Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3619/2010 от 21.04.2010

                                                         

                      Р Е Ш Е Н И Е

                                                      Именем Российской Федерации         

02 декабря 2010 года. Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Старкова А.А., Старковой Е.Ю., Старкова А.А. и Старкова С.А. об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата администрацией Центрального района г.Новосибирска, администрацией Новосибирской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Новосибирской области, обязывании выдать жилищный сертификат,

                                                      у с т а н о в и л:

Заявители Старковы А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. обратились в Ленинский райсуд г.Екатеринбурга с заявлением о признании незаконным отказа администрации Центрального района г.Новосибирска, администрации Новосибирской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Новосибирской области (с учетом уточнений исковых требований) в выдаче государственного жилищного сертификата в 2009 году, обязывании ответчиков выдать указанный сертификат и соответствующую социальную выплату, рассчитанную с учетом всех членов семьи Старкова А.А. и необходимого для предоставления истцам размера площади жилого помещения в <данные изъяты>

В обоснование своего заявления Старковы А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. указали, что на основании решения Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 14.07.2006г. за истцами было признано право на получение государственного жилищного сертификата (далее-ГЖС), а на основании решения того же суда от 11.05.2007г. администрация Центрального района г.Новосибирска восстановила их в очереди на получение жилого помещения, истцы были включены в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2008 году, затем в список граждан, получателей сертификатов на 2009 год. Однако в указанные годы истцы положенный им ГЖС не получили и в своем письменном ответе от 08.02.2010г. администрация Центрального района г.Новосибирска указала, что в представленном Старковым А.А. комплекте документов отсутствует обязательство о сдаче жилого помещения и в случае неполного представления пакета документов сертификат не выдается. Истцы считают данный отказ в выдаче ГЖС не основанным на законе, поскольку в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №408 от 08.05.2009г., на истцов, после получения сертификата, могла быть возложена обязанность по сдаче имеющегося у них жилья, и более того, внесенные в данные Правила изменения (о сдаче жилья) на истцов не распространяются, т.к. заявление Старковым А.А. о выдаче сертификата было подано раньше, чем были внесены указанные изменения. Кроме того, если указанные Правила, с учетом внесенных в них изменений, распространяют свое действие и на истцов, то Старковым должны выдать сертификат с учетом имеющейся у их семьи жилой площади, а не отказать в выдаче сертификата.

В судебное заседание заявители Старкова Е.Ю., Старков А.А. и Старков С.А. не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, в письменном заявлении в суд ходатайствовали о рассмотрении настоящего заявления в их отсутствие.

В судебном заседании заявитель Старков А.А., действующий также в интересах других заявителей на основании доверенности, доводы указанного заявления поддержал по предмету и основаниям, дополнительно пояснив суду, что Старковы А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. в установленном законом порядке приобрели, сохранили и до настоящего времени не утратили свое право на получение ГЖС в соответствии с Постановлением Правительства РФ №153, действовавшим на момент включения Старкова А.А. и членов его семьи в список получателей сертификата (ноябрь 2008 года). Размер социальной субсидии должен быть эквивалентен расчетной стоимости жилого помещения, положенного заявителю и составляет, по расчетам заявителей, 2300760 рублей. В соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области №144 от 04.05.2010г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области осуществляет выдачу ГЖС гражданам, уволенным с военной службы. Таким образом, поскольку контроль за предоставлением Старковым А.А. всего комплекта документов осуществляла администрация Центрального района г.Новосибирска, а выдача непосредственно сертификатов возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, то указанные стороны являются надлежащими ответчиками по данному делу.

Иные заинтересованные по данному делу лица - представители администрации Центрального района г.Новосибирска, администрации Новосибирской области и привлеченного судом к участию в деле Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области - в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок. Администрация Новосибирской области в лице Правительства Новосибирской области направила в суд письменный отзыв на заявление Старковых А.А., Е.Ю., А.А. и С.А., в котором указала, что Правительство Новосибирской области является правопреемником администрации Новосибирской области только в рамках полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области и требования заявителей не признает, поскольку Старковыми А.А., Е.Ю., А.А. и С.А., пропущен 3-месячный срок для обжалования действий ответчиков, а кроме того, администрация Новосибирской области не отказывала истцам в выдаче сертификата и таких доказательств Старковы суду не предъявляют. В настоящее время функции по реализации на территории Новосибирской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы исполняет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, которое не является структурным подразделением Правительства Новосибирской области. Согласно Уставу Новосибирской области к полномочиям Правительства Новосибирской области не относятся вопросы по обеспечению граждан ГЖС. При таких обстоятельствах ни администрация Новосибирской области, ни Правительство Новосибирской области не являются надлежащими ответчиками по делу.

С учетом таких обстоятельств, мнения Старкова А.А. и на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ суд рассматривает настоящее заявление при установленной явке.

Заслушав пояснения Старкова А.А., изучив необходимые материалы дела, оценив в совокупности представленные заявителями доказательства, суд удовлетворяет заявление Старковых А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с Законом Новосибирской области №168-ОЗ от 03.03.2004г. «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области», администрация Новосибирской области ранее возглавляла систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и являлась высшим постоянно действующим исполнительным органом госвласти Новосибирской области, наделенным общей компетенцией.

Согласно Постановлению Губернатора Новосибирской области №131 от 19.04.2010г. администрация Новосибирской области была преобразована в администрацию Губернатора Новосибирской области и Правительство Новосибирской области, а полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области были переданы Правительству Новосибирской области.

Постановлением Губернатора Новосибирской области №144 от 04 мая 2010г. было образовано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, в полномочия которого было передано, в том числе, выдача государственных жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам.

В соответствии с письменным ответом администрации Центрального района г.Новосибирска №24 от 27.01.09г., Старков А.А. и члены его семьи были включены в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2009 году и указанный список был передан в администрацию Новосибирской области в августе 2008 года.

Однако, жилищный сертификат истцам в 2009 году так и не был выдан и доказательств обратного ответчиками суду не предоставлено.

Более того, на момент рассмотрения настоящего дела Старкову А.А. и членам его семьи также не выдан данный сертификат и в течение 2010 года.

Как следует из письменного ответа администрации Центрального района г.Новосибирска №5 от 08.02.2010г., в Новосибирской области установлен централизованный порядок выдачи государственных жилищных сертификатов участникам подпрограммы. Указанные сертификаты оформляются департаментом строительства и ЖКХ Новосибирской области, а список получателей сертификатов утверждается распоряжением Губернатора Новосибирской области. Кроме того, в представленных Старковым А.А. документах отсутствует обязательство о сдаче жилого помещения. В случае неполного представления пакета документов сертификат выдаваться не будет.

Исследовав изложенные в указанном письме администрации Центрального района г.Новосибирска причины невыдачи заявителям жилищного сертификата, суд считает данный отказ необоснованным и неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из решения Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 11.05.2007г., Старков А.А. и члены его семьи с 1992 года состоят в льготной очереди в администрации Центрального района г.Екатеринбурга на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». В июле 1998 года Старков А.А. обратился в администрацию района о включении его и членов его семьи в число участников программы «Государственные жилищные сертификаты» в соответствии с Порядком, утвержденным ранее Постановлением Правительства РФ от 21.03.98г. за №320.

На основании заявления Старкова А.А. от 06.06.2008г. он и члены его семьи были включены в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2009 году и указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Однако, до настоящего времени Старков А.А. не получил в установленном законом порядке государственный жилищный сертификат, в связи с чем продолжает оставаться в очереди нуждающихся в жилье.

Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. был утвержден порядок постановки на очередь и получения государственного жилищного сертификата.

В соответствии с п.п.26, 31-32,36 указанного Порядка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов. Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

С учетом указанных положений закона суд приходит к выводу, что реализация гражданином - участником программы его права на получение ГЖС должна производится в установленном законом порядке, в том числе в соответствии с Правилами выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Правительством РФ 21.03.2006г. за №153.

Однако, судом было установлено и подтверждается представленными заявителями письменными доказательствами, что несмотря на включение Старкова А.А. и членов его семьи в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2009 году, Старкову А.А. указанный сертификат не был выдан ни в 2009 году, ни в течение 2010 года, а также в адрес заявителя не поступило ни от администрации Новосибирской области (а с апреля 2010г. - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области), ни от администрации Центрального района г.Новосибирска сведений о том, включен ли Старков А.А. в сводный список граждан-получателей сертификатов на 2009 год, что является нарушением п.30 Правил, согласно которому выписка из сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году доводится до соответствующих органов местного самоуправления, а органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки.

Доказательств того, что выписка из сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году была направлена в администрацию Центрального района г.Новосибирска, а последние сообщили заявителям о включении (либо не включении) их в соответствующий список на получение сертификата в 2009 году - ответчиками суду не предоставлено и из отзыва Правительства Новосибирской области данные обстоятельства не усматриваются. Ссылка указанного представителя Правительства Новосибирской области на тот факт, что вопросами выдачи ГЖС ранее ведал Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, который являлся самостоятельным юридическим лицом, суд во внимание не принимает, поскольку в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области №224 от 18.04.2005г. на указанный орган такие полномочия не возлагались, а в соответствии с Правилами, выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти, если ими не определен иной порядок выдачи таких сертификатов.

С учетом таких обстоятельств суд признает действия ответчиков по невыдаче Старкову А.А. с учетом членов его семьи ГЖС в 2009 году, а также не извещении заявителя Старкова А.А. о включении либо не включении его в сводный список граждан получателей сертификатов в 2009 году - незаконными.

При этом довод администрации Центрального района г.Новосибирска в письменном ответе в адрес Старкова А.А. на непредоставление им обязательства о сдаче жилого помещения, суд считает несостоятельным, поскольку в соответствии с п.16.2 Правил, в этом случае орган, производящий выдачу сертификата, вправе иным образом рассчитать его стоимость.

При таких обстоятельствах, а также с учетом положений закона и указанных выше Постановлений Губернатора Новосибирской области суд, на основании ст.12 ГК, считает необходимым восстановить нарушенное право заявителей на получение ГЖС и возлагает на Правительство Новосибирской области, как орган исполнительной власти Новосибирской области, а также на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, в чьи функции включена выдача гражданам ГЖС, надлежащим образом оформить и выдать Старкову А.А., с учетом членов его семьи, государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты».

Вместе с тем требования Старковых А.А., Е.Ю., А.А. и С.А. в части предоставления им также социальной выплаты с учетом численности семьи и общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субсидии (72 м.кв.), удовлетворению судом не подлежит, поскольку в соответствии с Федеральным Законом РФ «О статусе военнослужащих» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», гражданину производится только выдача сертификата, который не является ценной бумагой. Какая-либо денежная субсидия (компенсация) гражданину на руки не выплачивается, расчеты за приобретаемое жилье производятся в безналичном порядке.

Также суд не вправе самостоятельно рассчитывать стоимость жилищного сертификата, на основании которого в последствии приобретается жилое помещение, поскольку в соответствии с указанными Правилами данные действия осуществляют иные органы, указанные в Правилах, а суд только по жалобе гражданина вправе проверить законность и обоснованность действий данного органа по исчислению стоимости сертификата. Однако, поскольку Старкову А.А. указанный сертификат компетентным органом еще не рассчитан и не выдан, то у суда не имеется правовых оснований предопределять стоимость такого сертификата.

Ссылка представителя Правительства Новосибирской области на пропуск заявителями процессуального срока для обжалования письменного отказа в выдаче ГЖС судом во внимание не принимается, поскольку указанный в ст.256 ГПК РФ 3-месячный срок обжалования заявителями не пропущен, что подтверждается письменными доказательствами, а именно почтовым конвертом, согласно которому отправка письма из г.Новосибирска была только 11.02.2010г., на почтовое отделение г.Екатеринбурга указанное письмо поступило 15.02.2001г., а получено Старковым А.А., согласно его пояснений, не опровергнутых ответчиками, только 02.03.2010г. С учетом этого, а также в отсутствие иных доказательств о дате получения заявителем Старковым А.А. оспариваемого письменного отказа, суд не усматривает пропуска срока со стороны заявителей для обжалования письменного отказа в выдаче заявителям ГЖС.

Других требований на рассмотрение суда заявлено не было.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.12,194-198, 254- 258 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

Заявление Старкова А.А., Старковой Е.Ю., Старкова А.А. и Старкова С.А. удовлетворить частично.

Признать незаконной невыдачу администрацией <адрес> и администрацией <адрес> государственного жилищного сертификата Старкова А.А. в 2009 году.

Обязать Правительство Новосибирской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области оформить и выдать Старкова А.А., с учетом членов его семьи - Старковой Е.Ю., Старкова А.А. и Старкова С.А., государственный жилищный сертификат в рамках исполнения подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты».

В удовлетворении остальной части заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

          Судья                                                                          Лимонова Л.Ф.

2-3619/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старков А.А.
Старков С.А.
Старкова Е.Ю.
Ответчики
Администрация Центрального района г. Новосибирска
УФК по СО
УФК по Новосибирской области
Администрация Новосибирской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Лимонова Людмила Федоровна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
21.04.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.04.2010Передача материалов судье
11.05.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2010Предварительное судебное заседание
01.07.2010Судебное заседание
09.07.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее