Именем Российской Федерации
23 октября 2012 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Чагиной Н.П.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукояновой М.Ю. к Администрации Костромского муниципального района о признании отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка незаконным, об обязании принятия решения о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка,
установил:
Лукоянова М.Ю. обратилась в суд иском к Администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказа администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 июня 2012 года исх. № 1003 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *****, для ведения личного подсобного хозяйства на основании Закона Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области»; о возложении на Администрацию Костромского муниципального района Костромской области обязанности с учетом зонирования территории в месячный срок утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте территории, об обязании принять решение о предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на основании Закона Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта указанного земельного участка. Свои требования обосновывает тем, что она является супругой в молодой семье (возраст каждого из супругов не превышает 35 лет), воспитывающей двух детей, проживающей на территории Костромской области. На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» она обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка *****, для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от 04 июня 2012 года исх. № 1003 администрация Костромского муниципального района Костромской области отказала ей в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, утвержденном постановлением администрации Костромского муниципального района.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим ее законные права и интересы в силу следующего.
Согласно указанному Закону Костромской области от 21.10.2010 года № 672- 4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», правом на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства обладают нуждающиеся в улучшении жилищных условий молодые семьи, воспитывающие одного или двух детей (возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет). Указанные выше граждане, в том числе не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе приобрести бесплатно в собственность земельные участки, расположенные в границах сельских населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, в случае, если на момент предоставления они не имеют в собственности земельных участков, предоставленных для этих целей.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Закона Костромской области предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в рамках реализации данного закона, осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории Костромского муниципального района установлен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского Муниципального района от 06.11.2008 года № 91. Данный порядок не содержит в себе нормы, регламентирующие особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на основании федерального и областного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» все государственные и муниципальные услуги должны быть строго регламентированы.
Федеральным законом установлены требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе, наличие в регламенте исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
На момент обращения в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении земельного участка и до настоящего времени услуга по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не регламентирована, то есть перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка не установлен. Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского муниципального района от 06.11.2008 года № 91, также не содержит перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Составление перечня земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО, а также его утверждение не предусмотрены нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Костромской области и администрации Костромского муниципального района Костромской области.
Считает, что отсутствие утвержденного перечня земельных участков, для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации вышеуказанного закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Статьей 28 п. 4 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований отказа в предоставлении земельных участков. Указанные в данной статье ЗК РФ основания не приведены в письме Администрации Костромского муниципального района от 04 июня 2012 года.
Истец Лукоянова М.Ю. в судебном заседании отказалась от исковых требований в части возложения на администрацию Костромского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении ей в собственность земельного участка *****, о чем написала заявление. Последствия прекращения производства по гражданскому делу в связи с отказом от части исковых требований, предусмотренных ст. 221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Определением от 23 октября 2012 года отказ истца Лукояновой М.Ю. от исковых требований в части возложения на администрацию Костромского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении ей в собственность земельного участка ***** принят судом.
Истец Лукоянова М.Ю. уточненные исковые требования поддержала, просила признать незаконным отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 июня 2012 года исх. № 1003 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка *****, для ведения личного подсобного хозяйства на основании Закона Костромской области от 21.10.2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», обязать с учетом зонирования территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка площадью 1260 кв.м. Она пояснила, что она является супругой в молодой семье, возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, ей ***** лет, родилась ДДММГГГГ, супругу Л.Д. ***** года, родился ДДММГГГГ, на ее иждивении находятся два несовершеннолетних ребенка Л.С., ДДММГГГГ года рождения, Л.В., ДДММГГГГ года рождения. Она имела намерение воспользоваться правом, предоставленным ей Законом Костромской области «О бесплатной предоставлении в собственность отдельным категория граждан земельных участков на территории Костромской области», в связи с чем, обратилась в администрацию Кузьмищенского сельского поселения с просьбой согласовать заявление о предоставлении земельного участка *****, для ведения личного подсобного хозяйства. Данное заявление было согласовано, ей был выдан ситуационный план, акт согласования границ земельного участка, проект границ с указанием вида разрешенного использования. 05 мая 2012 года она обратилась в Администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка на территории Кузьмищенского сельского поселения. 04 июня 2012 года получила отказ в предоставлении данного участка. Считает данный отказ незаконным и необоснованным по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик представитель администрации Костромского муниципального района Смирнова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Лукояновой М.Ю. считала необоснованными, неподлежащими удовлетворению, пояснила, что 15 июля 2011 вступил в силу Закон Костромской области от 11.07.2011 № 91-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области». В частности согласно указанным нормам, была установлена возможность получения в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебного участка). Вместе с тем, определяя правомочия субъекта в части установления случаев бесплатного предоставления земельных участков, статья 28 ЗКРФ не устанавливает возможности изменения порядка предоставления земельных участков для тех или иных целей, за исключением случая предусмотренного абзацем 2 части 2 статьи 28 ЗК РФ.
Абзац второй части 2 статьи 28 ЗК РФ в целом определяя способ предоставления земельного участка разрешает установить порядок такого предоставления законом субъекта РФ для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а не ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта осуществляется в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 30 ЗК РФ. Иного способа предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта федеральным законом не предусмотрено.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Абзац 3 части 3 статьи 3.1 Закона Костромской области от 21.10.2010 № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» противоречит ЗК РФ.
Учитывая, что требования истца Лукояновой М.Ю.о предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта основаны на нормах Закона Костромской области № 672-4-ЗКО противоречащих Земельному кодексу РФ, а статья 34 ЗК РФ к спорным отношениям не применима считает их, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст. 1, п.п.2 и в ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В результате градостроительного зонирования в составе территории муниципального образования выделяются территориальные зоны - участки территории (зоны), в отношении которых в правилах и землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7 ст. ГрК РФ). Для каждой территориальной зоны, выделенной в составе территории населенного пункта, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент, которым определяются виды разрешенного использования объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в границах соответствующей территориальной зоны.
На территории Кузьмищинского сельского поселения правила землепользования и застройки которые, включают в себя сведения о видах разрешенного использования участков соответствующей территориальной зоны, не приняты.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости - вид объекта, кадастровый номер и т.д., а также дополнительные сведения (в отношении земельных участков) о категории и виде разрешенного использования.
В силу п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Со ссылкой на ст. ст.11.2, 11.3 ЗК РФ, п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» считает, что органы местного самоуправления Костромского муниципального района уполномочены на принятие решения о формировании участков для целей их дальнейшего предоставления с определением конкретного вида разрешенного использования таких участков, что и реализовывается посредством утверждения перечней земельных участков возможных к предоставлению «для ведения личного подсобного хозяйства» и «для индивидуального жилищного строительства».
На момент обращения Лукояновой М.Ю. земельный участок, ***** предлагаемого к предоставлению для целей ведения личного подсобного хозяйства, в перечне земельных участков, утвержденных постановлением Главы администрации Костромского муниципального района для целей ведения личного подсобного хозяйства, включен не был. Сведения о спорном земельном участке поступили из Администрации Кузьмищенского сельского поселения только 03 мая 2012 года, 05 мая 2012 года с заявлением о предоставлении спорного земельного участка обратилась Лукоянова М.Ю. В соответствии со ст. 34 п. 1 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Считает, что в данном случае были нарушены принципы публичности и открытости, поскольку иные граждане не имели сведений о данном земельном участке.
Третье лицо представитель администрации Кузмищенского сельского поселения Шапошников Я.А. исковые требования Лукояновой М.Ю. считал обоснованными, пояснил, что в мае 2012 года в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года N 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» Лукоянова М.Ю. обратилась в администрацию поселения с просьбой согласовать заявление на имя главы Костромского муниципального района о предоставлении земельного участка, *****., в собственность бесплатно, как лицо, относящееся к льготной категории граждан. До данного обращения Лукоянова М.Ю. с главой поселения было согласовано месторасположение участка, являющегося свободным от застройки и прав третьих лиц. В целях реализации Закона области администрацией района установлен порядок, в соответствии с которым главы сельских поселений передают в администрацию района сведения о свободных земельных участках, после чего данные участки утверждаются постановлением главы администрации района и вывешиваются на информационном стенде администрации района, а также на сайте администрации района.
Лукояновой М.Ю. земельный участок был согласован в порядке статьи 34 ЗК РФ, а также положения Администрации Костромского муниципального района, разработанного в соответствии с указанной статьей.
После согласования земельного участка, в соответствии с указанными нормами Лукояновой М.Ю. администрацией поселения выдан ситуационный план участка, акт согласования границ, проект границ. После чего Лукоянова М.Ю. обратилась с указанным заявлением в администрацию Костромского муниципального района.
Доступ к информации о свободных земельных участках в поселении является свободным, в виде картографического материала. Более того, сведения о предоставлении гражданам земельных участков в Кузьмищенском сельском поселении были размерены в виде рекламного объявления на центральном телевизионном канале.
В июне 2012 года администрацией Костромского муниципального района Лукояновой М.Ю. в предоставлении земельного участка было отказано с мотивировкой, что испрашиваемый им земельный участок не находится в списке земельных участков, утвержденном постановлением главы района.
Отказ в предоставлении земельного участка не является законным, так как установленный районной администрацией порядок утверждения списка свободных земельных участков не предусмотрен действующим законодательством.
На территории Кузьмищенского сельского поселения правила землепользования и застройки не приняты.
29 июля 2011 года решением Совета депутатов поселения №5-3 утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения.
Генеральным планом предусмотрены функциональные зоны. В текстовой части Генерального плана имеется описательная часть функциональных зон, в том числе перечисляются виды разрешенного использования для данных зон, подлежащих включению в Правила землепользования и застройки поселения. Испрашиваемый Лукояновой М.Ю. земельный участок находится в функциональной зоне - зоне сельскохозяйственного использования. В соответствии с абзацем 76 пункта 3.10.2 в состав зон сельскохозяйственного использования включаются земли, непосредственно используемые для ведения сельского хозяйства и занятые объектами сельскохозяйственного назначения, находящиеся непосредственно на территории поселения.
Проектом генерального плана выделены:
-зоны сельскохозяйственного использования,
-зоны для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Зоны сельскохозяйственного использования - это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства. Территория зоны может использоваться как сельскохозяйственные угодья, под лесополосы, внутрихозяйственные дроги, коммуникации. На их могут находиться леса, многолетние насаждения, болота, замкнутые водоемы, здания, строения, сооружения, необходимые для функционирования сельского хозяйства в том числе сельскохозяйственные предприятия, опытно - производственные хозяйства, научно - образовательные учреждения. Образовательные учреждения высшего профессионального образования, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения для сельскохозяйственного производства, научно - исследовательских и иных целей.
Земельные участки, находящиеся в пределах этих зон, могут предоставляться гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, и выпаса скота), а также несельскохозяйственными т религиозными организациями для ведения сельского хозяйства.
Учитывая, что правила землепользования и застройки в поселении не приняты и фактически не установлены виды разрешенного использования, считает, что виды разрешенного использования, запланированные Генеральным планом, не исключают предоставления земельного участка для личного подсобного хозяйства.
Третье лицо представитель Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, в ходатайстве указали, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Костромского муниципального района осуществляется администрацией Костромского муниципального района. Полномочия Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области не охватывают распоряжение спорным земельным участком.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 11 п. 2 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 21.10.2010 N 672-4-ЗКО в редакции от 29.12.2011 года (далее Закон) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» бесплатное предоставление в собственность земельного участка в целях эксплуатации индивидуального жилого дома осуществляется, если на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано гражданином в установленном законодательством порядке, в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка: является супругом (супругой) в молодой семье либо одним молодым родителем в неполной семье, воспитывающим одного или более детей, проживающим на территории Костромской области, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет.
В силу ст. 3 ч. 1.2 Закона гражданам Российской Федерации, указанным в пунктах 1-11 части 1 настоящей статьи, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные в границах сельских населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка, на момент представления (направления) заявления не имеет в собственности земельного участка, предоставленного для этих целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона Костромской области, предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в рамках реализации данного закона, осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ в редакции от 21 июня 2011 года «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
На основании ч. 3 ст. 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 4 ст. 34 ЗК РФ)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории Костромского Муниципального района установлен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского муниципального района от 06 ноября 2008 года №91, согласно разделу 2 граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и других целей направляют в администрацию Костромского муниципального района заявление, согласованное с главой сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, в котором указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей)
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей)
- кадастровый план территории
- ситуационный план в масштабе 1:10000 или 1:2000
- план земельного участка, с размерами длин сторон и описанием смежных землепользователей.
- акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
Судом установлено, что истец Лукоянова М.Ю., ДДММГГГГ года рождения состоит в браке с Л.Д., ДДММГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ГО № от ДДММГГГГ, копия которого имеется в материалах дела. Лукоянова имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей Л.С., ДДММГГГГ (свидетельство о рождении от ДДММГГГГ I-ГО №), Л.В., ДДММГГГГ (свидетельство о рождении I-ГО №). Таким образом, Лукоянова М.Ю. относится к льготной категории граждан, указанных в ст. (адрес) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», поскольку возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, имеет право на однократное приобретение в собственность земельного участка в соответствии с Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области». Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра пол Костромской области от 25 июля 2012 года Лукоянова М.Ю. и ее супруг Л.Д., дети Л.С., Л.В. не имеют в собственности земельных участков, предоставленных для целей ведения личного подсобного хозяйства.
В мае 2012 года, в соответствии с Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» Лукоянова М.Ю. обратилась в администрацию Кузьмищенского сельского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка, *****, в собственность бесплатно, как лицо, относящееся к льготной категории граждан.
Администрацией Кузьмищенского сельского поселения Лукояновой М.Ю. был согласован испрашиваемый земельный участок. После согласования земельного участка Лукояновой М.Ю. администрацией поселения выдан ситуационный план участка от 04 мая 2012 года, акт согласования границ от 04 мая 2012 года, а также проект границ, утвержденный главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Шапошниковым Я.А. 04 мая 2012 года, в котором указано проект границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Лукояновой М.Ю., расположенный по адресу: *****
Из заявления Лукояновой М.Ю. от 05 мая 2012 года, адресованного в администрацию Костромского муниципального района, следует, что Лукоянова со ссылкой на ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории (адрес)» просит предоставить в собственность бесплатно земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства *****
Письмом от 04 июня 2012 года исх. № 1003 администрация Костромского муниципального района Костромской области отказала Лукояновой М.Ю. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, утвержденном постановлением администрации Костромского муниципального района.
Администрация Кузьимщенского сельского поселения 03 мая 2012 года направила в адрес Администрации Костромского муниципального района информацию о свободных земельных участках на территории Кузьмищенского сельского поселения, в данном перечне указан земельный участок *****
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент обращения Лукояновой М.Ю. в администрацию Костромского муниципального района у ответчика имелись сведения о спорном земельном участке.
Довод ответчика представителя администрации Костромского муниципального района Смирновой Е.Н. о том, что ст. 3.1 ч. 3 абз. 3 Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», согласно которой земельные участки в случае, указанном в части 1.2 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" не соответствует Земельному кодексу РФ, имеющему большую юридическую силу, суд считает несостоятельным, поскольку Закон Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Указанный выше порядок управления и распоряжения земельными участками на территории Костромского муниципального района установлен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского муниципального района от 06 ноября 2008 года № 91.
Утверждение ответчика представителя Администрации Костромского муниципального района о том, что предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта осуществляется в порядке предусмотренном частью 4 статьи 30 ЗК РФ, т.е. без предварительного согласования места размещения объекта. В соответствии с указанной нормой предоставление земельного участка в собственность осуществляется посредством проведения торгов, а передача земельного участка в аренду допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, в случае если имеется только одна заявка, суд находит несостоятельным.
В силу ст. 28 ч. 2 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 76 ч. 2 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статья 1 Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Костромской области, муниципальной собственности, земельных участков, расположенных на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена, а также регулирует отношения, связанные с предоставлением таких земельных участков.
Довод представителя ответчика Администрации Костромского муниципального района Смирновой Е.Н. о необходимости утверждения главой Администрации муниципального образования перечня земельных участков для предоставления льготным категориям граждан в соответствии с Законом Костромской области № 672-4, суд находит не состоятельным, поскольку требований об утверждении перечня свободных земельный участков органом местного самоуправления не содержится ни в Земельном кодексе РФ, ни в Законе Костромской области от 21 октября 2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области»; ни в Положении о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского муниципального района от 06 ноября 2008 года №91. На гражданина, обратившегося с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка возложена обязанность указать цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
Лукоянова М.Ю. зарегистрирована по адресу (адрес), не имеет регистрации в Кузьмищенском сельском поселении. В соответствии со ст. 3 ч. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, при наличии свободных земельных участков. Из пояснений третьего лица представителя администрации Кузьмищенского сельского поселения Шапошникова Я.А. следует, что спорный земельный участок, в отношении которого Лукоянова подавала заявление в администрацию, являлся свободным, заявлений о предоставлении спорного земельного участка от жителей Кузьмищенского сельского поселения не поступало, что ответчиком не оспаривается.
Утверждение ответчика представителя Администрации Костромского муниципального района о том, что только органы местного самоуправления Костромского муниципального района уполномочены на принятие решении о формировании участков для целей их дальнейшего предоставления с определением вида разрешенного использования, суд находит несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления видов разрешенного использования земельного участка предусмотрен главой 4 ГрК РФ.
В ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ указано, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В силу ч. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со ст. 30 Град. К РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Град. К РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
При этом в законе приведен исчерпывающий перечень полномочий органа местного самоуправления муниципального района, и в числе его полномочий отсутствует право установления порядка землепользования на территории муниципальных образований, входящих в состав муниципального района.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения поселения (ст. 14) и муниципального района (ст. 15). Так, к вопросам местного значения поселения, относится в частности: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п. 20 ст. 14).
К вопросам местного значения муниципального района, относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (п. 15 ст. 15).
Таким образом, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения исключительно муниципальных образований поселений.
При этом, в ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в числе вопросов местного значения муниципального района отсутствуют указанные в пункте 20 ст. 14 вопросы градостроительной деятельности на территории муниципальных образований, входящих в состав муниципального района.
В статье 18 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" прямо указано, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В п. 4 ст. 15 указанного Закона определен порядок передачи вопросов местного значения от поселения к району и от района к поселению. Данный порядок регламентирует необходимость заключения соглашения и определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. При этом, законодательством не предусмотрено, что муниципальный район, в одностороннем порядке, путем принятия правового акта может вопросы местного значения отнести к ведению района.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что определения вида разрешенного использования относится к компетенции муниципального образования сельского поселения, а не к компетенции органа местного самоуправления муниципального района.
Из пояснений третьего лица представителя администрации Кузьмищенского сельского поселения Шаполшникова Я.А. следует, что земельный участок, о предоставлении которого просит истец, ранее входил в границы более крупного земельного участка, который использовался гражданами для выращивания овощных культур, но был не закреплен за ними, использования данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства - это исторически сложившееся пользование землей.
Согласно представленным материалам инвентаризации населенного пункта Кузьмищи администрации Костромского района, выполненных в 1994 году, спорный земельный участок находился в границах земельного участка, был отнесен к землям сельхозиспользования, не закрепленные за гражданами.
Решением Совета депутатов поселения №5-3 от 29 июля 2011 года утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения.
Генеральный план предусмотрены функциональные зоны. В описании обоснований проекта генерального плана Кузьмищенского сельского поселения имеется описательная часть функциональных зон, в том числе перечисляются виды разрешенного использования для данных зон, подлежащих включению в правил землепользования и застройки поселения.
Испрашиваемый истцом Лукояновой М.Ю. земельный участок находится в функциональной зоне - зоне сельскохозяйственного использования.
В соответствии с абзацем 76 пункта 3.10.2 в состав зон сельскохозяйственного использования включаются земли, непосредственно используемые для ведения сельского хозяйства и занятые объектами сельскохозяйственного назначения, находящиеся непосредственно на территории поселения. Земли этих зон обычно является резервом для расширения поселений и используются для целей сельского хозяйства до момента их изъятия под застройку или иных необходимых для развития поселения нужд. Проектом генерального плана выделены:
-зоны сельскохозяйственного использования,
-зоны для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Зоны сельскохозяйственного использования - это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства. Территория зоны может использоваться как сельскохозяйственные угодья, под лесополосы, внутрихозяйственные дроги, коммуникации. На их могут находиться леса, многолетние насаждения, болота, замкнутые водоемы, здания, строения, сооружения, необходимые для функционирования сельского хозяйства, в том числе сельскохозяйственные предприятия, опытно - производственные хозяйства, научно - образовательные учреждения. Образовательные учреждения высшего профессионального образования, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения для сельскохозяйственного производства, научно - исследовательских и иных целей.
Земельные участки, находящиеся в пределах этих зон, могут предоставляться гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, и выпаса скота), а также несельскохозяйственными т религиозными организациями для ведения сельского хозяйства.
Представителем третьего лица Администрацией Кузьмищенского сельского поселения представлена Карта (схема) современного использования территории муниципального образования в составе генерального плана Кузьмищенского сельского поселения. Согласно карте (схеме) в границах населенного пункта д. Кузьмищи Костромского муниципального района обозначена территория «сельскохозяйственное использовангие», в границах которого истец Лукоянова М.Ю. просит предоставить ей спорный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
На территории Кузьмищенского сельского поселения правила землепользования и застройки не приняты.
Таким образом, учитывая, что правила землепользования и застройки в Кузьмищенском сельском поселении не приняты, не установлены виды разрешенного использования, виды разрешенного использования запланированные Генеральным планом не исключают предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Истцу Лукояновой М.Ю. отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка *****, для ведения личного подсобного хозяйства в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства. Однако указанное основание не содержится в ст. 28 ЗК РФ, в Законе Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», а также Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского Муниципального района от 06.11.2008 года № 91.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Лукояновой М.Ю.. о признании незаконным отказа администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 июня 2012 года в предоставлении Лукояновой М.Ю. в собственность бесплатно земельного участка *****, для ведения личного подсобного хозяйства; об обязании администрации Костромского муниципального района Костромской области утвердить и выдать Лукояновой М.Ю. схему расположения земельного участка ***** на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лукояновой М.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 июня 2012 года в предоставлении Лукояновой М.Ю. в собственность бесплатно земельного участка *****, для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области утвердить и выдать Лукояновой М.Ю. схему расположения земельного участка ***** на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Соболева М.Ю.