Гражданское дело №2-1417/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 15 июля 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего Ремизовой Е.П.,
при секретаре Толкушкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Токуреева ФИО1 к администрации г.Енисейска об оспаривании действий, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
установил:
Обратившись в суд, Токуреев ФИО1., с учетом последних уточнений, просит признать отказ в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ а также отказ Главы города Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать администрацию г.Енисейска выдать ему градостроительный план и разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем на правах собственности земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, взыскать расходы на оплату государственной пошлины при подаче иска в суд 300 руб..
Свои требования Токуреев ФИО1 мотивирует тем, что является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>. На данном участке имеется каркасно-засыпной дом, который по причине ветхости малопригоден для проживания. С намерением построить новый дом взамен ветхого, 23.04.2014 заявитель обратился в отдел строительства и архитектуры администрации г.Енисейска с заявлением о выдаче градостроительного плана, между тем в выдаче разрешения на строительство отказано со ссылкой, что названный выше земельный участок меньше допустимой площади застройки 400 кв.м, установленной оспариваемыми Правилами, кроме того, как указано в ответе, имеются капитальные строения и на смежных земельных участках, расстояние до которых так же учитывалось при составлении ГПЗУ.
Считая, что отказом в выдаче разрешения на строительство нарушаются права заявителя как собственника земельного участка, Токуреев ФИО1 и обратился в суд с указанными требованиями. Одновременно просит восстановить срок для обжалования ответа Отдела строительства и архитектуры администрации г.Енисейска от 29.05.2014 №211, которым ему отказано в выдаче разрешения на строительство, мотивируя тем, что первоначально отказано в выдаче разрешения мотивирован тем, что общая площадь земельного участка меньше допустимой 400 кв.м. В целях увеличения земельного участка Токуреев неоднократно обращался в администрацию города о выделении дополнительного участка земли и только 02.03.2015 Главой города Енисейска дан окончательный ответ, из которого следует, что увеличение земельного участка возможно, между тем это не позволит получить разрешение на строительство.
В судебном заседании заявитель Токуреев ФИО1 на удовлетворении требований настаивал, по указанным выше основаниям.
Представители администрации г.Енисейска ФИО3 и представитель Главы города Енисейска ФИО2 требования не признали, мотивируя тем, что разрешение на строительство не может быть выдано исходя из сложившейся застройки территории, площади земельного участка заявителя, противопожарных норм, допусков, которые установлены решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 15.12.2009 №64-462.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированныеКонституциейРоссийской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Статьями 4, 16 Устава Енисейского районо предусмотрено, что нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в общественно-политической газете "Енисейская правда".
Градостроительным кодексом РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов (ст.8).
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии (ст. 30).
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (ч.8 ст. 36). Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч.9 ст. 36). В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (ч.10 ст. 36).
В силу ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; 5) иные показатели. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Согласно ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Статьей 48 ГрК РФ предусмотрено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 15.12.2009 №64-462 (в редакции от 04.12.2013 №53-353) утверждены Правила землепользования и застройки города Енисейска (далее по тексту – Правила), которые вступили в законную силу с момента опубликования решения в газете "Енисейск Плюс"№14-15 от 25.02.2010, последние изменения опубликованы в этой же газете №52 от 19.12.2013 года).
Статьёй 40"Ж-1". Зона "Жилая усадебная застройка" Правил установлены основные виды разрешенного использования территории:
- одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие жилые дома с приусадебными земельными участками;
- отдельно стоящие объекты социального, культурно-бытового и коммунального обслуживания повседневного спроса, обеспечивающие основные функции (детские сады, внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, аптечные магазины, магазины и полустационарные архитектурные формы розничной торговли, жилищно-эксплуатационные службы и другие).
Определены предельные параметры разрешенного строительства:
- этажность жилых домов - до 3-х этажей;
- площадь приусадебных земельных участков - от 400 до 2000 кв. м, включая площадь застройки, на одну квартиру;
- коэффициент интенсивности использования территории - не более - 0,3;
- коэффициент застройки - не более - 0,3;
- коэффициент свободных территорий - не менее - 0,7;
- ширина вновь отводимых участков должно быть не менее 25 м;
- расстояние от одно-, двух-, трех-, четырехквартирных жилых домов и хозяйственных построек на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках - в соответствии с противопожарными требованиями от 6 м до 15 м в зависимости от степени огнестойкости зданий;
- расстояние для подъезда пожарной техники к жилым домам и хозяйственным постройкам - от 5 м до 8 м;
- расстояние от хозяйственных построек для скота и птицы до окон жилых помещений дома: одиночные или двойные - не менее 15 м, до 8 блоков - не менее 25 м, свыше 8 до 30 блоков - не менее 50 м, свыше 30 блоков - не менее 100 м. Размещаемые в пределах селитебной территории группы сараев должны содержать не более 30 блоков каждая;
- расстояние от окон жилых помещений дома до дворовых туалетов - от 8 до 10 м;
- расстояние от основного строения до границ соседнего участка - не менее 3-х метров, до хозяйственных и прочих строений, открытой стоянки автомобиля и отдельно стоящего гаража - не менее 1 м;
- величина отступа от красной линии до линии регулирования застройки - не менее 3 метров;
- в условиях выборочного строительства в существующей усадебной застройке возможно размещение строящихся жилых домов в глубине участка с отступом от линии регулирования существующей застройки, обеспечивающим противопожарные разрывы.
Указанные размеры соответствуют СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приведены в Приложении Д (рекомендуемое) «Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков». При этом данным Приложением установлено (п.Д.1), что размеры земельных участков выделяемых около жилых домов на индивидуальный дом или квартиру, в зависимости от применяемых типов жилых домов, характера формирующейся застройки (среды), её размещения в структуре городов разной величины следующие:
400 – 600 м2 и более (включая площадь застройки) – при одно-, двухквартирных, одно-, двухэтажных домах и застройке усадебного типа на новых перефирийных территориях или при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки малых городов, на резервных территориях малых и средних городов в сельскохозяйственных районах, в новых или развивающихся поселках в пригородных зонах любой величины;
200 – 400 м2 (включая площадь застройки) – при одно-, двух- или четырехквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке коттеджного типа на новых перефирийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших городов, при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки и в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне городов любой величины.
Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требований к их планировке и застройке. Конструкцию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания. К зоне усадебной застройки относится – территория, занятая преимущественно одно – двухквартирными 1-2-этажными жилыми домами с хозяйственными постройками на участках от 1000 до 2000 м2 и более, предназначенных для садоводства, огородничества.
В судебном заседании установлено, что Токуреев ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на земельном участке по этому же адресу, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Договор зарегистрирован в БТИ 20.10.1999 года. Право собственности на землю подтверждено свидетельством, выданным земельным комитетом г.Енисейска 15.10.1999 года, регистрационная запись №
Из технического паспорта на указанный выше жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, раздела «Экспликация земельного участка» следует, что фактически земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м, в том числе застроенную – 78, 3 кв.м, дворовое покрытие 74, 1 кв.м, огород 416, 6 кв.м.. Документов подтверждающих межевание земельного участка не представлено. Дом построен до 1917 года.
23.04.2014 года Токуреев ФИО1 подал заявление на имя начальника строительства и архитектуры г.Енисейска, в котором просил выдать градостроительный план и разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по указанному выше адресу с кадастровым номером <данные изъяты>
Токурееву ФИО1 выдан градостроительный план в котором отражено, что на его земельном участке строительство индивидуального жилого дома невозможно, так как площадь земельного участка (375, 7 кв.м) ниже разрешенной (от 400 до 2000 кв.м) и отсутствуют места возможного размещения объектов в соответствии с требованиями технических регламентов и СП (СП 42.13330.2011) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89*».
В ответе от 21.05.2014 исх.№211 администрацией г.Енисейска указано, что при отражении поставленных при подготовке градостроительного плана планировочных задач – размещение планируемого строительством индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 375, 4 кв.м установлено, что на данном земельном участке созданы объекты недвижимости (жилой дом, хозяйственные постройки), месторасположение которых не позволяет определить место допустимого размещения жилого дома с учетом требований ФЗ РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Свода правил (СП 42.13330.2011) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (в редакции СНиП 2.07.01-89*»). Площадь земельного участка заявителя 375, 4 кв.м ниже разрешенной вышеназванными Правилами землепользования и застройки (от 400 до 2 000 кв.м). По указанным причинам в выдаче разрешения на строительство отказано.
14.09.2014 и 29.01.2015 года Токуреев ФИО1 подал заявления об увеличении площади его земельного участка до размеров, позволяющих получить разрешение на строительство жилого дома, 02.03.2015 года исх. №№ получил ответ, что земельный участок может быть увеличен до установленного минимального размера за счет земель находящихся в пользовании жильцов многоквартирного дома №№.
Так, в заявлении на имя Главы города Енисейска ФИО4 29.01.2015 Токуреев ФИО1 указал, что просит рассмотреть возможность увеличения площади принадлежащего ему земельного участка, расположенного по указанному выше адресу, до размеров позволяющих получить разрешение на строительство жилого дома. На указанном участке имеется каркасно-засыпной дом, который по причине ветхости не пригоден для проживания.
В ответе от 02.03.2015 Глава города сообщил заявителю следующее. Граничащие с принадлежащим Токурееву земельным участком территории (домов по <адрес>) находятся в пользовании граждан этих домов. Решением Енисейского городского Совета депутатов от 08.08.2001 №8-48 использование земельных участков под огородничество в пределах кварталов жилой застройки – запрещено. Таким образом, принадлежащий ему земельный участок может быть увеличен до установленного минимального размера за счет земель находящихся в пользовании жильцов многоквартирного дома №. Однако, увеличенный земельный участок также не даст возможности получения решения на строительство, так как размещение планируемого строительством индивидуального жилого дома на земельном участке возможности при соблюдении требований ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», Свода Правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселении. Актуальная редакция СНиП 2.07.01-89», учитывающих капитальные строения, в том числе вспомогательные, на смежных земельных участках. В этом же ответе Токурееву разъяснено, что отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован в суде.
Решением Енисейского районного суда от 19.05.2015 Токурееву ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании недействительным Правил землепользования и застройки города Енисейска, утвержденных решением Енисейского городского Совета депутатов от 15 декабря 2009 года №64-462, в части установления параметров границ земельных участков.
Отказ мотивирован судом тем, что оспариваемые параметры соответствуют строительным правилам СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», которые предъявляются только к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации (приняты Министерством регионального развития РФ 28.12.2010 года, действуют с 20.05.2011 года).
Решение №64-462 распространяется на правоотношения, возникшие уже после введения его в действие, а земельный участок по ул. Рабоче-Крестьянской, 58 в г.Енисейске передан Токурееву ФИО1 в собственность для эксплуатации жилого дома 15.10.1999 года, следовательно, оспариваемые нормы не нарушают прав и законных интересов заявителя. Межевание земельного участка, в целях определения фактической его площади (в техпаспорте БТИ площадь земельного участка указана 569 кв.м), не проводилось. Более того, администрацией г.Енисейска Токурееву ФИО1 предложено увеличить его земельный участок в связи с наличием такой возможности.
Принимая во внимание, что отказ Отдела строительства и архитектуры администрации г.Енисейска от 21.05.2014 №211 в выдаче разрешения на строительство, а также градостроительный план земельного участка от 29.05.2014 Токуреев ФИО1 своевременно не обжаловал, поскольку ему было предложено увеличить свой земельный участок за счет смежного земельного участка, занятого под огородничество, и с этого времени он пытался во внесудебном порядке урегулировать все вопросы, связанные с разрешением на строительство, между тем Главой города 02.03.2015 в ответе №528 ему разъяснено, что и увеличение земельного участка не даст возможности получения разрешения на строительство, суд признает данные обстоятельства, по которым Токуреев не обращался в суд, уважительными, и считает возможным восстановить ему срок для обжалования отказа Отдела строительства и архитектуры администрации г.Енисейска от 21.05.2014 №211.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи вышеприведенные доказательства и принимая во внимание, что Правила землепользования и застройки муниципального образования г.Енисейск, введенные в действие в 2009 году применяются только к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, земельный участок, принадлежащий Токурееву ФИО1 имеет разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, а жилой дом в существующих границах возведен до 1917 года, соответственно, на протяжении всего времени его эксплуатации данный дом не создавал каких-либо неудобств для жителей соседних домов, суд приходит к выводу, что отказ в выдаче разрешения на строительство, даже в исторически сложившихся границах уже существующей постройки, является необоснованным.
Отказ в выдаче разрешения на строительство, в данном случае, нарушает права собственника на использование земельного участка по его целевому назначению.
Также суд принимает во внимание, что решение Енисейского городского Совета депутатов №64-462 распространяется на правоотношения, возникшие уже после введения его в действие.
Исходя из изложенного, суд признает незаконным отказ администрации города Енисейска от 21 мая 2014 года №211 о выдаче Токурееву ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу:. <адрес>, и в целях восстановления нарушенного права, считает необходимым обязать администрацию города Енисейска, в лице Отдела строительства и архитектуры, устранить препятствия Токуреева ФИО1 к осуществлению им прав на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, путем выдачи разрешения на строительство.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (п. 29) дано разъяснение, что посколькуглавами 23и25ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотреннымиглавой 7ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 333.19 НК РФ, с администрации г.Енисейска в пользу Токуреева ФИО1 подлежат взысканию расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 300 руб..
руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Отдела строительства и архитектуры администрации города Енисейска от 21 мая 2014 года №211 в выдаче Токурееву ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу:. <адрес>, и обязать администрацию города Енисейска, в лице отдела строительства и архитектуры, выдать Токурееву ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Взыскать с администрации г.Енисейска в пользу Токуреева ФИО1 300 рублей в счет возмещения расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Енисейский районный суд.
Председательствующий Е.П. Ремизова
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2015 года
Копия верна, решение не вступило в законную силу, судья Е.П. Ремизова