Решение по делу № 33-4746/2020 от 06.02.2020

Судья Ибрагимова Э.Ф.         УИД 16RS0031-01-2019-001370-08

                                                                             Дело № 2-1332/2019

                                                                             № 33-4746/2020

                                          Учет № 127г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2020 года                                              город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Нурмиева М.М.,

судей Абдуллиной Г.А., Калимуллина Р.Я.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатыховой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиАбдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Беспаловой Е.А. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 декабря 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Беспаловой Е.А. к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района о признании права собственности на жилой дом, отказать в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Беспаловой Е.А. – Садыкова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Беспалова Е.А. обратилась в Тукаевский районный суд Республики Татарстан с иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование требований указано, что 30 декабря 2015 года между Беспаловой Е.А. и исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан заключен на новый срок договор аренды земельного участка с кадастровым номером ...., общей площадью 1457 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Согласно условиям указанного договора аренды, земельный участок предоставлен истцу для завершения строительства жилого дома, сроком на три года с 30 декабря 2015 года по 30 декабря 2018 года.

18 мая 2015 года Беспалова Е.А. получила разрешение на строительство №RU16539000-22/254 индивидуального жилого дома на указанном земельном участке сроком действия до 18 мая 2025 года.

На указанном земельном участке в 2012 году было начато строительство жилого дома, далее жилая постройка была зарегистрирована как объект незавершенного строительства с кадастровым .....

В 2018 году Беспалова Е.А. завершила строительство жилого дома и в октябре 2018 года предоставила в БТИ документы для оформления технического паспорта на жилой дом для постановки его в дальнейшем на кадастровый учет. Технический паспорт БТИ был изготовлен 7 ноября 2018 года, однако выдан истцу гораздо позже. Также истцом был подготовлен технический план здания. В последствии распоряжением №38 от 31 октября 2018 года жилому дому был присвоен адрес: <адрес>

После чего с техническим паспортом и необходимыми документами Беспалова Е.А. обратилась через МФЦ к ответчику с уведомлением об окончании строительства для регистрации жилого дома, что подтверждается распиской в получении документов.

16 января 2019 года истцом получено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности на том основании, что отсутствует действующий договор аренды земельного участка.

В дальнейшем она обращалась в ПИиЗО Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о продлении договора аренды, на что был получен отказ от 4 марта 2019 года №166/1.

После чего Беспалова Е.А. обращалась в ПИиЗО Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, на что ей также был получен отказ от 29 мая 2019 года №592/1.

На основании изложенного Беспалова Е.А. просила суд признать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>.

В заседании суда первой инстанции представитель Беспаловой Е.А. - Фролочкина А.В. исковые требования поддержала.

Представитель исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Бузина Н.К. исковые требования не признала пояснив, что срок договора аренды истек, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении исковых требований, постановил решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Беспалова Е.А. просит отменить решение суда, удовлетворив ее требования в полном объеме.

При этом указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы истца о том, что договор аренды земельного участка фактически продолжает действовать, поскольку ответчиком в адрес истца уведомление или соглашение о расторжении договора не направлено, земельный участок ответчику не передан, также арендатором оплачены арендные платежи до 2019 года. Кроме того, апеллянт, выражая несогласие с выводами суда о прекращении срока действия договора на дату подачи Беспаловой Е.А. уведомления об окончании строительства указывает, что они противоречат материалам дела и представленным истцом доказательствам. Апеллянт также указывает, что жилом дом не имеет признаков самовольной постройки и возведен в соответствии с разрешительной документацией.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к следующему.

Согласно пунктам 2 - 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В пункте 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены к объектам недвижимого имущества

В силу требований статей 131, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и возникает этот право на вновь создаваемое недвижимое имущество именно с момента такой регистрации.

Судом первой инстанции установлено, что Беспаловой Е.А. на основании договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства для завершения строительства этого объекта был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ...., категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>

Согласно пункту 6.1. указанного договора, срок аренды установлен с 30 декабря 2015 года по 30 декабря 2018 года.

18 мая 2015 года Беспаловой Е.А. выдано разрешение на строительство №RU16539000-22/254, срок действия разрешения установлен до 18 мая 2025 года.

На момент заключения указанного договора, на спорном земельном участке был расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 16:39:121401:112, степень готовности 10%, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 3 декабря 2015 года.

Согласно техническому паспорту от 7 ноября 2018 года, изготовленному Тукаевским подразделением Набережночелнинского филиала АО «БТИ Республики Татарстан», дом расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 104,8 квадратных метров, год постройки 2018.

28 декабря 2018 года подготовлен технический план на спорный объект.

Распоряжением Шильнебашского сельского поселения Тукаевского района Республики Татарстан № 38 от 31 октября 2018 года жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером ...., присвоен адрес: <адрес>

9 января 2019 года Беспалова Е.А. обратилась в исполнительный комитет Тукаевского района Республики Татарстан с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

16 января 2019 года исполнительный комитет Тукаевского района Республики Татарстан выдал Беспаловой Е.А. уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности на том основании, что отсутствует действующий договор аренды земельного участка.

Ответами №166/1 от 4 марта 2019 года, №592/1 от 29 мая 2019 года палата имущественных и земельных отношений Тукаевского района Республики Татарстан отказала Беспаловой Е.А. в заключении нового договора аренды.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований о признании права собственности на жилой дом, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Беспаловой Е.А. прав на земельный участок.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Из анализа указанных норм следует, что одним из обязательных оснований для признания постройки самовольной является предоставление земельного участка застройщику для осуществления на нём строительства данного объекта.

Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, выделен Беспаловой Е.А. для строительства индивидуального жилого дома, истицей в установленном законом порядке получено разрешение на строительство жилого дома от 18 мая 2015 года, оснований для признания спорного объекта недвижимости самовольной постройкой у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, как следует из материалов дела, сторонами не оспаривается, что Беспалова Е.А. выполняла все обязательств по договору, использовала земельный участок по целевому назначению, своевременно вносила арендную плату, которая ответчиком принималась.

В соответствии со статьей 51, частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации истец до начала строительства направляла ответчику уведомление о строительстве жилого дома и по окончании строительства направила ответчику уведомление об окончании строительства жилого дома. И все эти действия истица выполнила в пределах срока договор аренды.

В силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

По смыслу гражданского, земельного и градостроительного законодательства право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности следующих юридических фактов: для строительства объекта в установленном порядке должен быть отведен земельный участок; получено разрешение на строительство (за исключением случаев, когда такое разрешение не требуется); при создании объекта соблюдены градостроительные, строительные, санитарные, противопожарные и природоохранные нормы; созданный объект не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан.

С целью установления факта соответствия возведенного Беспаловой Е.А. жилого дома требованиям градостроительных, строительных норм и правил и возможности эксплуатации без угрозы жизни и здоровью граждан судом апелляционной инстанции истцу было предложено представить экспертное заключение относительно качества построенного объекта недвижимости, а именно не нарушает ли он права и законные интересы граждан и не угрожает ли он жизни и здоровью.

Как следует из заключения эксперта ООО «Земельное Бюро» жилой дом, площадью 104,8 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, отвечает требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм. Сохранение жилого дома, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает и угрозу жизни и здоровью граждан не создает.

Поскольку заключение эксперта не вызывает сомнений в его обоснованности, не содержит неясностей и противоречий, оно принято судом апелляционной инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу.

Каких-либо замечаний и возражений относительно заключения эксперта ответчиком заявлено не было.

Таким образом, нарушение истцом сроков направления уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, которые нарушены истцом по независящим от него обстоятельствам, а именно изготовление технического плана жилого дома, необходимого для подачи уведомления, АО «БТИ Республики Татарстан» 28 декабря 2018 года, то есть до истечения срока договора аренды земельного участка (30 декабря 2018 года) и выданного Беспаловой Е.А., лишь 9 января 2019 года, после получения которого истец в это же день направил соответствующее уведомление об окончании строительства ответчику, не может служить основанием для отказа в признании права собственности на жилой дом, возведенный истицей в установленном законом порядке.

Таким образом, с учётом приведённых норм закона и установленных обстоятельств, судебная коллегия, исходя из того, что земельный участок был предоставлен Беспаловой Е.А. в аренду для строительства на нём жилого дома, возведенный жилой дом соответствуют требованиям градостроительных и строительных норм и правил и не нарушают права и законные интересы других лиц, не создают угрозу их жизни и здоровью, приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решение об удовлетворении заявленных Беспаловой Е.А. исковых требований.

Руководствуясь статьей 199, частью 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 декабря 2019 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.

Иск Беспаловой Е.А. к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства удовлетворить.

Признать за Беспаловой Е.А. право собственности на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ...., по адресу: <адрес>.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-4746/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Другие
Беспалова Е.А.
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Абдуллина Г. А.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
06.02.2020[Гр.] Передача дела судье
10.02.2020[Гр.] Судебное заседание
12.03.2020[Гр.] Судебное заседание
06.04.2020[Гр.] Судебное заседание
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее