ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№5-153/2022
19.01. 2022 г.Орел
Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Носков Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Железнодорожного районного суда г. Орла дело об административном правонарушении, ответственность за нарушение которого предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении
Студенникова Александра Анатольевича, 27.01.1959 года рождения, гражданина Российской Федерации, уроженца <адрес>, не работающего, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
20.12.2021 года главным специалистом отдела развития торговой деятельности и общественного питания Департамента промышленности и торговли Орловской области ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола следует, что 23.10.2021 года в 10 часов 44 мин Студенников А.А. в период повышенной готовности, введенной в Орловской области с 19 марта 2020 года постановлением Правительства Орловской области №155 от 19 марта 2020 года, в связи с риском распространения на территории Орловской области новой коронавирусной инфекции, нарушил Правила поведения при введении режима повышенной готовности, в частности неисполнения обязанности по использованию при нахождении на объектах розничной торговли, средств индивидуальной защиты органов дыхания – маски, респиратора или иных средств защиты, возложенных пунктом 5 раздела 1 Приложения №2 к Указу №156, а именно находился по адресу: <адрес>, в торговом центре «Европа» без средств индивидуальной защиты органов дыхания -маски, респиратора или иных средств защиты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Студенникова А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель Департамента промышленности и торговли Орловской области, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав административный материал, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Анализ положений указанных норм позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать права, предусмотренные Кодексом об Российской Федерации административных правонарушениях.
Исходя из приведенных правовых норм, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, возможно лишь в случае его надлежащего извещения.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 20.12.2021 в связи с предполагаемым административным правонарушением от 23.10.2021 года в отсутствие Студенникова А.А.
При этом из представленных материалов видно, что уведомление о месте и времени составления данного протокола направлялось Студенникову А.А. заказным письмом с простым уведомлением по адресу: <адрес>.
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № следует, что 16.11.2021 почтовое отправление с идентификатором №30200065237408 прибыло в место вручения, затем 16.11.2021 произошла «неудачная попытка вручения» данной корреспонденции. 17.12.2021 почтовое отправление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
Сведения об извещении Студенникова А.А. иным способом и по иным адресам материалы дела не содержат.
В силу ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Вместе с этим, согласно полученной судом телеграмме по адресу: <адрес> находятся учреждения, квартир нет.
Иных адресов проживания Студенникова А.А. представленный материал не содержит, в том числе сведений из паспорта, справки Формы-1, либо иного документа, удостоверяющего личность.
Кроме этого, административный материал в отношении Студенникова А.А. по факту совершения административного правонарушении 23.10.2021, поступил в суд лишь 11.01.2022, в связи с этим, суд был лишен возможности отложить слушание дела и запросить адресную справку на лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Как следует из ст. ст. 25.4 и 28.2 КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу составления протокола административный орган располагает сведениями о получении адресатом направленного ему извещения.
Суд приходит к выводу, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении.
На момент составления протокола об административном правонарушении административный орган не располагал информацией о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен административным органом при отсутствии доказательств надлежащего извещения лица о месте и времени составления, то названное нарушение является существенным, так как в данном случае ФИО1 было лишен предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.
При таких обстоятельствах указанный протокол об административном правонарушении не может являться доказательством совершения ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3 ст. 29.1. КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. То есть вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается судьей по правилам ст.29.1 КоАП РФ с учетом правильности составления протокола об административном правонарушении.
Согласно положениям статей 29.4, 29.9 КоАП РФ и разъяснениям, содержащимся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению. Указанный вопрос при подготовке дела к рассмотрению не разрешался, поэтому судья не может возвратить протокол и приложенные документы должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков.
Принимая во внимание, что при составлении в отношении Студенникова А.А. протокола об административном правонарушении были допущены нарушения требований КоАП РФ, и на стадии рассмотрения дела по существу судья не вправе устранить выявленные нарушения, данный протокол нельзя признать допустимым доказательством по делу.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Студеникова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении Студенникова Александра Анатольевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд г.Орла в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Носков Г.Б.