Дело № 2-1011/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 28 сентября 2012 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Мень О.А.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Суетина И.В.,
истца Медведевой М.С.,
при секретаре Рамазановой Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Медведевой Марины Сергеевны к Администрации Чернушинского района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском в интересах Медведевой Марины Сергеевны к Администрации Чернушинского района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Иск мотивировал тем, что Прокуратурой Чернушинского района на постоянной основе проводятся проверка исполнения законодательства регламентирующего защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В прокуратуру Чернушинского района поступило обращение от Медведевой М.С. об оказании помощи в получении жилого помещения, т.к. она не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить его интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2003 году Медведева М.С. поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района. В настоящее время Медведева М.С. не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст.5,8 ч.1 абз. 2 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 года № 334-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Таким образом, в силу положений действующего жилищного законодательства Медведева М.С., имеет право на внеочередное предоставление жилья, подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищном фондах. Учитывая, что Медведева М.С. обратилась в прокуратуру района с заявлением о защите ее прав, прокурор считает необходимым обратиться в суд с заявлением в защиту прав. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, абз. 2 ч.3 ст.131 ГПК РФ, ст.49 ч.3, ст. 57 ЖК РФ, ст.27 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Медведевой Марине Сергеевне во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м., за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Помощник прокурора Чернушинского района Суетин И.В. в судебном заседании на иске настаивал, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Медведева М.С. в судебном заседании на иске настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменные возражения на иск, согласно которым, администрация района не согласна с требованиями прокурора в части размера предоставляемого жилого помещения (не менее 42 кв.м.), указывает, что в ст.8 ФЗ № 159-ФЗ устанавливается гарантия обеспечения жилой площадью именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе.
Представитель ответчика Правительства Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, в отзыве по иску просит в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель третьего лица Администрации Павловского сельского поселения извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии со ст. 1 закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Статья 8 закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно п.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что решением Чернушинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери Медведевой Марины Сергеевны,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.18-10).
Постановлением главы администрации Чернушинского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Медведевой М.С. установлено попечительство, опекуном назначена ФИО4 (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ Медведева М.С. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, очередность № (л.д.63). На момент постановки, на учет, Медведева М.С. находилась в возрасте 11 лет, федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Медведеву М.С. к лицам, оставшимся без попечения родителей.
Согласно списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительство), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года, утвержденному распоряжением главы Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Медведева М.С. значится под №. (л.д.66-68)
Медведева М.С. имеет на иждивении одного несовершеннолетнего сына, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14)
В собственности Медведевой М.С., ФИО5 нет объектов недвижимого имущества, данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №,№, от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой ЦТИ Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Администрации Павловского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилой дом, в котором зарегистрированы Медведева М.С., ФИО5 не пригоден для проживания, находится в ветхом состоянии, частично выгорел, согласно учетных данный ГУП «ЦТИ» дом поставлен на технический учет в 1977 году колхозом «Дружный», правовая регистрация не произведена.(л.д.63,70)
У гражданки ФИО3, лишенной родительских прав в отношении Медведевой М.С. отсутствуют объекты недвижимости, что подтверждается справками ГУП «ЦТИ» и Росреестра (л.д. 70, 73)
В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие Медведевой М.С. право на внеочередное предоставление жилого помещения – статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом и членами его семьи жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района, и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Медведевой М.С. жилого помещения.
Таким образом, в силу положений действующего жилищного законодательства, сын ФИО5 относится к членам ее семьи. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья, в силу пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Медведева М.С. подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам с учетом членов семьи.
На основании ст. 9 закона от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", требования прокурора и истца о предоставлении жилого помещения с учетом членов семьи подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков о необоснованном возложении на администрацию Чернушинского муниципального района обязанности предоставить Медведевой М.С. жилое помещение по договору социального найма с учетом членов её семьи ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, площадью 42 кв. метра являются несостоятельными.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».
Частью 3 статьи 9 закона от 14.07.2008 года N 255-ПК предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) с учетом членов их семей. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Решением Земского собрания Чернушинского района № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе 15 квадратных метров на одного человека.
Суд считает, что применению к рассматриваемым отношениям подлежит Закон Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст.8 закона №159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в большем размере, чем следует из ч. 5 ст.57 ЖК РФ, суд исходит из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК.
Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК, предусмотревшим указанный прокурором размер жилой площади, подлежащий предоставлению.
С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанности по предоставлению Медведевой М.С. на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, находящегося в черте Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 квадратных метров за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Медведевой Марине Сергеевне, на состав семьи из двух человек, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещения на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным техническим требованиям, общей площадью не менее 42 квадратных метров за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Мень