Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-623/2013 ~ М-639/2013 от 20.03.2013

Дело № 2 – 623/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Тейково 18 июня 2013 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Блохина А.В.,

при секретаре Гастьковой С.Н.,

с участием представителя истицы ФИО1 по доверенности ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к войсковой части 34048, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Тейковский районный суд с иском к войсковой части 34048 (далее – в/ч 34048), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО Минобороны РФ) о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в котором просит: признать за ней и членом её семьи – ФИО2 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно федеральным органом исполнительной власти – Минобороны РФ, в соответствие с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать незаконным бездействие командира в/ч 34048 по вопросу признания её и члена её семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать её и члена её семьи по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать ДЖО Минобороны РФ включить её и члена её семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства <адрес> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указывая в обоснование требований следующее.

Она проходила военную службу по контракту в в/ч 34048 в должности техника части. Приказом командира в/ч 34048 от ДД.ММ.ГГГГ № 020-ПМ она была уволена с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира в/ч 34048 от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения общая продолжительность её военной службы составила 12 лет 09 месяцев. На основании ордера от от ДД.ММ.ГГГГ ей и членам её семьи была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, находящаяся на территории закрытого военного городка, который на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р включён в перечень закрытых военных городков. Ни она, ни член её семьи не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма, проживали в квартире на территории закрытого военного городка, в связи с чем, в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, избрали постоянное место жительства в <адрес>.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено территориальное отделение Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по <адрес><адрес> (далее – территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжилье» по <адрес><адрес>) (л.д. 1-3).

Представитель ФИО1, по доверенности ФИО4 считает требования доверителя законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывая, что командование в/ч 34048 в период прохождения ФИО1 военной службы по контракту не выполнило своих обязанностей по реализации предусмотренного законом права военнослужащего на обеспечение жильём по избранному месту жительства, не довело до ФИО1 порядка обеспечения истицы и члена её семьи жилым помещением по избранному месту жительства. Бездействием командования воинской части было нарушено право истицы и члена её семьи на получение жилого помещения по избранному месту жительства, и в настоящее время она не может реализовать данное право как лицо, уволенное с военной службы, хотя и имеет такое право, т.к. в настоящее время в соответствие с приказом Минобороны РФ уполномоченным Минобороны РФ органом по рассмотрению жилищных вопросов и ведению единого реестра нуждающихся является ДЖО Минобороны РФ, но его полномочия распространяются только на действующих военнослужащих и военнослужащих, подлежащих увольнению, и в ином порядке, кроме судебного, реализовать жилищные права истицы в настоящее время не представляется возможным, что о нарушении своего права на обеспечение жилым помещением она узнал только в 2012 году при обращении к юристу за консультацией, в связи с чем не считает пропущенным срок исковой давности на обращение в суд за защитой своего права.

Представители ответчиков в/ч 34048 и ДЖО Минобороны РФ извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просили.

Третье лицо ФИО2 извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении, представленном в суд, поддерживая исковые требования ФИО1, просит рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 54).

Представитель третьего лица территориального отделения ФГКУ «Западрегионжилье» по <адрес><адрес> извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном в суд отзыве на исковое заявление ФИО1 просит рассмотреть дело в своё отсутствие и отказать в удовлетворении иска в полном объёме (л.д. 41-43), указывая на незаконность и необоснованность требований вследствие того, что в на момент исключения из списков личного состава войсковой части истица была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания по адресу: <адрес>, предоставленным в 2001 году, что жилое помещение было предоставлено после увольнения и она, согласившись с предоставленным жилым помещением, реализовала своё право на обеспечение жилым помещением, избрав место жительства <адрес>. Статус «закрытого» военному городку Тейково-10 присвоен в 2000 году Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, а Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГггода № 487-р, <адрес> исключён из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности. В период увольнения с военной службы истица к командованию части с рапортом о признании её нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте жительства не обращалась. Истица не относиться к категории военнослужащих, определённых абзацем 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, и на неё не могут распространяться указанные положения Закона. ФИО1 знала или должна была знать о нарушенном праве, и датой начала срока исковой давности разумно считать день, следующий за днём исключения её из списка личного состава части, то есть ДД.ММ.ГГГГ, и срок исковой давности оканчивается ДД.ММ.ГГГГ. Документов, подтверждающих невозможность подать исковое заявление в установленный Законом срок, истицей не представлено, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в виду пропуска истцом срока исковой давности.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, с учётом мнения представителя истицы, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.

Из материалов дела установлено, что истица ФИО1 вместе с членом своей семьи: сыном ФИО2, проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 13, 14), предоставленном ФИО1 и членам её семьи на основании ордера, выданного КЭЧ в/ч 28173 Московского военного округа, на что указывает копия талона к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Как следует из представленной в материалах дела копии листа учёта проведения бесед с офицером (прапорщиком) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, командованием в/ч 34048 с прапорщиком ФИО1 проведена ДД.ММ.ГГГГ беседа в связи с сокращением штатов, во время которой ФИО1 отказалась от предложенных должностей, желая уволиться по организационно-штатным мероприятиям (л.д. 11).

Согласно копии выписки из приказа командира в/ч 38048 от ДД.ММ.ГГГГ № 020-ПМ «По личному составу» прапорщик ФИО1, техник в/ч 34048, уволена с военной службы с зачислением в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 9). При этом вышеприведённый приказ содержит указания о календарной выслуге лет ФИО1 в Вооружённых Силах РФ, которая составляет 12 лет 9 месяцев, стаже работы в гражданских учреждениях – 15 лет 10 месяцев, общем трудовом стаже – 28 лет 7 месяцев, а также о направлении на учёт в объединённый военный комиссариат <адрес>, а в качестве основания увольнения – Директива начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ о сокращении должности прапорщика.

Из копии выписки из приказа командира в/ч 34048 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техник отделения связи прапорщик ФИО1, уволенная в запас по организационно-штатным мероприятиям, исключена из списков личного состава в/ч 34038 с ДД.ММ.ГГГГ с календарной выслугой – 12 лет (л.д. 10). При этом из содержания приказа командира в/ч 34048 следует, что ФИО1 подлежит направлению на воинский учёт в ВК <адрес>.

Согласно копии справки военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № АИ-46709, по данным личного дела ФИО1 её общий трудовой стаж составляет 28 лет 08 месяцев 21 день, в том числе: военная служба – 12 лет 10 месяцев 12 дней, трудовой стаж – 15 лет 10 месяцев 09 дней (л.д. 19).

Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что ни в период военной службы, ни при увольнении ФИО1 не признавалась нуждающейся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства жилищной комиссией войсковой части.

Кроме этого судом установлено, что ни истица ФИО1, ни член её семьи: сын – ФИО2 не являются собственниками жилых помещений, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 17, 18, 52, 53), а также представленными в материалах дела Ивановским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» справками о наличии недвижимости на праве собственности в <адрес> и <адрес> (л.д. 15, 16).

Анализируя объяснения представителя истца, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений статей 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, на основе состязательности и равноправия сторон.

Положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривают, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится признание права.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Из приведённой нормы указанной статьи вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

При этом пункт 2 статьи 3 указанного Федерального закона предусматривает, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации…

Согласно пункту 1 статьи 15 названного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствие с пунктом 1 статьи 23 указанного закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Как предусматривает пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих, обеспечение жилым помещением указанной категории военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.

Из приведённых выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих при увольнении с военной службы: путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путём предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.

При этом пункт 14 статьи 15 закона также предусматривается, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила). Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Вместе с тем другого порядка обеспечения жильём по избранному постоянному месту жительства, кроме изложенного в Правилах, на сегодняшний день не существует.

Согласно пункту 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а пункт 7 Правил среди оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий выделяет: наличие жилой площади в закрытых военных городках и проживание на служебной жилой площади.

На момент увольнения с военной службы приказом командира в/ч 34048 от ДД.ММ.ГГГГ № 020-ПМ «По личному составу» ФИО1 не была обеспечена жилим помещением по месту прохождения службы, не высказывая намерения на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, и указанным приказом было принято решение о направлении её документов для постановки ни воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес>.

Жилое помещение истице ФИО1 было предоставлено на основании ордера, выданного КЭЧ в/ч 28173 Московского военного округа, на что указывает копия талона к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), по адресу: <адрес>. При этом предоставленное ФИО1 жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка «м. Красные Сосны», который на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р включён в перечень закрытых военных городков. С учётом изложенного отсутствуют основания считать, что жилое помещение, предоставленной ФИО1 на основании ордера, выданного КЭЧ в/ч 28173 Московского военного округа, на что указывает копия талона к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, является жилым помещением для постоянного проживания.

Кроме этого, обстоятельство того, что ФИО1 при увольнении с военной службы не высказывала намерения на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, было вызвано тем, что истица была уволена с военной службы до принятия Правительством РФ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, которым был утверждён Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, и которым <адрес>, на территории которого проживала и проживает истица, был включён в указанный Перечень закрытых военных городков. На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р, указанный военный городок утратил статус закрытого.

Ни истица ФИО1, ни член его семьи другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеют.

При этом суд исходит также из того, что квартира, в которой с 2001 года проживает истица со своей семьёй, на момент её предоставления фактически являлась служебной, поскольку была предоставлена ФИО1 после увольнения с военной службы в запас на территории закрытого военного городка, и вследствие невозможности её приватизировать, не могла быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абзаца 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Красные Сосны» был закрыт в 2000 году, а жилое помещение по адресу: <адрес>, на момент его предоставления истице ФИО1 в 2001 году находилось на территории закрытого военного городка, данное жилое помещение не могло быть предоставлено по договору социального найма. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется, по сути, с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся Минобороны РФ и включается в разряд служебных.

Доводы представителя третьего лица территориального отделения ФГКУ «Западрегионжилье» содержащиеся в отзыве на исковое заявление, в части того, что распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р из перечня закрытых военных городков исключён 10-й военный городок <адрес>, не могут имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку доказательств того, что жилищный фонд, находившийся на территории закрытого городка передан в муниципальную собственность и у истца возникло право на приватизацию жилого помещения, в котором он проживает со своей семьёй, суду не представлено.

Наряду с вышеуказанными Правилами в настоящее время приняты и действуют утверждённые Правительством РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.

С учётом вышеизложенного, истица ФИО1, уволенная с военной службы по льготному основанию, имеющая продолжительность военной службы более 10 лет, проживавшая с 2001 года на территории закрытого военного городка, и избравший в качестве постоянного место жительство вне закрытого военного городка, не имеющая ни она, ни член её семьи другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, имеет право на признание её и члена её семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. При этом суд исходит из того, что порядка обеспечения жилыми помещениями по избранному месту жительства сам военнослужащий может и не знать.

То обстоятельство, что истица ФИО1 при увольнении с военной службы не высказывала намерений о постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не являлась участником федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», не может иметь правового значения, поскольку на момент увольнения истица не предполагала, что будет проживать на территории военного городка и, тем самым, будут нарушаться её жилищные права.

Доводы представителя третьего лица территориального отделения ФГКУ «Западрегионжильеё» и заявление о пропуске ФИО1 срока исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что истица ФИО1 не знала о нарушенном праве, вследствие не разъяснения ей перед увольнением соответствующих прав на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, о нарушенном праве узнала только в 2012 году при обращении за юридической консультацией по данному вопросу. Доказательств обратного суду не представлено. При этом суд также учитывает, что право на жилище гарантировано Конституцией РФ, исковые требования направлены на устранение имеющих место нарушений жилищных прав, в связи с чем носят длящийся характер.

Глава 5 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2140, действовавшего на момент увольнения ФИО1, устанавливает, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные предложения, заявления и жалобы старшему начальнику до министра обороны РФ включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления, командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несёт личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер, и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу).

Аналогичные положения содержат статьи 106 и 107 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1495, которые устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренным законами РФ и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное рассмотрением и принятие мер, обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае, если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или выполнения просьбы подавшего обращение.

В соответствие с приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, командиры соединений, воинских частей обязаны организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления…

Данные требования приказа Минобороны РФ в отношении ФИО1 командованием в/ч 34048, как до её увольнения, так и при её увольнении выполнены не были, хотя командованию части было известно о том, что ФИО1 на момент увольнения не обеспечена жилым помещением для постоянного проживания.

Исследованные доказательства указывают на то, что вопрос о признании ФИО1 нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства в период её военной службы не рассмотрен, чем нарушается право истицы на то, чтобы его обращение было своевременно рассмотрено.

В тоже время, исходя из того, ни в период военной службы, ни при увольнении с военной службы ФИО1 не обращалась к командованию в/ч 34048 по вопросу признания её нуждающейся в получении жилого помещения, суд считает, что не может быть признано незаконным бездействие командира в/ч 34048 по вопросу признания её и члена её семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Вышеизложенное даёт суду основания придти к выводу, что право ФИО1 как военнослужащей, уволенной с военной службы по льготному основанию с календарной выслугой – 12 лет 10 месяцев 12 дней, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства так и не было реализовано.

В соответствии с приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» ДЖО Минобороны РФ является уполномоченным органом по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Инструкций, утверждённых Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, и в ведение указанного органа переданы полномочия по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, по снятию военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях, по принятию решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, о предоставлении военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства. В тоже время, полномочия ДЖО Минобороны РФ, согласно Инструкции, распространяются только на действующих военнослужащих и не распространяются на граждан, уволенных с военной службы.

Учитывая, что ФИО1 и член её семьи имеют право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, а её право на признание по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств Минобороны РФ во время прохождения истицей военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать ФИО1 и члена её семьи ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент увольнения истицы с военной службы и в последующем имелись правовые основания для такого признания: истица уволена по льготному основанию, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, проживала с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни она, ни член её семьи не имеют, и на настоящий момент избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям статьи 51 Жилищного кодекса РФ, Правилам признания нуждающимися от ДД.ММ.ГГГГ № 512, Правилам учёта от ДД.ММ.ГГГГ № 1054.

Учитывая, что согласно указанной выше Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведётся в ДЖО Минобороны РФ исходя из очерёдности принятия их на учёт, суд считает необходимым обязать ДЖО Минобороны РФ включить истицу и члена её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о признании за ней и членом её семьи права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, и о понуждении ДЖО Минобороны РФ к включению истицы и члена её в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства – <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд находит подлежащими полному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 3, 6, 12, 56, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьёй 12 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к войсковой части 34048, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 и членом её семьи ФИО2 право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в городе <адрес> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать ФИО1 и члена её семьи ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО1 и члена её семьи ФИО2 в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия командира войсковой части 34048 по вопросу признания ФИО1 и члена её семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Блохин А.В.

2-623/2013 ~ М-639/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ускова Татьяна Александровна
Ответчики
ДЖО МО РФ
в/ч 34048
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Блохин Андрей Васильевич
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
20.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2013Передача материалов судье
25.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.04.2013Предварительное судебное заседание
13.06.2013Судебное заседание
18.06.2013Судебное заседание
24.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2013Дело оформлено
12.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее