Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1692/2012 ~ М-1762/2012 от 17.10.2012

Дело № 2-1692 Мотивированное решение изготовлено 10.12.2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 06 декабря 2012 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Кузнецовой Э.Ф.,

с участием:

помощника прокурора г. Кандалакши Мамаковой Е.С.,

представителей ответчиков Петровой И.М., Роговой Е.О.,

представителя третьего лица Одинцова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда Мурманской области гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, администрации муниципального образования Кандалакшский район, третье лицо: межмуниципальный отдел МВД РФ «Кандалакшский», о возложении обязанности по оборудованию стоянки для парковки автотранспортных средств инвалидов,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша о возложении обязанности по оборудованию стоянки для парковки автотранспортных средств инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что проверкой прокуратуры установлено, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша и администрация муниципального образования Кандалакшский район занимают здание, расположенное по адресу: г. Кандалакша, ул. Первомайская, д. 34. С обратной стороны здания расположена площадка для парковки транспортных средств. При единственном въезде к зданию администраций со стороны автомобильной дороги установлен знак 3.2 «Движение запрещено» с табличкой «Кроме транспорта администрации». На стоянке транспортных средств администраций отсутствует место для парковки автомобилей инвалидов. Вместе с тем, согласно законодательству о социальной защите инвалидов на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств должно быть оборудовано не менее 10 процентов мест для парковки специальных транспортных средств для инвалидов. Таким образом, неисполнение органами местного самоуправления требований законодательства о социальной защите инвалидов приводит к нарушению прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Просит обязать администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша выделить не менее одного места на стоянке, рядом со зданием по улице Первомайская, возле дома 34 в г. Кандалакше для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов путем нанесения дорожной разметки с обозначением дорожными знаками: 6.4 «Место стоянки», 8.17 «Инвалиды», 3.28 «Стоянка запрещена» шириной не менее 3,5 метров. Обязать ответчика установить при въезде к зданию администрации со стороны автомобильной дороги дорожный знак 8.18 «кроме инвалидов».

Судом в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Кандалакшский район.

Помощник прокурора Мамакова Е.С. в ходе судебного разбирательства заявленные требования уточнила: просила возложить на администрацию муниципального образования Кандалакшский район обязанность выделить не менее одного места на стоянке, расположенной на территории, прилегающей к зданию администрации; возложить на ответчика – администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша обязанность оборудовать парковочные места для специальных автотранспортных средств на стоянке, расположенной на территории, прилегающей к административному зданию путем нанесения дорожной разметки с обозначением дорожными знаками: 6.4 «место стоянки», 8.17 «инвалиды», 3.28 «стоянка запрещена» шириной не менее 3,5 метров. От требований об установке дорожного знака 8.18 «кроме инвалидов» отказалась.

Определением Кандалакшского районного суда от 06.11.2012 производство по делу в части установки дорожного знака 8.18 «кроме инвалидов» прекращено.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Рогова Е.О. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что полагает возможным оборудование стоянки для автотранспорта инвалидов совместно с администрацией района.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Кандалакшский район Петрова И.М. в судебном заседании с исковыми требованиями в отношении администрации района в части выделения места для стоянки согласилась. Дополнительно пояснила, что, учитывая отсутствие разграничения земельных участков, нахождения здания в собственности обеих администрацией, полагала возможным произвести оборудование стоянки для автотранспорта инвалидов совместно с администрацией городского поселения.

Представитель третьего лица - межмуниципального отдела МВД РФ «Кандалакшский» Одинцов М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по оборудованию стоянки для инвалидов отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов.

Суд, заслушав помощника прокурора Мамакову Е.С., представителей ответчиков Рогову Е.О., Петрову И.М., представителя третьего лица Одинцова М.В., специалиста Шестухину Л.В., исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Согласно пункту 5.4.30 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, действие знаков 3.2 не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.

Действие знаков 3.2 не распространяется на соответствующие транспортные средства, обслуживающие предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, обслуживающие (или принадлежащие) граждан(ам), проживающих(им) или работающих(им) в этой зоне, а также на автомобили организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности кузова белую диагональную полосу на синем фоне. Такие транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

Из положений пункта 3.12 СНиП 35-01-2001 следует, что на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны быть обозначены знаками, принятыми в международной практике.

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не менее 50 м, а при жилых зданиях – не более 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Судом установлено, что нежилое административное здание, расположенное по адресу: г. Кандалакша, улица Первомайская дом 34, принадлежит на праве общей долевой собственности муниципальному образованию Кандалакшский район и муниципальному образованию городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по 1/2 доли в праве собственности, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что земельный участок из разряда земель населенных пунктов, площадью 8350 кв. м, на котором расположено административное здание № 34 по улице Первомайская в г. Кандалакше, передан в постоянное (бессрочное) пользование 09.09.2005 муниципальному учреждению администрации города Кандалакши, то есть находится в пользовании районной администрации.

Специалист Шестухина Л.В., являющаяся ведущим специалистом отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Кандалакшский район, в судебном заседании пояснила, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно части 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В соответствии с положениями статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Согласно положениям статей 40,41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из положений приведенных выше норм следует, что пользователь (собственник) земельного участка несёт обязанности по выполнению требований, предусмотренных законодательством, в том числе и законодательством о социальной защите инвалидов наравне с органами местного самоуправления, обеспечивающими беспрепятственный доступ (проезд) и парковку инвалидов к зданиям социальной инфраструктуры.

Таким образом, суд находит необходимым обязать ответчиков: администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша и администрацию муниципального образования Кандалакшский район выделить не менее одного места шириной не менее 3,5 метров на стоянке, расположенной на территории, прилегающей к административному зданию по адресу: г. Кандалакша, ул. Первомайская, д. 34, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, оборудовать его дорожными знаками 6.4 «Место стоянки», 8.17 «Инвалиды», 3.28 «Стоянка запрещена», произвести дорожную разметку выделенного места на стоянке.

Принимая данное решение, суд также учитывает тот факт, что оба ответчика утвердили регламент организации пропускного режима и парковки автотранспортных средств, въезжающих на территорию, прилегающую к административному зданию, придя, таким образом, к обоюдному соглашению об организации парковки, а также то, что оба ответчика занимают административное здание. Таким образом, на день рассмотрения дела в суде, доступ инвалидов ограничен как в администрацию муниципального образования Кандалакшский район, так и в администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша.


На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, администрацию муниципального образования Кандалакшский район выделить не менее одного места шириной не менее 3,5 метров на стоянке, расположенной на территории, прилегающей к административному зданию по адресу: г. Кандалакша, ул. Первомайская, д. 34, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, оборудовать его дорожными знаками 6.4 «Место стоянки», 8.17 «Инвалиды», 3.28 «Стоянка запрещена», произвести дорожную разметку выделенного места на стоянке.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Лебедева

2-1692/2012 ~ М-1762/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г.Кандалакши Мурманской области
Ответчики
администрация муниципального образования Кандалакшский район
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района
Другие
МО МВД РФ "Кандалакшский"
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Лебедева И.В.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
17.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2012Передача материалов судье
18.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2012Подготовка дела (собеседование)
30.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2012Судебное заседание
29.11.2012Судебное заседание
06.12.2012Судебное заседание
06.12.2012Судебное заседание
14.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2013Дело оформлено
04.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее