Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5835/2016 ~ М-5004/2016 от 30.05.2016

Дело № 2-5835/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Екимовой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Пасальскому В. Я. о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина по вопросу нарушения природоохранного законодательства при возведении насыпи в акватории Уйской губы Онежского озера, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства со стороны Пасальского В. Я.. Установлено, что Пасальским В.Я. в акватории Уйской губы Онежского озера - водного объекта высшей категории рыбохозяйственного значения, в районе устья реки Уйка (в районе с. Деревянное Прионежского района РК, кадастровый квартал ) осуществлены работы по отсыпке акватории Онежского озера (отсыпке мола размером 61 м х 5,5 м) отсевом камнеобработки и песком, края мола отсыпаны отходами камнеобработки. Также параллельно молу на акватории Онежского озера проведены работы по строительству причального сооружения 9 м х 1,3 м. Данные работы проведены без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. При этом в нарушение ст. 22 Федерального закона «О животном мире», ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 61 Водного кодекса РФ, ст. 32, ч.l ст. ст. 34, 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при производстве работ не были предусмотрены мероприятия по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания; оценка воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы Онежского озера и среду их обитания не осуществлялась. За совершенное правонарушение Пасальский В.Я. в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ привлечен Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, которое решением Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ признано законным, оставлено в силе. Право собственности Пасальским В.Я. на спорные сооружения как на объект недвижимого имущества не регистрировалось, в установленном законом порядке не признавалось. По смыслу ст. 222 Гражданского кодекса РФ возведенные Пасальским В.Я. сооружения являются самовольными постройками и в соответствии с п.2 указанной статьи подлежат сносу последним за его счет. Действия Пасальского В.Я. по самовольной отсыпке мола, строительству причального сооружения, занятию акватории водного объекта в отсутствие оформленных в установленном законом порядке прав на нее ведут к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению конституционных прав граждан на безопасную окружающую среду, нарушению интересов Российской Федерации как собственника водного объекта в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, в связи с чем акватория Уйской губы Онежского озера подлежит освобождению от возведенных Пасальским В.Я. с нарушением требований природоохранного и градостроительного законодательства сооружений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, СТ. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ссылаясь на положения ст.ст.3.11 Водного кодекса, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О животном мире», Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», прокурор просит обязать Пасальского В. Я. в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить акваторию Уйской губы Онежского озера, прилегающую к земельному участку, расположенному в границах кадастрового квартала в районе р.Уйка в с.Деревянное Прионежского муниципального района путем сноса (демонтажа) самовольно возведенного причального сооружения размером 9 м х 1,3 м, а также насыпи из отсева отходов камнеобработки и песка (мола) размером 61 м х 5,5 м.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.

В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Ответчик Пасальский В.Я. в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. Представитель ответчика – Пасальский В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, полагая, что отсутствуют доказательства строительства сооружения именно ответчиком.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.

Представитель одела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия – Громова М.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснила, что ответчик неоднократно привлекался к ответственности за незаконный лов рыбы.

Представитель Администрации Прионежского муниципального района РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела , дела , письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», презюмируется экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности. При этом хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Охрана окружающей среды подразумевает под собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. ст. 35, 36 названного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

На основании ст. 38 указанного Федерального закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Указанный Закон предполагает создание таких объектов строго в порядке согласования, после проведения экологической экспертизы и получения необходимой разрешительной документации. Построенное в ином порядке сооружение является самовольным и подлежит демонтажу.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности - должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий иx размножения, нагула, отдыха и путей мигpации, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При размещении, проектировании и строительстве сооружений и других объектов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей мигpации, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий

Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах: значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, регулирования водных отношений исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с п. 3 и 7 ч.2 ст. 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, а также проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 22 Федерального закона «О животном мире» при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 42 ВК РФ при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений должны осуществляться мероприятия по охране водных объектов и водных биологических ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 ВК РФ, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» проведение работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. При строительстве объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, проводится оценка воздействия на окружающую среду, предусматриваются мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение вышеназванных требований природоохранного законодательства Пасальским В.Я. в акватории Уйской губы Онежского озера - водного объекта высшей категории рыбохозяйственного значения, в районе устья реки Уйка (в районе с. Деревянное Прионежского района РК, кадастровый квартал ) осуществлены работы по отсыпке акватории Онежского озера (отсыпке мола размером 61 м х 5,5 м) отсевом камнеобработки и песком, края мола отсыпаны отходами камнеобработки. Также параллельно молу на акватории Онежского озера проведены работы по строительству причального сооружения 9 м Х 1,3 м.

Строительство сооружения осуществлялось в период с 2008 года по 2013 года, работы проведены без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, без оформления разрешительной документации и оценки воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы Онежского озера и среду их обитания не осуществлялась.

