Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-55/2014 ~ М-47/2014 от 09.01.2014

К делу № 2-55-2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тимашевск                         14 января 2014 года

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего     Губаревой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района

                     Юртова Н.С.,

представителя заинтересованного лица – администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района по доверенности № 1 от 9.01.2014 г.                 

Кодинец О.А.,

представителей заинтересованного лица – Тимашевского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Респубилике Адыгея

по доверенности от 10.01.2014 г. Босой И.Г.,

представившего удост. 23 № 1013 Ивахно М.В.,

при секретаре             Ивасенко А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района, выразившегося в неисполнении требований законодательства по обеспечению благоприятной окружающей среды, незаконным и ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района, выразившегося в неисполнении требований законодательства по обеспечению благоприятной окружающей среды, незаконным и ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В результате проверки установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га, находящийся в границах Днепровского сельского поселения Тимашевского района, используется в целях размещения твердых бытовых отходов. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Однако, в нарушение требований федерального законодательства земельный участок, расположенный по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га, находящийся в границах Днепровского сельского поселения Тимашевского района, используется для размещения твердых бытовых отходов. При этом, у администрации поселения отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») на существующий объект размещения твердых бытовых отходов. Пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, однако, у администрации поселения данная лицензия отсутствует. Таким образом, указанный объект размещения твердых бытовых отходов фактически является несанкционированным, так как на него отсутствует необходимая документация, и он эксплуатируется с нарушением природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ хранения должны быть безопасными для окружающей среды, в связи с чем, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В нарушение требований действующего законодательства администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района не принято мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь» площадью 2,2 га. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории Днепровского сельского поселения Тимашевского района, то есть неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Указанные обстоятельства, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора Юртов Н.С. уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства по обеспечению благоприятной окружающей среды, а также обязать администрацию Днепровского сельского поселения Тимашевского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га и очистить территорию в срок до 20 февраля 2014 года. При этом пояснил, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В результате проверки установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га, находящийся в границах Днепровского сельского поселения Тимашевского района, используется в целях размещения твердых бытовых отходов. В силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. При этом, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Однако, в нарушение требований федерального законодательства земельный участок администрацией Днепровского сельского поселения используется для размещения твердых бытовых отходов. При этом, у администрации поселения отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны на существующий объект размещения твердых бытовых отходов. Кроме того, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, однако, у администрации поселения данная лицензия отсутствует. Указанный объект размещения твердых бытовых отходов фактически является несанкционированным, так как на него отсутствует необходимая документация, и он эксплуатируется с нарушением природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований. Однако, в нарушение требований действующего законодательства администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района не принято мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления. Неисполнение администрацией Днепровского сельского поселения своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права граждан на благоприятную природную среду.

Представитель заинтересованного лица – администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района по доверенности Кодинец О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. При этом пояснила, что земельный участок, расположенный по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, площадью 2,2 га, согласно поконтурной ведомости земельных угодий, принадлежит ЗАО САФ «Русь», земля пашня. Ранее данный земельный участок использовался как свалка. Однако, в настоящее время на указанном земельном участке свалка отсутствует. Согласно действующего законодательства РФ, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. На территории поселения сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляет предприятие ООО «Техкомбытсервис», с которым имеется соглашение. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности выдана ООО «Техкомбытсервис». Таким образом, полномочия администрацией исполняются. ООО «Техкомбытсервис» собранный мусор вывозит на свалку в г. Тимашевске, о чем также имеется договор. Указанный земельный участок для размещения твердых бытовых отходов не используется, граждане мусор на этот земельный участок не вывозят, так как на территории поселения имеется организация, осуществляющая сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Кроме того, указанный земельный участок принадлежит ЗАО САФ «Русь». При этом, администрации неизвестно, что ЗАО САФ «Русь» складирует на этом земельном участке. В адрес предприятия со стороны администрации могут направляться лишь письма о наведении порядка на земельном участке. 20 декабря 2013 года администрацией проведена расчистка земельного участка. ЗАО САФ «Русь» расчисткой земельного участка не занималась. Хотя со стороны администрации в адрес ЗАО САФ «Русь» неоднократно поступали просьбы о расчистке земельного участка. Письменные документы в адрес ЗАО САФ «Русь» об устранении нарушений администрация не направляла, переговоры велись в телефонном режиме. Однако, ЗАО САФ «Русь» ничего сделано не было. В результате расчисткой земельного участка пришлось заниматься администрации. При этом, они неоднократно убирали стихийную свалку, расположенную на указанном земельном участке. Указала, что действительно согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ должна быть лицензия на сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, но на основании Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" лицензия выдается тому органу, который осуществляет деятельность в области обращения с отходами. В данном случае на территории их поселения эту деятельность осуществляет предприятие ООО «Техкомбытсервис», у которого данная лицензия имеется. Таким образом, администрация Днепровского сельского поселения предпринимает все действия для обеспечения благоприятной окружающей среды на территории поселения.

Представитель заинтересованного лица – Тимашевского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Респубилике Адыгея по доверенности Босая И.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – Тимашевского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Респубилике Адыгея Ивахно М.В., представивший удост. 23 № 1013, в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить. При этом пояснил, что 5 декабря 2013 года им осуществлен выезд в Днепровское сельское поселение, где был выявлен факт нахождения на территории указанного поселения несанкционированной свалки мусора и твердых бытовых отходов. Вывоз мусора на земельный участок производится неоднократно. На момент проведения осмотра, свалка на земельном участке существовала. Данная свалка функционирует на протяжении длительного времени. При этом на момент осмотра было видно, что свалку не пытались убрать. Для вывоза мусора имеются определенные санкционированные места. У ЗАО САФ «Русь» заключен договор с ООО «Чистый город» на вывоз мусора на стационарный полигон ТБО в г. Тимашевске. Однако, ЗАО САФ «Русь» свои обязанности по вывозу мусора не исполняет. В настоящее время необходима ликвидация свалки для обеспечения благоприятной окружающей среды на территории поселения в установленном законом порядке. Так, для ее ликвидации необходимо разработать проект земельного участка, на котором находится свалка; согласно проекта провести работы: механически - вывоз мусора с территории земельного участка, биологически – возвращение плодотворного состояния земельного участка, засеять и использовать земельный участок по назначению для выращивания сельскохозяйственных культур.

Выслушав стороны, представителей, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Судом установлено, что прокуратурой Тимашевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Проверкой установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га, находящийся в границах Днепровского сельского поселения Тимашевского района, используется в целях размещения твердых бытовых отходов.

Как пояснила в судебном заседании представитель администрации Днепровского сельского поселения, указанный земельный участок принадлежит ЗАО САФ «Русь», которое и допускает вывоз мусора на указанный земельный участок. ЗАО САФ «Русь» расчисткой земельного участка не занималось, хотя со стороны администрации в адрес ЗАО САФ «Русь» неоднократно поступали просьбы о расчистке земельного участка.

Между тем, судом установлено, что письменные обращения в адрес ЗАО САФ «Русь» об устранении нарушений администрация Днепровского сельского поселения не направляла. Тогда как, администрация обязана была проконтролировать ликвидацию ЗАО САФ «Русь» несанкционированной свалки на земельном участке, находящемся в границах Днепровского сельского поселения, а также использование земельного участка по назначению, поскольку согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. При этом, в случае неисполнения ЗАО САФ «Русь» требований об устранении нарушений, администрация Днепровского сельского поселения должна была принять необходимые меры в отношении ЗАО САФ «Русь».

    Кроме того, частью 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

    Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

    Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га, находящийся в границах Днепровского сельского поселения Тимашевского района, используется в целях размещения твердых бытовых отходов, что является захламлением земельного участка.

    При этом, под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

    В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, судом достоверно установлено, что в нарушение требований федерального законодательства РФ, земельный участок, расположенный по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га, находящийся в границах Днепровского сельского поселения Тимашевского района, очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями земельный участок не подвергался, используется не по назначению, а именно для размещения твердых бытовых отходов, что подтверждается письменными материалами дела, а также фототаблицей.

    При этом у администрации Днепровского сельского поселения отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны на существующий объект размещения твердых бытовых отходов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

    Более того, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", HYPERLINK consultantplus://offline/ref=48A852EE07807BC9F6A3CDF5CFBC6EBE899C664C38530501F3629B976CE7216E74D714377995D5E37EYBK деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

    Однако, судом установлено, что данная лицензия у администрации Днепровского сельского поселения отсутствует.

    В судебном заседании представитель администрации Днепровского сельского поселения ссылалась на то, что на основании Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" лицензия выдается тому органу, который осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а на территории поселения эту деятельность осуществляет предприятие ООО «Техкомбытсервис», у которого данная лицензия имеется.

    Между тем, суд не может согласиться с данными доводами, поскольку в силу требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

    Кроме того, согласно ч. 2 ст. ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" орган местного самоуправления - администрация Днепровского сельского поселения уполномочена на осуществление деятельности в области обращения с отходами. Следовательно, у администрации Днепровского сельского поселения должна быть соответствующая лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

    При таких обстоятельствах, указанный объект размещения твердых бытовых отходов фактически является несанкционированным, так как на него отсутствует необходимая документация, и он эксплуатируется с нарушением природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований.

    Тогда как в силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

    Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

    Между тем, судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства РФ администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района не принято должных мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь» площадью 2,2 га в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 140 от 23 февраля1994 года.

    Таким образом, неисполнением администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, то есть требований законодательства по обеспечению благоприятной окружающей среды нарушаются права граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории Днепровского сельского поселения Тимашевского района, на благоприятную природную среду, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ даёт прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, исполнением законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку выявленные нарушения требований законодательства по обеспечению благоприятной окружающей среды нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района, выразившегося в неисполнении требований законодательства по обеспечению благоприятной окружающей среды, незаконным и ликвидации несанкционированной свалки – удовлетворить.

    Признать бездействие администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства по обеспечению благоприятной окружающей среды, - незаконным.

    Обязать администрацию Днепровского сельского поселения Тимашевского района в срок до 20 февраля 2014 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Днепровское сельское поселение, секция 29, контур 45, кадастровый квартал в границах плана земель ЗАО САФ «Русь», площадью 2,2 га, и очистить территорию.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий

Справка: решение не вступило в законную силу.

2-55/2014 ~ М-47/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тимашевского района
Другие
Администрация Днепровского с/п
Тимашщевский отдел ветеринарного и фитосанитарного надзора
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Губарева Анжела Анатольевна
Дело на сайте суда
timashevsky--krd.sudrf.ru
09.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2014Передача материалов судье
09.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2014Судебное заседание
14.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2014Дело оформлено
22.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее