РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Жигулевск 07 июля 2015 года
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,
с участием: истца Бровкиной Т.В., ее представителя – адвоката Щученко В.Г., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации г.о.Жигулевск – Семеновой С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре Тищенко Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1045/2015 по иску Бровкиной Т. В. к администрации городского округа Жигулевск о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бровкина Т.В. обратилась в Жигулевский городской суд Самарской области с указанным иском к администрации г.о.Жигулевск, требуя обязать администрацию г.о.Жигулевск предоставить ей взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания – комнаты № в <адрес>, жилое помещение по договору социального найма в границах города Жигулевска, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., включив в договор социального найма в качестве членов семьи Бровкина А.И., Большова Д.В.
Согласно доводам иска, истец в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № найма жилого помещения является нанимателем жилого помещения – комнаты №, находящейся в муниципальной собственности, и расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с п.1.1 указанного договора наймодатель – муниципальное образование г.о.Жигулевск, предоставляемое администрацией г.о.Жигулевск, передает наймодателю и членам ее семьи указанное помещение за плату во владение и пользование. Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилой <адрес> признан непригодным для проживания граждан, а также аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим в рамках областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» до 2017 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 указанный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области в 2015 году. Постановлением администрации г.о. Жигулевск № 0702 от 08.07.2014 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории г.о. Жигулевск Самарской области на 2013-2017 годы», в соответствии с которой жилой <адрес> также включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение из аварийного жилья, обязанность по переселению граждан возложена на администрацию г.о. Жигулевск. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о.Жигулевск в адрес истца было направлено письмо №, в котором истцу и членам ее семьи предложено в рамках реализации указанной программы переселиться из занимаемого жилого помещения, признанного непригодным в жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. С указанным вариантом истец не согласна, поскольку предлагаемое для переселения жилое помещение состоит из одной комнаты; проведенные в предлагаемой квартире замеры показали, что ее общая площадь фактически на 4 метра меньше и составляет не <данные изъяты> кв.м., а <данные изъяты> кв.м.; в ранее занимаемой квартире комнаты являлись изолированными от вспомогательных помещений, предлагаемое ответчиком для переселения жилое помещение не соответствует, в том числе, по общей площади с учетом площади мест общего пользования, приходящихся на занимаемое в настоящее время жилое помещение. Согласно техническому паспорту общая площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м., площадь жилых помещений – <данные изъяты> кв.м., следовательно площадь нежилых (вспомогательных) помещений составляет <данные изъяты> кв.м., исходя из чего при определении площади предоставляемого в связи с переселением истцу и членам ее семьи другого жилого помещения, необходимо учитывать не только жилую площадь занимаемых комнат <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., но и долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом пропорционально жилой площади их комнат, что составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м./<данные изъяты> кв.м.*<данные изъяты> кв.м.). ДД.ММ.ГГГГ истец подала в администрацию г.о.Жигулевск заявление, в котором изложила свою позицию, на которое ответа до настоящего времени не получила, в связи с чем вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав.
В судебном заседании истец Бровкина Т.В., ее представитель – адвокат Щученко В.Г., действующий на основании ордера (л.д.22), исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.о.Жигулевск – Семенова С.С., действующая на основании доверенности (л.д.21), исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, сослалась на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление Бровкиной Т.В., согласно которым в настоящее время истец является нанимателем жилого помещения – комнаты № площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> и <данные изъяты>). Вместе с ней в указанном жилом помещении зарегистрированы третьи лица – Большов Д.В., Бровкин А.И. Указание в договоре социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на общую площадь <данные изъяты> кв.м. является технической ошибкой. Истица занимает комнату – часть жилого дома или квартиры, предназначенную для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Для переселения ей предложена квартира (<адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м.) – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из комнаты, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Таким образом, уровень благоустроенности предлагаемого жилого помещения выше соответствующего уровня жилого помещения, в котором проживает истица. Доказательств того, что предлагаемая квартира не соответствует вышеназванным требованиям истцом не представлено. Истица просит предоставить ей жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. (если исходить из данных тех.паспорта – <данные изъяты> кв.м.), однако доказательств того, что она пользуется всеми помещениями общего пользования в <адрес>, не представлено (л.д.31-32).
Третье лицо Бровкин А.И., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Третье лицо Большов Д.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем предоставил заявление, в котором также указал, что против удовлетворения заявленных требований не возражает (л.д.28).
Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно п.3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.16 указанного ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч.2 ст.89 ЖК РФ).
Судом установлено, что истец Бровкина Т.В. на основании договора № найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения – комнаты №, находящейся в муниципальной собственности, общей площадью <данные изъяты>6 кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, куда совместно с нанимателем вселены члены семьи – сыновья Большов Д. В. и Бровкин А. И. (л.д.4-7).
Справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «<данные изъяты>», подтверждено, что в жилом помещении по указанному адресу зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и проживают Бровкина Т.В., Бровкин А.И., Большов Д.В. (л.д.18).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилой <адрес> признан непригодным для проживания граждан, а также аварийным и подлежащим сносу.
Статьями 51 и 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность органов власти предоставить гражданам, жилые помещения которые признаны непригодными для проживания и не подлежащими реконструкции, новые жилые помещения, равнозначные по общей площади занимаемым ранее.
В связи с этим жилой дом был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского округа Жигулевск Самарской области на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением администрации г.о. Жигулевск от 08.07.2014 №1702 с изм. от 25.09.2014 № 2474.
В рамках реализации данной муниципальной программы истцу и членам ее семьи предложено переселиться из занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания, в жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждено копией письма отдела по жилищным вопросам администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.8).
Не согласившись с предложенным для переселения вариантом, Бровкина Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г.о.Жигулевск с заявлением с требованием предоставить равноценное жилье, в котором указала, что фактическая жилая площадь занимаемого ею жилого помещения в соответствии с данными технического паспорта составляет <данные изъяты> кв.м. и состоит из двух комнат, кроме того она имеет долю в общей площади кладовки, туалета, общих кухни и ванны, коридоров. Предложенное по программе переселения жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., фактически имеет площадь на 4 кв.м. меньше, о чем комиссией администрации г.о.Жигулевск был составлен соответствующий акт. Предлагаемая квартира фактически является однокомнатной квартирой жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью – <данные изъяты> кв.м. Расселение по программе «Аварийное и ветхое жилье» не предусматривает улучшение жилищных условий, но и ухудшение тоже (л.д.16).
Суд считает обоснованными доводы истца о том, что предлагаемое ей для переселения жилое помещение не является равнозначным ранее занимаемому.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что по общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации) носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с ч.5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений, в связи с чем площадь кухни, которая в силу вышеназванной нормы является вспомогательным жилым помещением, подлежит учету при определении размера общей площади жилого помещения, но не может включаться в жилую площадь помещения.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (в ред. от 02 августа 2007 г.) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения и обособленностью от вспомогательных помещений определяются его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру жилой площади, но и не совмещенных со вспомогательными помещениями.
Иное означало бы нарушение права каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное жилище, признаваемое Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. Аналогичную позицию высказал Верховный суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2011 года N 67-В11-3).
Из предоставленной ответчиком в материалы дела копии технического паспорта на многоквартирный <адрес>, составленного ООО «<данные изъяты>», следует, что предложенная семье Бровкиной Т.В. в составе трех человек <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь – <данные изъяты> кв.м., состоит из двух комнат площадью <данные изъяты> кв.м., хотя из плана квартиры усматривается, что фактически одна имеет одну изолированную комнату площадью <данные изъяты> кв.м. (номер помещения по плану – №), помещение № площадью <данные изъяты> кв.м. (в тех.паспорте именуемое жилой комнатой) практически не отделено от помещения № площадью <данные изъяты> кв.м., именуемого как кухня-ниша (л.д.34-38).
В своем заявлении в администрацию г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ истец Бровкина Т.В. указала на эти обстоятельства.
Согласно данным технического паспорта жилого дома государственного общественного жилищного фонда по <адрес>, составленного <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>, площадь занимаемого истцом помещения – комнаты №, состоящего из двух комнат площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д.9-15), что сторонами не оспаривается.
Тот факт, что договор социального найма заключен в отношении жилого помещения общей и жилой площадью <данные изъяты> кв.м., не подтверждает фактическую площадь предоставленного истцу жилого помещения (комнаты).
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года N1301, БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
Таким образом, именно технический паспорт, составленный органами БТИ, является доказательством характеристик жилого помещения, в том числе его площади.
Кроме того, жилое помещение, предоставляемое взамен признанного непригодным для проживания, должно быть равнозначным не только по жилой, но и по общей площади ранее занимаемому, что прямо предусмотрено ст. 89 ЖК РФ.
При этом, как было разъяснено в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Это не было учтено администрацией г.о.Жигулевск при разрешении вопроса о предоставлении истцу жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.
Занимаемое семьей Бровкиной Т.В. жилое помещение является комнатой в доме барачного типа, состоящего из двух жилых комнат, кроме того имеются вспомогательные помещения общего пользования.
Как видно из технического паспорта, все вспомогательные помещения находятся в общем доступе, то есть предназначены для обслуживания всей коммунальной квартиры в целом.
Согласно данным технического паспорт общая площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м., площадь жилых помещений – <данные изъяты> кв.м., то есть площадь нежилых (вспомогательных) помещений составляет <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, при определении общей площади предоставляемого в связи с переселением Бровкиной Т.В. другого жилого помещения необходимо учитывать, в том числе, не только жилую площадь занимаемой ей комнаты (<данные изъяты> кв.м.), но и долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом пропорционально жилой площади комнаты истца, что составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>.м./<данные изъяты>.м.*<данные изъяты>.м.).
Следовательно Бровкиной Т.В. должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м. + <данные изъяты> кв.м.), жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Исходя из изложенного, предложенная истцу на состав семьи три человека квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м., не соответствует указанным требованиям.
Жилое помещение должно быть предоставлено истцу в границах города Жигулевска, так как согласно разъяснениям, содержащимся в указанном выше Обзоре судебной практики от 29.04.2014, жилое помещение предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно находиться в границах того же населенного пункта, под которым понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село), а не в границах муниципального образования.
В связи с изложенным, исковые требования Бровкиной Т.В. подлежат частичному удовлетворению, на администрацию г.о.Жигулевск подлежит возложению обязанность по предоставлению истцу жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой -<данные изъяты> кв.м., а не <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., соответственно, как просит истец, поскольку общая и жилая площадь предоставляемого жилого помещения взамен непригодного для проживания должна рассчитываться исходя из фактической площади занимаемого истцом жилого помещения в соответствии с данными технического паспорта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бровкиной Т. В. к администрации городского округа Жигулевск о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск предоставить Бровкиной Т. В., взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания – комнаты № в <адрес>, жилое помещение по договору социального найма в границах города Жигулевска, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск заключить с Бровкиной Т. В. договор социального найма указанного жилого помещения, включив в него в качестве членов семьи нанимателя Бровкина А. И. и Большова Д. В..
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2015 года.
Судья Жигулевского
городского суда Ю.В. Перцева