Тот факт, что строительство спорных сооружений осуществлялось именно ответчиком судом установлен, подтверждается выводами, сделаны судами и ранее в решении Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу , решении Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу . При рассмотрении настоящего дела судом также допрошены свидетели ФИО9, ФИО10, подтвердившие обстоятельства строительства сооружения именно ответчиком, а также то обстоятельство, что на сегодняшний день подъезд к сооружению возможен, сооружение используется ответчиком и его <данные изъяты> для целей рыбной ловли. <данные изъяты> ответчика – Пасальский В.В. в настоящий момент оформляет в близости от сооружения участок для размещения дома рыбака площадью – 0,8 га, прилегающий к участку ФИО11 и имеющий доступ к спорному сооружению (что подтверждается приобщенной к материалам дела выкопировкой из межевого плана на оформляемый участок). Судом также установлено, что фактически ответчик и его семья пользуется домом и земельным участком, оформленным на имя ФИО11, у Пасальского В.В. имеется доверенность от ФИО11 на управление указанным домом и участком с достаточно широким объемом полномочий. По сведениям ГИМС МЧС принадлежащие ответчику катер «<данные изъяты>» и мотолодка «<данные изъяты>» с подвесным лодочным мотором базируются в м. Уя Прионежского района. При этом представитель ответчика пояснял, что иного участка или дома в местечке Уя у ответчика не имеется, ФИО11 проживает в городе <адрес> или <адрес>. С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что именно Пасальский В.Я. является надлежащим ответчиком.

Согласно сведениям ИФНС Пасальский В. Я. является индивидуальным предпринимателем

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования, в том числе для использования акватории водных объектов. Эксплуатация возведенных ФИО4 В.Я. сооружений предполагает использование акватории водного объекта, однако сведений о наличии у последнего договора водопользования не имеется.

За совершенное правонарушение ФИО4 В.Я. в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ привлечен Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия к административной ответственности по ст. <данные изъяты> КоАП РФ, которое решением Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Как следует из материалов дела в связи с осуществлением хозяйственной деятельности с нарушением требований природоохранного законодательства отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ Пасальскому В.Я. выдано предписание об устранении выявленного нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ с требованием о приведении акватории Уйской губы Онежского озера (район устья р. Уйка, район с. Деревянное Прионежского района Республики Карелия, кадастровый квартал ) в установленном законом порядке в первоначальное состояние - очистить акваторию от размещенных на ней с нарушениями закона мола и причального сооружения.

По результатам осмотра места административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия установлено невыполнение Пасальским В.Я. предписания от ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен соответствующий акт. ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном <данные изъяты> КоАП РФ, а также в адрес последнего выдано повторное предписание , содержащее требования аналогичные требованиям, имеющимся в предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая, что названное предписание за не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Пасальский В.Я. обращался в суд с административным иском о признании его незаконным.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Пасальского В.Я. оставлен без удовлетворения.

В силу положения п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В силу ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. В судебном порядке может быть признано существующее право, поскольку судебным актом права подтверждаются, а не порождаются.

Право собственности Пасальским В.Я. на спорные сооружения как на объект недвижимого имущества не регистрировалось, в установленном законом порядке не признавалось.

По смыслу ст. 222 Гражданского кодекса РФ возведенные Пасальским В.Я. сооружения являются самовольными постройками и в соответствии с п.2 указанной статьи подлежат сносу последним за его счет.

В силу ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, в связи с чем акватория Уйской губы Онежского озера подлежит освобождению от возведенных Пасальским В.Я. с нарушением требований природоохранного и градостроительного законодательства сооружений.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия Пасальского В.Я. по самовольной отсыпке мола, строительству причального сооружения, занятию акватории водного объекта в отсутствие оформленных в установленном законом порядке прав на нее ведут к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению конституционных прав граждан на безопасную окружающую среду, нарушению интересов Российской Федерации как собственника водного объекта в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Обязать Пасальского В. Я. в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда освободить акваторию Уйской губы Онежского озера, прилегающую к земельному участку, расположенному в границах кадастрового квартала в районе р.Уйка в с.Деревянное Прионежского муниципального района Республики Карелия, путем сноса (демонтажа): самовольно возведенного причального сооружения размером 9 м х 1,3 м, насыпи из отсева отходов камнеобработки и песка (мола) размером 61 м х 5,5 м.

Взыскать с Пасальского В. Я. в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2016 года.

2-5835/2016 ~ М-5004/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайнонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Пасальский Владимир Яковлевич
Другие
Администрация Прионежского муниципального района
Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
30.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2016Передача материалов судье
31.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2016Судебное заседание
21.06.2016Судебное заседание
24.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2016Дело оформлено
28.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее