Дело № 2-1219/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.
при секретаре Умарбаевой Р.Ж.
с участием представителя истца Рухлина П.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степанова Н.В. к Остапенко Т.В., Винокурова О.В., администрации г.Оренбурга о признании права собственности на <данные изъяты> долю самовольно возведенного жилого дома в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что жилой дом литер <данные изъяты> по адресу: <адрес> был возведен ФИО4 в <данные изъяты> году на месте законно существовавшего жилого дома, принадлежащего <данные изъяты> ФИО3. Жилой дом имеет следующие характеристики: общая площадь <данные изъяты> кв.м, материал стен: каркасно-засыпные, процент износа - <данные изъяты>%. Указанный жилой дом был возведен без разрешения на строительство и без ввода в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ году ФИО4 умер. Его наследниками первой очереди являются: Остапенко Т.В., Винокурова О.В. и Степанова Н.В.. Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ за ответчиками признано право собственности на жилой дом, все обстоятельства, в том числе и соответствие указанного жилого дома СанПии, требованиям пожарной безопасности и строительным нормам, установлены. Однако Степанова Н.В. являясь по указанному делу ответчицей, не оформила одновременно со всеми свою <данные изъяты> долю в указанном жилом доме при жизни ФИО4 составил завещание, в соответствии с котором он завешал <данные изъяты> долю жилого дома Остапенко Т.В. (завещание от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> <данные изъяты> № удостоверено нотариусом г. Оренбурга <данные изъяты> Указанное завещание в соответствии с отметкой нотариуса не изменялось и не отменялось, никем из наследников и иными лицами не оспаривалось. В связи с указанным обстоятельством вторая половина жилого дома литер <данные изъяты> наследуется по закону наследниками первой очереди в равных долях, то есть между всеми дочерями (Остапенко Т.В., Винокурова О.В., Степанова Н.В.) в равных долях по <данные изъяты> доле каждой. Однако, Ответчица Степанова Н.В. отказывается предпринимать какие-либо действия для оформления своей доли наследственного имущества. Кроме того, наследниками – истцами пропущен срок для вступления в наследство, а также отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом литер <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В связи с тем, что истцами являются наследницами первой очереди, они имеют право на оформление соответствующих долей в наследуемом имуществе. На основании изложенного и руководствуясь ст. 132-132 ГПК РФ просила суд признать за Степанова Н.В. в порядке наследования по закону право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Рухлина П.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации г. Оренбурга и ответчики Остапенко Т.В. и Винокурова О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица Миронова Л.Б. и Лаврухин М.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения представителя ответчика определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться на основании разрешения на строительство.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ изложенным в постановлении № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно абз. 3 п. 26 вышеуказанного постановления, если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Остапенко Т.В., Винокурова О.В. к Степанова Н.В., администрации г. Оренбурга о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом в порядке наследования удовлетворены. Суд решил признать за Остапенко Т.В. в порядке наследования по завещанию право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Признать за Остапенко Т.В. в порядке наследования по закону право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Признать за Винокурова О.В. в порядке наследования по закону право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно справке ГУП «ОЦИОН» от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес>, квартал <данные изъяты> зарегистрировано за ФИО4 (литер <данные изъяты>, полезной площадью <данные изъяты> кв.м, жилой- <данные изъяты> кв.м), ФИО9 (литер <данные изъяты>, полезной площадью <данные изъяты> кв.м, жилой- <данные изъяты> кв.м), ФИО10 (литер <данные изъяты>, полезной площадью <данные изъяты> кв.м, жилой- <данные изъяты> кв.м). Ранее на земельном участке был законный дом, зарегистрированный за ФИО3 Площадь земельного участка по документам <данные изъяты> кв.м, фактически <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> одноэтажный, имеет площадь <данные изъяты> кв.м, введен в эксплуатацию в <данные изъяты> году.
Согласно акту экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» нарушений противопожарных норм и правил при возведении жилого дома литер <данные изъяты> по адресу: <адрес> не выявлено. Жилой дом литер <данные изъяты> по <адрес> соответствует противопожарным нормам.
Из заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №. ФБУЗ.01.01-02.2016-0108 следует, что одноэтажный жилой дом литер <данные изъяты> по адресу: <адрес> соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза», техническое состояние жилого дома литер А2 по адресу: <адрес> оценивается, как работоспособное. Несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. Угроза обрушения отсутствует, дальнейшая эксплуатация возможна. Угроза жизни и здоровью граждан отсутствует.
Из ответа департамента градостроительства и земельных отношений администрации <адрес>, по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенных жилых домов литер <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости. В связи с тем, что административный порядок легализации самовольно возведенного строения законодательством не предусмотрен, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку.
Из материалов дела следует, родителями Степанова Н.В. являются ФИО4 и ФИО11, что подтверждено свидетельством о рождении <данные изъяты> №.
ФИО4 составил завещание, в соответствии с которым он завещал <данные изъяты> долю жилого дома Остапенко Т.В. (завещание от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, удостоверено нотариусом г. Оренбурга ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ).
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Согласно статье 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
В силу п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 ГК РФ).
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям.
Согласно п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
В силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По смыслу приведенных норм под владением понимается физическое обладание имуществом, в том числе и возможное пользование им. Вступлением во владение наследством признается, в числе прочего, пользование любыми вещами, принадлежащими наследодателю, в том числе его личными вещами. Фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, осуществление оплаты коммунальных услуг, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Таким образом, суд считает, что в состав наследственной массы после смерти ФИО19., умершего ДД.ММ.ГГГГ, включен жилой дом по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по праву наследства к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство стороны не обратились, приняли наследство фактически, несли расходы по его содержанию.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО18 являются <данные изъяты>: Остапенко Т.В., Винокурова О.В., Степанова Н.В.
Принимая во внимание, что имеется завещание <данные изъяты> доли жилого дома ФИО4 на Остапенко Т.В., и решение Центрального районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом в порядке наследования, которым признано за Остапенко Т.В. в порядке наследования по завещанию право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, за Остапенко Т.В. в порядке наследования по закону право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>,за Винокурова О.В. в порядке наследования по закону право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, так как вторая половина жилого дома литер <данные изъяты> наследуется по закону наследниками первой очереди в равных долях, то есть между всеми детьми Винокурова О.В., Остапенко Т.В. и Степанова Н.В. в равных долях по <данные изъяты> доли каждой. Таким образом, за Степанова Н.В. суд признает право собственности на <данные изъяты> доли жилого дома литер <данные изъяты> по <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степанова Н.В. к Остапенко Т.В., Винокурова О.В., администрации г. Оренбурга о признании права собственности на <данные изъяты> долю самовольно возведенного жилого дома в порядке наследования, удовлетворить.
Признать право собственности по праву наследования за Степанова Н.В. на <данные изъяты> долю жилого дома литер <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Гончарова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 17.03.2017 года.