Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Дело № 2а-5712/2016
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Хуснутдинове Р.Ф., с участием представителя административного истца Епифанова С.А., представителя административного ответчика Белова Н.А., представителя заинтересованного лица ТИЗ «Искра-Полис» Башаевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терентьева В.А. к администрации <адрес> об обязании выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев В.А. обратился к администрации <адрес> с административным иском об обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома в микрорайоне «Искра», участок №, с кадастровым номером №.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Терентьев В.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в микрорайоне «Искра» участок №
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> был вынесен отказ в выдаче разрешения на строительство. Отказ считает незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы по следующим основаниям.
Терентьев В.А. имеет в аренде земельный участок с кадастровым номером № (является арендатором этого земельного участка) на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> области ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство указано отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок. Иные основания для отказа в предоставлении разрешения на строительство отсутствуют. При этом административный ответчик указал на то обстоятельство, что имеющийся в материалах дела договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ прекращен. Вместе с тем администрацией <адрес> не учтены положения ст. ст. 610, 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на неопределенный срок. При этом администрация <адрес> (в лице уполномоченных органов) после ДД.ММ.ГГГГ года уведомляла Терентьева В.А. о необходимости оплаты арендных платежей по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы и принимала эти арендные платежи. То есть, арендные правоотношения по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ после ДД.ММ.ГГГГ года признавались обеими сторонами, обязательства сторон исполнялись, ни одна из сторон не заявляла отказа от договора.
Кроме этого, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ № исх. сообщил, что считает договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. возобновленным на неопределенный срок, в том числе и на земельный участок с кадастровым номером №.
Отсутствие разрешения на строительство индивидуального жилого дома препятствует возникновению в будущем у Терентьева В.А. права собственности на возведенный жилой дом и может явиться причиной отказа в регистрации прав на недвижимое имущество.
К делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> области, ТИЗ «Искра-Полис» в лице конкурсного управляющего Блинковой О.Н.
В судебное заседание административный истец не явился, доверил представлять свои интересы Епифанову С.А.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал иск, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Белов Н.А. в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Относительно административного иска привел следующие возражения.
ДД.ММ.ГГГГ через ОГКУ «Корпорация развития ИТ» в администрацию <адрес> поступило заявление Терентьева В.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, микрорайон «Искра», участок №.
Администрацией <адрес> по данному заявлению был выдан отказ в разрешении на строительство, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Отказ администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство, считает законным и обоснованным по следующим обстоятельствам.
Среди документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, административным истцом была приложена копия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно части 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Исходя из буквального толкования текста пункта 15 статьи 39.8 ЗК РФ, положения данной нормы распространяют свое действие на правоотношения возникшие из договоров, заключенных до момента вступления в силу данной нормы, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению администрации <адрес>, письмо Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № не может являться основанием для возникновения прав и обязанностей у сторон по договору.
Представитель ТИЗ «Искра-Полис» Башаева Л.А. суду пояснила, что договор аренды земельного участка, заключенный между ТИЗ «Искра-Полис» и администрацией <адрес> продлен на неопределенный срок.
Заинтересованное лицо Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии),должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (ч. 9).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. 13)
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч. 14).
Терентьев В.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, микрорайон «Искра», участок №.
Администрацией <адрес> по данному заявлению был выдан отказ в разрешении на строительство, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из данного письма следует, что в соответствии с частями 9 и 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация <адрес> отказывает в выдаче разрешения на строительство объектов по вышеуказанному адресу в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок. В материалах дела имеется договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установлено, что срок договора аренды истек.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией (мэрией) <адрес> (Арендодателем) в лице председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству и Товариществом индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» (Арендатором) был заключен договор аренды земельного участка, по которому Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в краткосрочную аренду (на период строительства) земельный участок площадью 27782,0 кв. м. для строительства индивидуальных домов в районе завода «Искра».
Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которым ТИЗ «Искра-Полис» принимает в аренду до ДД.ММ.ГГГГ земельные участки общей площадью 226 003 кв.м. под индивидуальное жилищное строительство, согласно приложению к Постановлению Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
ДД.ММ.ГГГГ между ТИЗ «Искра-Полис» в лице председателя правления Максимовой Н.Ю. (Арендатором) и Терентьевым В.А. (Новым арендатором) был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым, на основании п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Арендатор передает, а Новый Арендатор принимает на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Арендатором и Администрацией (мэрией) <адрес> в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города, и соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Арендатором и мэрией <адрес> в лице начальника отдела по оформлению прав на землю Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии <адрес>, в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 621,0 кв.м., находящемуся по адресу: <адрес>
Управлением Росреестра по <адрес> области проведена государственная регистрация указанного договора.
Из представленных суду документов следует, что Терентьевым В.А. вносилась арендная плата по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Статьей второй Закона <адрес> области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> области и органами государственной власти <адрес> области» установлено, что уполномоченный Правительством <адрес> области исполнительный орган государственной власти <адрес> области (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований <адрес> области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Из письма Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ в адрес конкурсного управляющего ТИЗ «Искра-Полис» следует, что поскольку ни одна из сторон не заявила об отказе от договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, считают указанный договор аренды возобновленным на неопределенный срок, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером №
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Терентьеву В.А. разрешения на строительство индивидуального жилого дома в микрорайоне «Искра», участок № в <адрес>, является незаконным, и нарушает права административного истца. Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению, суд считает необходимым обязать Администрацию <адрес> рассмотреть заявление Терентьева В.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в микрорайоне «Искра», участок № в <адрес> без учета оснований отказа, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ
Доводы представителя административного ответчика о том, что положения пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ, распространяют свое действие на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до момента вступления в силу данной нормы, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными, до ДД.ММ.ГГГГ договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ был продлен на неопределенный срок.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Терентьеву В.А. разрешения на строительство индивидуального жилого дома в микрорайоне «Искра», участок № в <адрес>.
Обязать Администрацию <адрес> рассмотреть заявление Терентьева В.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в микрорайоне «Искра», участок № в <адрес> без учета оснований отказа, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать администрацию <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Давыдова