Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-407/2022 ~ М-18/2022 от 10.01.2022

УИД 63RS0042-01-2022-000024-08

Дело № 2-405/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 20 июня 2022 года

Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего Маркеловой М.О.,

с участием прокурора Потаповой Е.М.,

при секретаре Высотиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-407/2022 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Смородской ЯВ об изъятии недвижимого имущества путем выкупа и встречному исковому заявлению Смородской Яны Владимировны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском, в котором просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа у Смородской Я.В. за 2 267 182 рубля, прекратить право собственности Смородской Я.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации Смородской Я.В. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием городской округ Самара. В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара № 2223 от 25.06.2015, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы городского округа Самара от 16.03.2021 № 137 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. Ответчик Смородская Я.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 28.01.2021. Уведомлением от 15.07.2021 ответчику направлен проект соглашения для ознакомления. Однако ответчик до настоящего времени своего соглашения на заключение соглашения не выразил. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, общей площадью 49,6 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адрес: <адрес>, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 2 267 182 рубля.

В ходе рассмотрения дела, в судебном заседании от ответчика Смородской Я.В., в лице представителя по доверенности Сидорова П.Н., поступило встречное исковое заявление, в котором она просит обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в течение тридцати календарных дней после вступления решения суда в законную силу предоставить ей равноценное жилое помещение, площадью не менее 32,6 кв.м, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодного для проживания в черте городского округа Самара.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Департамента управления имуществом городского округа Самара – Сергеева О.Н., действующая на основании доверенности, первоначальные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Возражала против удовлетворения встречных исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску Смородской Я.В. – Новиков А.О., действующий на основании доверенности, относительно удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара возражал. Встречные исковые требования поддержал, просил встречный иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель третьего лица – Администрации городского округа Самара не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска Департамента управления имуществом городского округа Самара отказать и удовлетворить встречные исковые требования Смородской Я.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Первого заместителя главы Администрации городского округа № 2223 от 25.06.2015, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 5 т. 1).

Постановлением правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в программу по переселению граждан из аварийного жилья.

Постановлением главы городского округа Самара от 16.03.2021 № 137 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: г<адрес> и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения правообладателей, в том числе жилое помещение – <адрес>, общей площадью 29,6 кв.м, кадастровый (л.д. 12-13 т. 1).

Установлено, что собственником жилого помещения – <адрес>, площадью 32,6 кв.м, по адресу: <адрес>, является Смородская Я.В., что подтверждается договором дарения от 28.01.2021 (л.д. 16-18 т. 1), выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2021-154558516 от 22.11.2021 (л.д. 19-20 т. 1).

В адрес Смородской Я.В. Департаментом управления имуществом городского округа Самара направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд (л.д. 21, 22-23, 24, 25 т. 1).

Однако ответчик по первоначальному иску согласия на заключение соглашения не выразила.

Определением суда от 25.03.2022 по ходатайству представителя ответчика Сидорова П.Н., действующего на основании доверенности, по гражданскому делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Группа определения стоимости» (л.д. 115-117 т. 1).

Согласно заключению эксперта ООО «Группа определения стоимости» № 11671 от 28.04.2022, рыночная стоимость жилого помещения, принадлежащего Смородской Я.В., расположенного по адресу: <адрес>, на момент проведения экспертизы составляет 2 228 100 рублей. Рыночная стоимость доли земельного участка, приходящегося на жилое помещение, принадлежащее Смородской Я.В., расположенное по адресу: <адрес> на момент проведения экспертизы составляет 88 800 рублей. Размер убытков причиненных собственнику в связи с изъятием объекта недвижимости составляет 134 000 рублей. Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт до приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на момент проведения экспертизы как самостоятельная величина – не определяется. Величина компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома учтена в расчете рыночной стоимости жилого помещения путем исключения поправки на аварийность/ветхость исследуемого жилого дома (л.д. 123-132 т. 1).

В данном споре экспертная организация является независимой. В определении Куйбышевского районного суда г. Самара от 25.03.2022 эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется, поскольку выводы логичны и последовательны.

В судебном заседании результаты судебной экспертизы сторонами не оспаривались.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее Смородской Я.В. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик имеет право выбора способа реализации своих жилищных прав.

Во встречных требованиях, ответчик просит о предоставлении им жилого помещения.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара о выкупе у Смородской Я.В. спорного жилого помещения не имеется, в связи с чем, на Департамент управления имуществом городского округа Самара необходимо возложить обязанность предоставить истцу по встречному иску благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд.

Между тем суд не усматривает правовых оснований для возложения обязанности на Департамент управления имуществом городского округа Самара по предоставлению благоустроенного жилого помещения в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку установление такого срока нецелесообразно ввиду неисполнимости. Фактически возложение такой обязанности на ответчика по встречному иску не будет способствовать скорейшему предоставлению благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара оставить без удовлетворения.

Встречное исковое заявление Смородской ЯВ удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить в собственность Смородской ЯВ равнозначное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 32,6 кв.м, в границах городского округа Самара, взамен жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> подлежащего сносу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самара.

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022.

Судья М.О. Маркелова

2-407/2022 ~ М-18/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Куйбышевского района
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Смородская Я.В.
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Маркелова М. О.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
10.01.2022Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
31.05.2022Производство по делу возобновлено
07.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2022Дело оформлено
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее