФИО12, ФИО9, ФИО13. ФИО10, ФИО11, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 9 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" признается право каждого человека на социальное обеспечение. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию - является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.
Реализация прав граждан на трудовые пенсии с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон).
В силу части 1 статьи 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании п.6 ч.1 ст.32 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. (Аналогичная норма ранее содержалась в пп.6 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Исходя из положений ч.1 ст.11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п. 13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555, периоды индивидуальной трудовой деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Установлено, что <Дата обезличена> ответчиком в адрес Мелоевой О.Р., <Дата обезличена> года рождения, было направлено уведомление, из которого следует, что в результате проведенной заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения страховой пенсии, страховой стаж Мелоевой О.Р. на <Дата обезличена> составил 20 лет 9 месяцев 17 дней, с учетом льготного порядка исчисления периодов работы (иной деятельности) до 01.01.2002 - 25 лет 8 месяцев 26 дней, в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 16 лет 11 месяцев 23 дня, при этом, ответчиком не включен в стаж работы в МКС период осуществления истцом предпринимательской деятельности с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактическое осуществление деятельности в данных особых климатических условиях.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029 (с изменениями и дополнениями) Олонец и Олонецкий район Республики Карелия отнесен к МКС.
В соответствии с п.1 ст.23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В силу ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
На основании ст. 56 ГПК РФ истец, как сторона по делу, вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие положениям главы 6 ГПК РФ о допустимости, достоверности и относимости.
Как указано выше, периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не включены в стаж работы в МКС в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактическое осуществление деятельности в МКС.
Судом установлено, что в спорный период истец проживала в д. <Адрес обезличен> Республики Карелия.
Из ответа МИФНС России №5 по РК от <Дата обезличена> следует, что Мелоева О.Р. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и состояла на учете в налоговом органе по месту жительства. Мелоевой О.Р. в инспекцию были представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за <Дата обезличена> с указанием дохода, и налоговые декларации за <Дата обезличена> с отметкой, что предпринимательская деятельность не осуществлялась.
Справкой <Номер обезличен>, выданной пенсионным органом, подтверждается, что за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истцом произведена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Свидетели ФИО8, ФИО9 пояснили суду, что в <Дата обезличена> они совместно с Мелоевой О. в качестве индивидуальных предпринимателей работали в магазине ФИО13 в г. Олонец, где торговали продуктами и мелкой бытовой техникой. Работа осуществлялась ежедневно, с выходными, положенными трудовым законодательством.
Свидетели ФИО12, ФИО10, ФИО11 дали показания, что в спорный период Мелоева О.Р. постоянно находилась по месту своего жительства, никуда не выезжала и работала продавцом в магазине в г. Олонец.
Свидетель ФИО13 подтвердил суду, что в <Дата обезличена> он арендовал в г. Олонец помещение магазина, который назывался <Данные изъяты>, где осуществлялась продажа продуктовых товаров. В данном магазине работала Мелоева О.Р.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение показания свидетелей, перед началом допроса которым были разъяснены обязанность и ответственность за дачу заведомо ложных показаний, о чем отобрана подписка, при этом, личной заинтересованности свидетелей в исходе дела не установлено, доказательств обратного суду не представлено. Кроме этого, показания свидетелей подтверждаются письменными доказательствами, а именно: сведениями из налогового и пенсионного органов об осуществлении индивидуальной трудовой деятельности в <Дата обезличена> ФИО9 и ФИО8, сведениями о регистрации ФИО12, ФИО10 и Мелоевой Г.Р., наличием личной медицинской книжки на имя Мелоевой О.Р., выданной ИП ФИО13 магазин «<Данные изъяты>» <Дата обезличена>
Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что спорный период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, составляющий 01 год 01 мес. 01 день, подлежит включению в стаж работы истца в МКС.
Итого, суммарный стаж работы истца в МКС на <Дата обезличена> составлял 18 лет 00 мес. 24 дн. (16 лет 11 мес. 23 дн. + 01 год 01 мес. 01 дн.) с учетом включенных ответчиком и судом в стаж истца периодов, чего недостаточно для назначения пенсии при достижении возраста 50-ти лет, то есть на дату <Дата обезличена>, как заявлено истцом, но являлось достаточным для назначения пенсии при достижении истцом возраста 50 лет 08 месяцев, то есть с <Дата обезличена>.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года, в случае, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении о праве истца на такую пенсию на дату возникновения этого права.
С заявлением о восстановлении нарушенных пенсионных прав истица в суд обратилась <Дата обезличена>, а с <Дата обезличена> Мелоевой О.Р. на основании её заявления к ответчику назначена страховая пения по старости в соответствии с п.6 с.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст.21 Закона №400-Ф, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.( п.1) Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении….страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением. ( п.2) Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.( п.7)
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, согласно которым граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (п.3). Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, либо путем направления заявления по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина (п.4). При приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (пп. «г» п.20). При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации ( п.п. «а», «е» п.22). Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами ( п.25) 30. Факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения (далее - уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии), выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю. По результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определяет право гражданина на пенсию, за которой он обратился, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.( п.41). В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы. (п.42). В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в суд ( п.46).
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, а юридическим значимым обстоятельством для назначения пенсии является момент обращения лица в органы пенсионного фонда за назначением пенсии. Орган, полномочный принимать решения о назначении пенсии, порядок обращения граждан за пенсией, порядок принятия решения органом пенсионного обеспечения и порядок обжалования указанного решения определены законом.
Истцом суду не представлены доказательства её обращения как до <Дата обезличена>, так и до <Дата обезличена> с заявлением о назначении пенсии. Из представленных материалов следует, что в <Дата обезличена> году истец обращалась в клиентскую службу ответчика за консультацией. Указанное обращение не может быть расценено в качестве обращения истца за назначением пенсии в установленном законом порядке, а ответ на обращение, данный ответчиком <Дата обезличена> не может быть расценен в качестве решения органа пенсионного фонда, вынесенного порезультатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, об отказе в назначении пенсии, т.к. в нем не содержится какого-либо конкретного анализа трудовой деятельности истца, а также анализа приложенных к заявлению документов в подтверждение стажа.
В установленном порядке с заявлением о назначении пенсии истица обратилась только <Дата обезличена>, следовательно, оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию ранее указанной даты – не имеется.
Тем самым, иск подлежит удовлетворению частично.
Согласно ст.98 ГПК РФ, исходя из неимущественного характера заявленных требований, с учетом удовлетворения иска о нарушении пенсионных прав, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) включить Мелоевой О.Р. периоды работы: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Мелоевой О.Р. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 01.09.2016 года