Решение по делу № 33-10831/2019 от 06.09.2019

Судья – Е.Ю. Старкова

Дело № 33 – 10831/2019

Суд первой инстанции дело № 2-1789/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Пьянкова Д.А.

судей Новоселовой Д.В., Гилевой М.Б.

при секретаре Шумилиной А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 14.10.2019 года дело по апелляционной жалобе ПАО «Пермская энергосбытовая компания» на решение Свердловского районного суда г.Перми от 24.06.2019, которым постановлено:

«Исковые требования Радостевой Анастасии Анатольевны к Публичному акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» удовлетворить частично.

Обязать ПАО «Пермская энергосбытовая компания» произвести перерасчет электроэнергии в помещениях, начиная с февраля 2018 года по апрель 2019 года, расположенных по адресу: **** в связи с отсутствием потребления электроэнергии в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 40-э и установленным тарифом для населения в домах, оборудованных стационарными электроплитами.

Обязать ПАО «Пермская энергосбытовая компания» устранить допущенные нарушения законных прав Радостевой Анастасии Анатольевны.

Взыскать с ПАО «Пермская энергосбытовая компания» в пользу Радостевой Анастасии Анатольевны судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Радостева А.А., обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к ПАО «Пермская энергосбытовая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет электроэнергии за период начиная с 2016 г. по настоящее время в помещениях, расположенных по адресу: ****, в связи с отсутствием потребления электроэнергии, в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 40-э и установленным тарифом для населения в домах, оборудованных стационарными электроплитами; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законных прав Радостевой Анастасии Анатольевны; взыскании расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 300 рублей.

В обоснование исковых требований указала, что ПАО «Пермская энергосбытовая компания» имеет претензии к Радостевой А.А., по поводу требования об оплате долга за потребление электрической энергии с 2016 г. по настоящее время, в сумме более 24 000 рублей. Вместе с тем, ответчик не имеет право взыскивать какую-либо задолженность с истца, доказательства, подтверждающие заключение договора энергоснабжения с лицевым счетом ** истцом в исковом заявлении, не представлены.

Истец дважды обнаруживал в коридоре здания квитанцию на имя Р1. о задолженности перед ПАО «Пермэнергосбыт» за использование электроэнергии в помещениях, расположенных по адресу: ****. Указанного жилого помещения в государственном реестре кадастра и картографии РФ не существует, адресата в квитанции тоже, договор на энергоснабжение с истцом не заключался, истец по вышеуказанному адресу не проживает, услугами по вышеуказанному адресу не пользуется.

Истцу принадлежит недвижимость по адресу: ****, в принадлежащей ответчику недвижимости никто не получает услугу Пермэнергосбыт ни в местах общего пользования, ни в самих комнатах, так как с 2008 года все помещения были под арестами – электричества в них не было. Принадлежащая истцу недвижимость технологически не присоединена к общему прибору учета, фиксирующему показания. Отсутствие подключения к электрической сети подтверждается приложенными фотографиями.

10.09.2018 года истец направила в адрес ответчика претензию об осуществлении проверки подключения к сети, перерасчете соответствующих начислений. По результатам проверки сотрудниками Пермэнергосбыт был произведен осмотр и зафиксирован факт отсутствия подключения спорных комнат электроэнергии, но перерасчет до настоящего времени не произведен.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласен ответчик. Просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Ссылаясь на положения п.56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 указывает на наличие права по начислению коммунальных услуг исходя из количества постоянно проживающих в жилом помещении лиц на основании акта в случае если жилое помещение не оборудовано прибором учета.

Кроме того судом не учтено, что ПАО «Пермэнергосбыт» в добровольном порядке был произведен перерасчет платы в соответствии с положениями п.56 (2) Правил № 354 о чем в материалы дела был представлен акт сверки расчетов. Ответчиком неоднократно обращалось внимание суда на тот факт, что начисление производилось по тарифу, установленному Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 40-э тот 20.12.2017 г. для населения, проживающих городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Повышающий коэффициент, применяемый ПАО «Пермэнергосбыт» при расчете платы за электроснабжение применен обоснованно, поскольку истцом не представлен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности оборудования жилого помещения прибором учета электрической энергии.

Истец представителя в судебное заседание не направил.

С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Ответчик и ее представитель возражают против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции находит его подлежим отмене.

Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Радостевой А.А. на праве собственности принадлежат жилые помещения: 2 комнаты в 17-ти комнатной квартире, расположенные по адресу: ****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.

На указанные жилые помещения открыт лицевой счет для внесения платы за электроэнергию **.

Согласно акту сверки, представленному ПАО «Пермэнергосбыт» в материалы дела (л.д.83) начисление платы произведено ответчиком по нормативу потребления для двух комнат на 1 человека – 226 к/Вт.ч (Постановление правительства Пермского края от 22.08.2012 г. № 699-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях»), при расчете платы применялся тариф утвержденный Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 г. № 40-в «О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к населению категорий потребителей по Пермскому краю на 2018 г.» для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Ввиду непредставления доказательств подтверждающих наличие (отсутствие) технической возможности установки прибора учета в жилых помещениях истца, ответчиком при расчете размера платы применялся повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований и возлагая на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию в помещениях, расположенных по адресу: ****, начиная с февраля 2018 года по апрель 2019 года в связи с отсутствием потребления электроэнергии в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 40-э и установленным тарифом для населения в домах, оборудованных стационарными электроплитами, суд указал, что начисление платы необоснованно производилось ответчиком исходя из количества лиц указанных в актах о проживании/непроживании, составленных НП «***», а доказательства, свидетельствующие о том, что за период с февраля 2018 г. по апрель 2019 г. произведен перерасчет электроэнергии в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 40-э и установленным тарифом для населения в домах, оборудованных стационарными электрическими плитами ответчиком не представлено.

Коллегия с выводами суда, согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как следует из п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу абз. 3 п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такового прибора учета размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения № 2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента. Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления является мерой стимулирования к выполнению обязательных требований по установке приборов учета в многоквартирных домах, которые установлены Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:

в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):

Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.

Согласно акту сверки, представленному ПАО «Пермэнергосбыт» в материалы дела (л.д.83) начисление платы произведено ответчиком по нормативу потребления для двух комнат на 1 человека – 226 к/Вт.ч (Постановление правительства Пермского края от 22.08.2012 г. № 699-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях»), при расчете платы применялся тариф утвержденный Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 г. № 40-в «О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к населению категорий потребителей по Пермскому краю на 2018 г.» для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Ввиду непредставления доказательств подтверждающих наличие (отсутствие) технической возможности установки прибора учета в жилых помещениях истца, ответчиком при расчете размера платы применялся повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Таким образом, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств свидетельствующих о том, что истцу был произведен перерасчет электроэнергии в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 40-э и установленным тарифом для населения в домах, оборудованных стационарными электрическими плитами не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

При этом относимых и допустимых доказательств отсутствия электрической энергии в спорных жилых помещениях, на которое ссылается истец в обоснование свих исковых требований, не представлено.

Имеющиеся в материалах дела фотографии данный факт не подтверждают. Установить, что на них изображено распределительное устройство, находящееся в жилом доме по **** не представляется возможным, как и установить отсутствие подключения к нему жилых помещений Радостевой А.А. Представленная истом копия проверки, составленная электромонтером Т. от 25.09.2018 г. так же не подтверждает отсутствие в спорный период электроэнергии в жилых помещениях истца по причине их не подключения к общему распределительному устройству. Период и причины отсутствия электроэнергии, указаны Т. со слов матери истца - Р2., заинтересованного в исходе дела лица. Отсутствие электроэнергии 25.09.2018 г. не подтверждает факт ее отсутствия как до так после указанной даты. Иных доказательств с достоверностью свидетельствующих об отсутствии электроэнергии в жилых помещениях истца в спорный период материалы дела не содержат. Справка НП «***» на л.д. 106 не подтверждает отсутствие электроснабжения, а подтверждает лишь отсутствие газового снабжения в доме и его оборудование стационарными электрическим плитами.

Кроме того как следует из представленных истцом договоров аренды, комната № ** сдавалась и сдается истцом для проживания иным лицам, что так же подтверждает наличие в ней электрической энергии. Указанные договоры не содержат условия, что на момент передачи комнаты нанимателям в ней отсутствует электрическая энергия.

Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагаются Правилами N 354 на собственников этих помещений (пункт 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.

Согласно п. 56 (2) Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Учитывая, что в материалы дела ответчиком был представлен акт сверки расчетов, подтверждающий проведение расчёта по тарифу в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 40-э для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, а так же в соответствии с Постановлением правительства Пермского края от 22.08.2012 г. № 699-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» исходя из норматива потребления на 1 человека (собственника), проживающего в 2-х комнатной квартире, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 24.06.2019 отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Радостевой Анастасии Анатольевны к Публичному акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» - отказать в полном объеме.

Председательствующий

Судьи

33-10831/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Радостева Анастасия Анатольевна
Ответчики
ПАО "Пермская энергосбытовая компания"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Новоселова Диана Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Передача дела судье
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
14.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее