Дело № 12-204/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Добрянка 30 октября 2017 года
Судья Добрянского районного суда Пермского края Абдулина Е.Б.
при секретаре Мироновой Ю.В.
с участием защитника Мокеевой В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Департамента лесообеспечения Общества с ограниченной ответственностью «Уралбумага» Попова И.Г. на постановление и.о. начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Елохова Е.В. от 14.09.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента лесообеспечения Общества с ограниченной ответственностью «Уралбумага» Попова И.Г.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Елохова Е.В. № 02-05/61-17 от 14.09.2017 руководитель департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попов И.Г. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Руководитель департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попов И.Г. обратился в суд с жалобой, указав, что ранее уже был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение на основании постановления № 02-05/62-17 от 14.09.2017 года, в силу ч.5 ст.4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение; по фактическим обстоятельствам дела Попов И.Г. совершил одно и то же правонарушение, акты осмотра лесосеки составлены в один и тот же день, привлечение Попова И.Г. к административной ответственности по разным выделам одного и того же квартала означает формальный подход к вопросу о привлечении к административной ответственности. Считает, что правонарушение является малозначительным, общий объем не вывезенной древесины небольшой, нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества, государства, не привело к посягательству на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность.
Просит постановление и.о. начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Елохова Е.В., вынесенное в отношении руководителя департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г. по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Руководитель департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попов И.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник должностного лица Попова И.Г. Мокеева В.О., действующая на основании доверенности № 114 от 27.07.2017, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Попов И.Г. не был извещен надлежащим образом, поскольку корреспонденция направлялась в адрес ООО «Уралбумага», а не по месту жительства Попова И.Г.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представили отзыв на жалобу, в котором указали, что с доводами жалобы не согласны, в соответствии с договором аренды лесных участков на руководителя департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» возложена обязанность осуществлять контроль над исполнением функционала департамента по вопросам проведения комплекса лесозаготовительных работ, координировать работу с подрядчиками, организовывать и планировать проверки соблюдения лесного и природоохранного законодательства при проведении подрядчиками лесохозяйственных и лесозаготовительных работ. Личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности. Высокая степень общественной опасности правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования обусловлена тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал.
Выслушав защитника должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 3 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) лесные отношения регулирует лесное законодательство, которое состоит из ЛК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
По правилам ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
Согласно подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды от 13.09.2016 № 474 при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Из материалов дела следует, что 19.01.2011 агентство по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО «Уралбумага» (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду лесные участки общей площадью 497616,4566 га, распложенные в Пермском крае Добрянском муниципальном районе Добрянского лесничества.
В соответствии п. 13.1 договора аренды лесного участка от 19.01.2011 № 559, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО «Уралбумага» (арендатор), последний обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором.
В период с 06.12.2014 по 05.12.2015, согласно лесной декларации от 05.12.2014 и письма Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 04.12.2015 об изменении сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины до 04.12.2016, ООО «Уралбумага» осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок на делянке 2 в выделе 1 квартала 62 Голубятского (Кухтымского) участкового лесничества ГКУ «Добрянское лесничество». После окончания работ по заготовке древесины, проведено освидетельствование мест рубок.
Как следует из акта осмотра мест лесосеки № 103 от 22.05.2017, составленного лесничим Голубятского (Кухтымского) участкового лесничества в присутствии представителя ООО «Уралбумага», на делянке 1 в выделе 2 квартала 62 Голубятского (Кухтымского) участкового лесничества арендатором не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 2,12 га., а также оставлена не вывезенная в установленный срок древесина по погрузочной площадке породы «ель» и «береза» общим объемом 65 м3.
В соответствии с Приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 01.03.2017 Попов И.Г. с 01.03.2017 принят на работу в ООО «Уралбумага» на должность руководителя департамента лесообеспечения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.4 Должностной инструкции руководителя департамента лесообеспечения, утвержденной 10.04.2014 руководитель департамента лесообеспечения руководствуется действующим законодательством РФ.
Как следует из пункта 2.1 Должностной инструкции, основной задачей руководителя является организация работы департамента лесообеспечения, для выполнения которой он обязан в том числе (п. 2.2.1 Должностной инструкции) осуществлять контроль над исполнением функционала департамента в вопросах проведения комплекса лесозаготовительных работ, координация работы с подрядчиками и др.
Согласно пункту 2.2.4, 2.2.5 Должностной инструкции руководитель Департамента лесообеспечения обязан взаимодействовать с подрядчиками по вопросам разработки лесосек, согласованию разрешительной и технической документации, организовывать и планировать проверки соблюдения лесного и природоохранного законодательства при проведении подрядчиками лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.
В соответствии с пунктом 2.2.10 Должностной инструкции руководитель департамента лесообеспечения обязан соблюдать трудовую дисциплину и действующее законодательство.
Согласно ч.1 ст.8.32 КоАП нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Попова И.Г. заключается в том, что в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, а именно отсутствии контроля за соблюдением требований лесного законодательства при организации и проведении работ по рубке лесных насаждений на делянке 2 в выделе 1 квартала 62 Голубятского (Кухтымского) участкового лесничества арендатором не выполнены работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 2,12 га., а также оставлена не вывезенная в установленный срок древесина по погрузочной площадке породы «ель» и «береза» общим объемом 65 м3.
Руководитель Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попов И.Г. был обязан соблюдать требования лесного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Возможность для соблюдения указанных требований у Попова И.Г. имелась, но все зависящие от него меры по соблюдению лесного законодательства предприняты не были.
Доказательствами вины руководителя Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г. являются протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 04.09.2017, акт осмотра лесосеки, составленный 22.05.2017, к которому приложены ведомость учета подроста на лесосеке, фотоматериал, а также иные материалы дела об административном правонарушении.
Факт нарушения правил пожарной безопасности зафиксирован в установленном порядке и установлен при производстве по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя о привлечении руководителя департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попов И.Г. к административной ответственности за одно и то же правонарушение дважды, основано на неправильном толковании ном закона.
Согласноч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Как следует из материалов дела, нарушения, послужившие основанием для привлечения руководителя департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г. к административной ответственности постановлением должностного лица, являющимся предметом обжалования по настоящему делу, и постановлением № 02-05/62-17 от 14.09.2017 года, выявлены на разных лесотаксационных выделах и лесосечных делянках лесосеке (делянка 1 выдел 2 квартал 62 Голубятского (Кухтымского) участкового лесничества ГКУ «Добрянское лесничество»), имеющих различные местонахождение, площадь и объемы заготовки древесины по разным древесным породам. Объектом проведенных контрольных мероприятий являлась проверка соблюдения правил заготовки древесины на различных лесосечных делянках в целях недопущения незаконных рубок.
Тот факт, что вышеупомянутые выделы и делянки используются на основании одного договора аренды лесного участка, не свидетельствует о том, что руководителем департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Поповым И.Г. совершено одно деяние. Объективная сторона составов вменяемых руководителю департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попову И.Г. административных правонарушений в данном случае является различной.
Каждое из вменяемых противоправных действий образует самостоятельный состав административного правонарушения, положения пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае неприменимы.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что руководитель департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попов И.Г. дважды привлечен к административной ответственности по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия), не имеется, поскольку ему вменялось совершение нескольких самостоятельных правонарушений на различных объектах.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исследовав материалы дела, а также установив обстоятельства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного руководителем департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Поповым И.Г. административного правонарушения малозначительным, поскольку требования лесного законодательства являются обязательными для исполнения, обязанность по вывозу в установленные сроки древесины на лесосеке предусмотрена Правилами заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках. Данная обязанность, в результате отсутствия надлежащего контроля со стороны Попова И.Г., исполнена не была.
Исследовав представленные материалы, прихожу к выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении руководителем Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Поповым И.Г. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из оспариваемого постановления усматривается, что вопрос о наличии виновности руководителя Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г. в совершении вмененного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела исследованы должностным лицом административного органа при рассмотрении дела.
Довод защитника о том, что Попов И.Г. о рассмотрении дела об административном правонарушении, не был извещен надлежащим образом поскольку уведомлялся не по месту его жительства, а по адресу ООО «Уралбумага» нахожу не состоятельным, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено в отношении должностного лица - руководителя Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага», а не в отношении гражданина. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ не содержит запрета извещения должностного лица о проводимых процессуальных действиях путем направления извещений по месту его работы.
Таким образом, доводы жалобы не влекут отмену обжалуемого постановления, поскольку не опровергают выводы о наличии в действиях руководителя Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу должностным лицом административного органа, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении руководителя Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г. за совершение указанного выше административного правонарушения, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.32 КоАП РФ, назначено руководителю Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попову И.Г. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру данное наказание соответствует тяжести содеянного, а также характеру совершенного противоправного деяния.
Нарушения норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления об административном правонарушении в отношении руководителя Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г., привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-05/61-17 от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента лесообеспечения Общества с ограниченной ответственностью «Уралбумага» Попова Игоря Германовича оставить без изменения, жалобу защитника руководителя Департамента лесообеспечения ООО «Уралбумага» Попова И.Г. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: Е.Б.Абдулина