Дело № 2-409/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мишариной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
31 октября 2012 года гражданское дело по заявлению государственного казенного учреждения Республики Коми «Прилузское лесничество» о признании решения Прилузского районного Совета народных депутатов от 19 сентября 1991 года № 9/365 в части изъятия земель государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз» незаконным и его отмене,
установил:
ГКУ РК «Прилузское лесничество» обратилась в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с заявлением о признании решения Прилузского районного Совета народных депутатов от 19 сентября 1991 года № 9/365 в части изъятия земель государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз», а именно: «Матяшское лесничество» (п. Ваймес) – 212,21га; «Ношульское лесничество» (п. Бельвож) – 111 га; «Матяшское лесничество» (п. Велдорья) – 85,64га; незаконным и его отмене.
В обоснование заявления указано, что 19.09.1991г. Прилузским районным Советом народных депутатов вынесено решение № 9/356 об изъятии у землепользователей Прилузского района РК 1131,63га земель и передаче их в состав земель населенных пунктов Ваймесского сельсовета. В числе изъятых земель имелись земли государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз», а именно: «Матяшское лесничество» (п. Ваймес) – 212,21га; «Ношульское лесничество» (п. Бельвож) – 111 га; «Матяшское лесничество» (п. Велдорья) – 85,64га. Данные земельные участки до настоящего времени не поставлены на государственный кадастровый учет. По мнению заявителя, с учетом ст.ст. 24-25 Земельного кодекса РСФСР (в ред., действующей на момент возникновения спорных отношений), земли государственного лесного фонда изъяты без законных оснований. Более того, изъятие земель государственного лесного фонда не является предметом ведения органа местного самоуправления.
Определением суда от 01 октября 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования сельское поселение «Ваймес».
Определением суда от 29 октября 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет муниципального образования муниципальный район «Прилузский».
В период производства по делу заявленные требования представителем заявителя уточнены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Просит суд признать решение Прилузского районного Совета народных депутатов от 19 сентября 1991 года № 9/365 «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение сельского Совета» в части изъятия и передачи земель государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз», а именно: лесов I группы – 127,55га (расположены в 48кв. Матяшского лесничества п. Ваймес) и 63,82га (расположены в 59 кв. Матяшского лесничества п. Велдорья), а также лесов III группы – 63,30 га (расположены в 68, 69кв. Ношульского лесничества п. Бедьвож) незаконным и его отмене в данной части.
В настоящем судебном заседании на удовлетворении уточненных требований представитель заявителя настаивает.
Представители заинтересованного лица, АМО МР «Прилузский» заявленные требования поддержали, по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица, Совета МО МР «Прилузский» в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще; направлено заявление о рассмотрении дела без их участия, в котором разрешение заявленных требований оставлено на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица, АМО СП «Ваймес», в суде не присутствует, просив о разбирательстве дела в его отсутствие. В предварительном судебном заседании требования заявителя поддержала.
Представитель заинтересованного лица, Комитета лесов РК, в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще; об уважительности причин неявки суд не уведомил; какой-либо позиции по спору также не высказано.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Как установлено в ходе судебного заседания, 31 июля 1991 года Ваймесским сельским Советом народных депутатов принято решение об обращении в Прилузский районный Совет народных депутатов с просьбой:
- утвердить черту населенных пунктов Ваймесского сельского Совета, с общей площадью земель внутри черты – 468,09га, согласно приложению № 1;
- изъять от землепользователей Прилузского района 1131,63га земель и передать в состав земель населенных пунктов Ваймесского сельсовета согласно приложению № 2;
- передать 1238,75га земель в ведение Ваймесского сельского Совета народных депутатов.
К данному решению прилагались материалы о передаче земель в ведение сельского Совета.
Согласно приложения № 2 к вышеуказанному решению, в состав земель, подлежащих изъятию и передаче в ведение Ваймесского сельского Совета включены также земли государственного лесного фонда, в т.ч. п. Ваймес – лесов 1 группы 127,55 га (Матяшское лесничество); п. Бедьвож – лесов 3 группы 63,30га (Ношульский леспромхоз); п. Велдорья – лесов 1 группы 63,82га (Матяшское лесничество).
Как следует из протокола совещания районной земельной комиссии по земельной реформе от 31.07.1991г., по результатам рассмотрения материалов по передаче земель от землепользователей Прилузского района в ведение Ваймесского сельского Совета принято решение об одобрении представленных материалов по передаче земель, материалы направлены на рассмотрение в Прилузский районный Совет народных депутатов.
Решением Прилузского районного Совета народных депутатов от 19.09.1991г. утверждена черта населенных пунктов Ваймесского сельского Совета, с общей площадью земель внутри черты – 468,09га, согласно приложению № 1; изъяты от землепользователей Прилузского района и переданы в состав земель населенных пунктов Ваймесского сельсовета 1131,63га земель согласно приложению № 2; переданы в ведение Ваймесского сельского Совета народных депутатов 1238,75га земель согласно приложению № 2.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума от 10.02.2009г. № 2 (в ред. от 09.02.2012г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (пункт 25 Постановления).
При таких обстоятельствах, оценивая правовые позиции лиц, участвующих в деле, суд руководствуется следующим.
Конституция СССР 1977 г., закрепив стагнирующее состояние общества, государства и его важнейших институтов, определила местные Советы как звенья единой системы органов государственной власти, решающих и вопросы местного значения, и участвующих в реализации общегосударственных задач. Советы представляли собой единую систему представительных органов государственной власти, в которой главным образующим фактором стало руководство вышестоящих органов власти нижестоящими.
Статьей 145 Конституции было установлено, что местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Согласно статьи 147 Конституции, в пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально - культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Конституция определяет, что местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Работу краевых, областных, автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов (ст. 148 - 149).
В силу статьи 1 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1), задачами земельного законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций
Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР (статья 94).
На основании ст. 4 Лесного кодекса, все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В то же время, в силу статьи 1 Закона РСФСР от 29.07.1971 "О районном Совете народных депутатов РСФСР" районный Совет народных депутатов как орган государственной власти в районе решает все вопросы районного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов окружного, областного, краевого, республиканского и общесоюзного значения, вносит по ним свои предложения.
В области землепользования, водопользования, лесного хозяйства, использования недр и охраны природы районный Совет народных депутатов, в том числе,: осуществляет государственный контроль за использованием всех земель на территории района; предоставляет и изымает земельные участки и разрешает земельные споры в случаях и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и РСФСР; дает заключения о предоставлении и изъятии земельных участков, производимых вышестоящими органами; в пределах и в порядке, установленных законодательством, осуществляет государственное управление и государственный контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории района: контролирует соблюдение всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством; обеспечивает проведение на территории района мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов и животного мира; осуществляет контроль за соблюдением установленных правил охоты и рыбной ловли (статья 16).
Статья 41 указанного закона предусматривает, что исполнительным и распорядительным органом районного Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет Исполнительный комитет районного Совета народных депутатов руководит государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством на территории Совета на основе решений избравшего его Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления. Исполнительный комитет районного Совета вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, которые в соответствии со статьей 37 настоящего Закона должны решаться только на сессиях Совета (ст. 44 Закона).
При этом, как следует из ст. 10 Лесного кодекса РСФСР, к ведению исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов по государственному управлению в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов подлежат: участие в планировании развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса; обеспечение в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР проведения мероприятий по охране и защите лесов и борьбе с лесными пожарами, а также решение других вопросов в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, отнесенных к их компетенции законодательством Союза ССР и РСФСР.
Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов осуществляют права и обязанности по государственному управлению в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в пределах их компетенции, определяемой законодательством Союза ССР и РСФСР.
В силу ст. 28 Лесного кодекса РСФСР, в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.
При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы (ст. 33).
Согласно ст. 34 Кодекса (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных отношений), в зависимости от группы лесов устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных или общественных нужд. В лесах первой и второй групп и в горных лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.
На основании ст. 35 ЛК РФ, отнесение лесов к группам и категориям защитности, включая определение ширины запретных и защитных полос, и отнесение участков леса на крутых горных склонах к защитным, перевод лесов из одной группы в другую, а также выделение особо защитных участков леса производятся исходя из народнохозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и экономического обоснования в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение лесов к категориям защитности в связи со строительством крупных народнохозяйственных объектов осуществляются до начала строительства объекта.
В соответствии с законодательством Союза ССР отнесение лесов к соответствующим группам и перевод их из одной группы в другую производятся Советом Министров РСФСР по согласованию с Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству (ст. 36).
При этом, как было предусмотрено ст. 37 ЛК РСФСР, перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится: в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР; в лесах второй и третьей групп - в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со ст. 48 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" (вместе с Основами законодательства), государственный учет лесов и государственный лесной кадастр ведутся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства.
Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия, в т.ч., определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, организации и учреждения (ст. 49 Закона).
Постановлением Совмина СССР от 08.01.1982 N 17 "О государственном учете лесов, ведении государственного лесного кадастра и отраслевого учета состояния и использования земель государственного лесного фонда" установлено, что государственный комитет СССР по лесному хозяйству, в т.ч. ведет государственный учет лесов и государственный лесной кадастр по всему единому государственному лесному фонду.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, решение Прилузского районного Совета народных депутатов от 19 сентября 1991 года № 9/365 «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение сельского Совета» в части изъятия и передачи земель государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз», а именно: лесов I группы – 127,55га (расположены в 48кв. Матяшского лесничества п. Ваймес) и 63,82га (расположены в 59 кв. Матяшского лесничества п. Велдорья), а также лесов III группы – 63,30 га (расположены в 68, 69кв. Ношульского лесничества п. Бедьвож) было принято за пределами полномочий, предусмотренных действовавшим законодательством.
Более того, содержание оспариваемого заявителем решения, не соответствует требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения, поскольку в силу ст. 25 Земельного кодекса РСФСР, изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в статье 24 настоящего Кодекса, к каковым данный случай передачи земель в ведение сельского Совета не относится.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Прилузского районного Совета народных депутатов от 19 сентября 1991 года № 9/365 «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение сельского Совета» в части изъятия и передачи земель государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз», а именно: лесов I группы – 127,55га (расположены в 48кв. Матяшского лесничества п. Ваймес) и 63,82га (расположены в 59 кв. Матяшского лесничества п. Велдорья), а также лесов III группы – 63,30 га (расположены в 68, 69кв. Ношульского лесничества п. Бедьвож) принято без законных оснований, в связи с чем подлежит в данной части отмене.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, руководствуясь ст.ст.194-197, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление государственного казенного учреждения Республики Коми «Прилузское лесничество» о признании решения Прилузского районного Совета народных депутатов от 19 сентября 1991 года № 9/365 в части изъятия земель государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз» незаконным и его отмене – удовлетворить.
Признать противоречащим закону и отменить решение Прилузского районного Совета народных депутатов от 19 сентября 1991 года № 9/365 «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение сельского Совета» в части изъятия и передачи земель государственного лесного фонда ФГУ «Прилузский лесхоз», а именно: лесов I группы – 127,55га (расположены в 48 кв. Матяшского лесничества п. Ваймес) и 63,82га (расположены в 59 кв. Матяшского лесничества п. Велдорья), а также лесов III группы – 63,30 га (расположены в 68, 69 кв. Ношульского лесничества п. Бедьвож) в ведение Ваймесского сельского Совета народных депутатов Прилузского района Коми АССР.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий