РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2013 года г. Новороссийск
Новороссийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Макарова А.С.,
при секретаре – Абрамове В.Н.,
с участием заявителя – Ковалева С.И., его представителя – Москаленко М.Л., представителя командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России – Сафариной Т.В. и представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю – Абрамовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего авиационной группы отдельного базирования (г. Геленджик) Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России майора Ковалева С.И. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России, связанных с отменой ранее принятых указанными должностным лицом и жилищным органом решений о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Ковалев обратился в суд с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решение командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России от 6 ноября 2012 года (протокол № 23) об отмене решения от 7 ноября 2011 года (протокол № 25) в части, касающейся признания Ковалева нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
- возложить на командира и жилищную комиссию Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России обязанность решение от 6 ноября 2012 года (протокол № 23) об отмене решения от 7 ноября 2011 года (протокол № 25) в части, касающейся признания Ковалева нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отменить;
- признать незаконным решение командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России от 6 ноября 2012 года (протокол № 23) об отмене решения от 15 мая 2012 года (протокол № 10) в части, касающейся предоставления Ковалеву жилого помещения общей площадью 40,2 кв.м. по договору социального найма по адресу: <данные изъяты>;
- возложить на командира и жилищную комиссию Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России обязанность решение от 6 ноября 2012 года (протокол № 23) об отмене решения от 15 мая 2012 года (протокол № 10) в части, касающейся предоставления Ковалеву жилого помещения общей площадью 40,2 кв.м. по договору социального найма по адресу: <данные изъяты> – отменить;
- признать незаконным решение командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России от 6 ноября 2012 года (протокол № 23) в части снятия Ковалева с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма;
- возложить на командира и жилищную комиссию Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России обязанность восстановить Ковалева на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании Ковалев и его представитель поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить и пояснили, что в 2002 году Ковалевым было занято помещение для временного проживания (являлось нежилым) на территории бывшей пограничной заставы войсковой части 2156, договор найма которого был оформлен в 2005 году. Впоследствии администрацией г. Геленджика этому помещению был присвоен адрес: <данные изъяты>. Право пользования указанным жилым помещением с регистрацией по месту жительства и право собственности в порядке приватизации за супругой заявителя – Ковалевой были признаны на основании решений Геленджикского городского суда в декабре 2010 года и в мае 2011 года. С исковыми требованиями супруги, несмотря на то, что решением мирового судьи от 25 апреля 2011 года их брак был прекращен, в суде он был согласен, просил их удовлетворить, реализовав таким способом принцип добровольности приватизации и соблюдение законодательства, требующего не отчуждать служебное имущество.
Сдать жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, в настоящее время у Ковалева не имеется возможности, поскольку собственником квартиры является его бывшая супруга и распоряжаться данным имуществом он не вправе.
Для реализации своего права на жилье им в феврале 2013 года подано в Геленджикский городской суд заявление о выселении Ковалевой, которое оставлено без движения для предоставления им зарегистрированного права собственности на указанное выше жилое помещение, а впоследствии возвращено, так как он не имеет такого права.
Содержащийся в ст. 56 ЖК РФ перечень оснований для снятия граждан с жилищного учета является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а такое основание как непередача жилой площади в указанный перечень не входит.
Кроме того, при принятии на жилищный учет каких-либо сведений, не соответствующих действительности, заявитель в жилищную комиссию не представлял, в связи с чем снять его с такого учета по п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований не было.
Представитель командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России требования не признала, просила в удовлетворении заявления отказать, в обоснование чего пояснила, что помещение в с. Кабардинка было распределено жилищным органом войсковой части 2464 Ковалеву в качестве служебного.
Жилищной комиссии об этом стало известно при распределении Ковалеву жилого помещения в г. Геленджике и ему было предложено сдать его для заключения договора социального найма. Однако он этого не сделал.
Поскольку в настоящий момент Ковалев указанное жилое помещение сдать не имеет возможности, то он считается распорядившимся полученным от органа безопасности жильем, как оставивший свою часть жилого помещения, не приняв должных мер к выделению причитающейся доли, и не имеет права на обеспечение жилым помещением в г. Геленджике по договору социального найма.
Представитель начальника Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю требования также не признала и просила в удовлетворении заявления отказать.
Рассмотрев материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, в том числе и механизм реализации гарантированного государством права на предоставление жилых помещений, находятся в рамках специального правового регулирования.
О специальном характере соответствующих положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Приведённые нормативные акты предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Предоставляя право на получение жилого помещения для постоянного проживания военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и членам их семьи Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на военное ведомство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время прохождения военной службы.
Данное положение Закона распространяется на всех военнослужащих, получивших жилье от органа исполнительно власти, в котором предусмотрена военная служба, а не только на тех из них, которые подлежат обеспечению жильём по окончанию ими военной службы.
Поэтому, если военнослужащий либо члены его семьи, которым такой военнослужащий вследствие прекращения семейных отношений оставил предоставленное по установленным нормам военным ведомством жилье, распорядились им и не могут сдать в установленном порядке, то у них отсутствует право требовать повторного предоставления жилого помещения, в том числе по договору социального найма, по основаниям и в порядке, предусмотренным статьёй 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
На основании рапорта от 22 февраля 1995 года Ковалев поставлен на жилищный учёт с составом семьи 4 человека: он, супруга Жанна Викторовна, дочь Анна 1992 года рождения и сын Алексей 1995 года рождения.
Согласно копии протокола заседания жилищной комиссии АЭ войсковая часть 2464 от 24 июля 2001 года № 9 Ковалеву распределена служебная жилая площадь в п. Кабардинка.
Командиром войсковой части 2464 с Ковалевым заключен договор найма жилого помещения, временно предназначенного для жилья, - «квартиры № 4 ДОС п. Кабардинка», который вступил в силу с 3 июня 2002 года.
Утверждение заявителя и его представителя о том, что договор прекратил свое действие в 2005 году, когда данное помещение было передано из оперативного управления Пограничного управления ФСБ России по Ставропольскому краю в Пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю, не влияет на необходимость сдать данное помещение государству в установленном порядке. Кроме того, заявитель фактически продолжал на основании данного договора пользоваться этим помещением, а также этот договор послужил основанием для принятия Геленджикским городским судом решений в декабре 2010 года и мае 2011 года.
Из графы «Примечание» копии списка очередности на получение жилья военнослужащих АЭ войсковая часть 2464 Новороссийского гарнизона по состоянию на 17 января 2005 года видно, что Ковалев обеспечен служебным помещением.
Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства администрации Муниципального образования город-курорт Геленджик от 9 декабря 2008 года № 1629 объекту капитального строительства, в котором Ковалев является пользователем (нанимателем) жилых помещений, состоящих из трех комнат (квартира № 4), ранее имевшим адрес: Краснодарский край, г. Геленджик, п. Кабардинка; п. Кабардинка, ДОС, квартира № 4, на основании договора найма жилого помещения от 2 июня 2002 года, постановления главы города-курорта Геленджик от 20 ноября 2000 года № 1545 «О порядке адресации объектов недвижимости в городе-курорте Геленджик» (в редакции постановления главы муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 июля 2008 года № 818), присвоен адрес: <данные изъяты>.
Копиями акта приемки (передачи) зданий, сооружений, военных городков от 15 сентября 2005 года и выписки из реестра федерального имущества от 10 октября 2006 года № 03-10/8442 подтверждается, что указанное помещение внесено в реестр государственным учреждением «Черноморско-Азовское пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в настоящее время – Пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю).
Из копий решений Геленджикского городского суда от 16 декабря 2010 года и от 16 мая 2011 года видно, что помещение в с. Кабардинка находилось на балансе ответчика («Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации») и значилось под адресом ДОС, находящимся на ул. Пограничная.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что помещение в с. Кабардинка получено Ковалевым в качестве служебного от органа безопасности и впоследствии переведено в категорию жилого помещения.
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 18 ноября 2005 года № 154 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Общая площадь жилого помещения в с. Кабардинка составляет <данные изъяты>.
Таким образом, признание права собственности на бывшее служебное помещение могло повлечь обеспеченность Ковалева жильем по установленным нормам и прекращение его права состоять на жилищном учёте в качестве нуждающегося.
Как пояснили стороны в судебном заседании в период с 2004 по 2010 год жилищное дело заявителя было утеряно и в списках нуждающихся он не учитывался. После подачи в 2010 году рапорта о постановке на жилищный учет он в порядке восстановления его прав был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма с 22 февраля 1995 года.
Согласно ответу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 июля 2010 года № 23-630/10-27 Ковалевой (дочери заявителя) она просила дать разрешение на приватизацию помещения в с. Кабардинка, в чем ей было отказано.
Таким образом, Ковалев и члены его семьи предпринимали попытки перевести помещение в с. Кабардинка из категории служебного.
Как видно из решения Геленджикского городского суда от 16 декабря 2010 года за супругой Ковалева – Ковалевой признано право пользования жилым помещением в п. Кабардинка, заявитель с исковыми требованиями был согласен.
Решением мирового судьи 14 судебного участка г. Геленджика Краснодарского края от 25 апреля 2011 года брак между заявителем и Ковалевой Жанной Викторовной расторгнут.
Как пояснил Ковалев в судебном заседании, что подтверждается также протоколом судебного заседания Геленджикского городского суда от 16 мая 2011 года, с исковыми требованиями Ковалевой о приватизации жилого помещения в п. Кабардинка, он был согласен, в связи с чем ее исковое заявление было удовлетворено.
При этом из решения Геленджикского городского суда от 16 мая 2011 года усматривается, что признавая за Ковалевой право приватизации жилого помещения в с. Кабардинка, суд исходил из того, что она является членом семьи военнослужащего, состоящего на учете нуждающихся по месту прохождения военной службы, которому жилье предоставлено в установленном порядке.
Впоследствии Ковалев выехал из данного жилого помещения и стал проживать по договору найма в частном домовладении по адресу: <данные изъяты>.
То есть в результате указанных действий помещение, выделенное в 2002 году Ковалеву в качестве служебного и ставшее впоследствии жилым, было переведено из этой категории. При этом заявитель, зная о том, что его брак с Ковалевой расторгнут, не только не предпринял необходимых мер, для выделения своей доли в приватизируемом жилом помещении, но и дал своё согласие именно на признание за бывшей супругой права собственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в результате указанных выше действий помещение, распределенное Ковалеву от органа безопасности в качестве служебного, было переведено в категорию жилого помещения, которое могло использоваться им для постоянного проживания, по установленным нормам, однако заявитель не предпринял необходимых мер для выделения своей доли в приватизируемом жилом помещении, согласившись с исковыми требованиями бывшей супруги.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что Ковалев распорядился жилым помещением в с. Кабардинка, ранее предоставленным ему в качестве служебного, и не может его в установленном порядке вернуть, суд приходит к выводу о том, что право Ковалева на обеспечение жилым помещением от государства было им реализовано и права на обеспечение жилым помещением от государства по договору социального найма в настоящее время он не имеет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Ввиду изложенного, поскольку в настоящее время заявитель утратил право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оспариваемое решение командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России по существу является верным, а оснований для его отмены в связи с неправильным указанием мотивировки отказа по п. 6. ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а не по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в данном случае не имеется.
Утверждение заявителя в судебном заседании о том, что бывшая супруга Ковалева является военнослужащей структурного подразделения Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, в связи с чем, по его мнению, им сдано служебное помещение в установленном порядке, является несостоятельным, так как в настоящее время данное помещение перешло в собственность Ковалевой, а не вернулось в оперативное управление упомянутого выше учреждения.
Таким образом, оспариваемое решение командира и жилищной комиссии является законным и обоснованным, в связи с чем заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Ковалева С.И. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии Второго объединённого авиационного отряда ФСБ России, связанных с отменой ранее принятых указанными должностным лицом и жилищным органом решений о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Новороссийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Макаров