Дело № 12-733/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 12 сентября 2016 года
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Сошкина Г.А.,
с участием лица подавшего жалобу Горюновой Е.С.,
при секретаре Суворовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта отдела надзора и лицензионного контроля за учетом, управлением жилищным фондом и раскрытием информации Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Горюновой Е.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 29.07. 2016 г., которым производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Управляющая компания Содружество», ИНН №, расположенного по адресу: <адрес>, было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 29.07. 2016 г., производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО « Управляющая компания Содружество» было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, направленной в Засвияжский районный суд г. Ульяновска, главный специалист-эксперт отдела надзора и лицензионного контроля за учетом, управлением жилищным фондом и раскрытием информации Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Горюнова Е.С. не соглашается с вышеуказанным постановлением, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что не согласна с выводами суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО «УК Содружество» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, поскольку вмененное обществу действие не относится к числу лицензионных требований. В обжалуемом постановлении указано, что к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг. Однако, к лицензионным требованиям при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами относятся требования к выполнению условий договоров управления многоквартирными домами и ответственности управляющих компаний за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, в том числе начисление платы за жилищные услуги. С 01.05.2015 года в отношении управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на её осуществление, государственный жилищный надзор не осуществляется. Доказательствами нарушений лицензионных требований, предусмотренных п. «б» п. 3 Положения № является то, что ООО «УК Содружество», являясь управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами № и № по <адрес> на основании лицензии на её осуществление, нарушило требования по исполнению обязанностей по договорам управления многоквартирными домами, а именно: нарушило условия п. 4.3. договоров управления указанными домами. Таким образом, в действиях ООО «УК Содружество» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не состав, предусмотренный ст. 7.23.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Горюнова Е.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что согласно протокола об административном правонарушении в вину ООО «УК Содружество» вменено нарушение лицензионных требований, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в период с июля 2015 года. Полагает, что данное правонарушение не носит длящийся характер, поскольку при проведении проверки с 28.06.2016 года по 30.06.2016 года, было установлено, что выявленные нарушения имели место до мая 2016 года, что подтверждается платежными документами, представленными жителями дома № № и № по <адрес>.
Представитель ООО «УК Содружество» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление защитника юридического лица о рассмотрении дела в её отсутствие, содержащее просьбу оставить жалобу без удовлетворения, а постановление без изменения.
Выслушав Горюнову Е.С., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Согласно протоколу об административном правонарушении, а также пояснений Горюновой Е.С., административное правонарушение имело место с июля 2015 года по апрель 2016 года включительно.
На день рассмотрения жалобы ООО «УК Содружество» по ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ к административной ответственности не привлечено.
Учитывая, что в настоящее время сроки давности привлечения ООО «УК Содружество» к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения истекли, вопрос о его виновности в совершении данного административного правонарушения за пределом указанного срока обсуждению не подлежит.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 9 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 29.07.2016 вынесенное в отношении ООО «УК Содружество», подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно имеющимся в материалах дела платежным квитанциям, в период времени с июля 2015 года по апрель 2016 года включительно, вознаграждение председателю совета дома не начислялось отдельной строкой, а входило в плату за содержание жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников.
Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения таковой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в соответствии со ст. 12 ЖК РФ.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за пользование жилым помещением;
плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу и содержанию данной правовой нормы услуги председателя совета многоквартирного дома не входят в состав понятия "содержание жилого помещения".
В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ обязанность по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию общедомового имущества возлагается на лиц, ответственных перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае данная обязанность в соответствии с договорами управления многоквартирными домами возложена на ООО "УК Содружество».
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в которых приведен перечень услуг и работ по содержанию указанного имущества.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, установленных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Из содержания пункта 11 указанных Правил следует, что перечень работ и услуг по содержанию общего имущества увязан с необходимостью его поддержания в технически исправном состоянии.
В данных Правилах услуги председателя совета дома по содержанию общего имущества многоквартирного дома не упомянуты.
Согласно ч. 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи.
В соответствии с положениями пунктов 7, 8 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета, предусмотренные пунктом 8 полномочия не связаны с содержанием общедомового имущества и управлением многоквартирным домом, в его обязанности входит взаимодействие с управляющей компанией от лица собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, находящимся под управлением компании.
Следовательно, деятельность председателя совета дома не эквивалентна деятельности работника управляющей компании по оказанию соответствующих услуг, поэтому оплата такой деятельности не должна производиться управляющей компанией в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При этом управляющая компания вправе включить вознаграждение председателю совета дома отдельной строкой с последующей выплатой указанному лицу данных денежных средств в случае принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома соответствующего решения в установленном законом порядке.
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" от 02.05.2007 г. N 8167-ЮТ/07 оплата услуг и работ по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме ("дополнительные услуги"), не связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, вносится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, по отдельному платежному документу.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрен перечень реквизитов, подлежащих указанию в платежном документе об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 г. N 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.
Строка "оплата услуг председателя совета многоквартирного дома" в указанном платежном документе отсутствует.
Следовательно, дополнительные платные услуги, не связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, должны быть основаны на отдельном договоре между собственником и исполнителем и оплачиваться отдельным документом.
Включение в квитанцию об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги платы за дополнительные услуги (в данном случае вознаграждение председателю совета дома) неправомерно.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности (пункт 51 части 1 статьи 12). Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 5).
Частью 2 статьи 193 ЖК РФ предусмотрено, что положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В части 4 статьи 1 Федерального закона N 99 содержится перечень видов деятельности, особенности лицензирования которых, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление этих видов деятельности. В данный перечень включена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 4).
ЖК РФ, регулирующий отношения по управлению многоквартирными домами, а также отношения по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в частях 5 и 6 статьи 192 установил, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных данным кодексом. Положения указанного закона о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования данного вида деятельности.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.
Статья 193 ЖК РФ, закрепляя перечень лицензионных требований предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установила, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 3 Положения к лицензионным требованиям относит соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпункт "б" пункта 3 Положения к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения требования во взаимосвязи с указанными выше нормами ЖК РФ не могут рассматриваться как требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом и как требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг, поскольку возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в частности, относятся Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Кроме того, отнесение требований, указанных в оспариваемых нормах Положения, к лицензионным соответствует изменениям, внесенным в правовое регулирование отношений по управлению многоквартирными домами.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 1 мая 2015 г., устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии, органами государственного жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 196 ЖК РФ).
Прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что в силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года № 99-ФЗ, не допускающей отнесение к лицензионным требований о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требований законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требований к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требований к объему выполняемых работ, оказываемых услуг. Данные выводы мирового судьи основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах из мотивировочной части постановления подлежит исключению указание на то, что нарушение, которое вменяется ООО «УК Содружество» не связано с нарушением лицензионных требований, а также о недопустимости отнесения к лицензионным требованиям требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 9 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 29.07. 2016 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.2 ░░. 14.1.3 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░