РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2019 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
с участием прокурора Алисина М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-720/2019 по административному исковому заявлению Сладких Л.С. о признании недействующим пункта 2 статьи 1 Закона Тульской области «О внесении изменений в Закон Тульской области «О транспортном налоге» от 29.11.2018 года №93-ЗТО,
у с т а н о в и л:
28.11.2002 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области №343-ЗТО «О транспортном налоге». 28.11.2002 года указанный Закон подписан Губернатором Тульской области и 30.11.2002 года официально опубликован в общественно-политической газете «Тульские известия».
Абзацем 4 пункта 1 статьи 8 указанного Закона (в редакции Законов Тульской области от 16.07.2012 N 1785-ЗТО, от 26.10.2017 N74-ЗТО) была предоставлена налоговая льгота по транспортному налогу в виде освобождения от его уплаты для такой категории граждан, как инвалиды всех категорий, а также один из родителей (приемных родителей), усыновителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида в отношении автомобилей легковых.
Законом Тульской области от 29.11.2018 года №93-ЗТО (пункт 2 статьи 1) в абзац 4 пункта 1 статьи 8 Закона Тульской области №343-ЗТО «О транспортном налоге» внесены изменения: абзац четвертый пункта 1 статьи 8 дополнен словами «с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно».
Таким образом, согласно указанной редакции приведенной правовой нормы поименованная налоговая льгота предоставляется указанным категориям лиц, в частности, инвалидам всех категорий, в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно.
Согласно статье 2 Закона Тульской области от 29.11.2018 года №93-ЗТО, он вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
В редакции Закона Тульской области от 07.11.2019 N 96-ЗТО абзац 4 пункта 1 статьи 8 Закона Тульской области №343-ЗТО «О транспортном налоге» звучит так: «инвалиды всех категорий, один из родителей (приемных родителей), усыновителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида, а также один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным, в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно».
Сладких Л.С., являющийся пенсионером и инвалидом (третьей группы), постоянно проживающим и работающим в населенном пункте с льготным социально-экономическим статусом, собственником автомобиля марки P, 2003 года выпуска, государственный регистрационный знак <...>, с мощностью двигателя 450 л.с. (331кВт), приобретенного им 06.03.2010 года и поставленного на регистрационный учет 09.03.2010 года, обратился в Тульский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 2 статьи 1 Закона Тульской области «О внесении изменений в Закон Тульской области «О транспортном налоге» от 29.11.2018 года №93-ЗТО, как принятого вопреки интересам и правам инвалидов-туляков всех категорий.
Сослался на положения пунктов 1, 2 ст. 361 НК РФ, ч.2 ст. 19 Конституции РФ, пункты 61, 62 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 года №36.
Полагает, что в Тульской области целенаправленно ликвидируются льготы лицам, пострадавшим в результате катастрофы на ЧАЭС, пенсионерам, инвалидам и другим, что не соответствует Конституции РФ, свидетельствует о системном использовании органами государственной власти Тульской области полномочий вопреки интересам и правам указанной категории граждан, что является признаком незаконного действия, решения.
Из оспариваемого закона не усматривается в связи с чем инвалиды-туляки, имеющие в собственности старые автомобили, реальная цена которых не превышает 200-420 тыс.руб., лишены многолетней льготы. Принятие оспариваемого закона привело к тому, что налог заплатить, снять автомобиль с учета или продать его невозможно, и в дар его никто не возьмет.
Губернатор Тульской области не является председателем правительства Тульской области, членом правительства, в связи с чем печать «аппарат правительства Тульской области» Управление по делопроизводству и работе с обращениями граждан, имеющаяся в графе «Губернатор Тульской области А.Г.Дюмин», в системе интернет официального опубликования правовых актом, не имеет никакого отношения к этому должностному лицу. Опубликованный формуляр закона никем не подписан, не имеет юридической силы.
В судебном заседании Сладких Л.С. поддержал заявленные требования по тем же основаниям и просил их удовлетворить, сославшись также на отсутствие всякого экономического обоснования необходимости принятия нормативно-правового акта.
Представитель Тульской областной Думы по доверенности Петровичева Л.М. с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными, указав, что оспариваемая административным истцом норма принята Тульской областной Думой с соблюдением установленной процедуры, в пределах ее компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем в удовлетворении заявления просила отказать.
Представитель Губернатора Тульской области по доверенности Морозова Е.В. в судебном заседании также возражала против удовлетворения административного иска, поддержав позицию, высказанную представителем Тульской областной Думы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта «б» пункта 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Устава (Основного Закона) Тульской области (принятого Тульской областной Думой 28.05.2015 года) постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области является областная Дума.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 38 Устава (Основного закона) Тульской области, законом Тульской области, в частности, устанавливаются и вводятся в действие, изменяются и отменяются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания, устанавливаются льготы по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Устава (Основного закона) Тульской области, Губернатор Тульской области подписывает и обнародует законы Тульской области либо отклоняет законы Тульской области, принятые Тульской областной Думой.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Тульской области «О законах области» (принят Тульской областной Думой 14.12.1994 года) право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, комитетам областной Думы, Губернатору области, лицу, официально его замещающему, прокурору Тульской области, Общественной палате Тульской области, уполномоченному по правам человека в Тульской области, уполномоченному по правам ребенка в Тульской области, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тульской области, избирательной комиссии Тульской области, представительным органам муниципальных образований, а также группе граждан Российской Федерации в количестве не менее 25 тысяч человек, проживающих на территории Тульской области.
Установленные приведенными выше нормами федерального законодательства полномочия субъекта РФ в сфере налогообложения реализованы путем принятия Закона Тульской области от 28.11.2002 года № 343-ЗТО «О транспортном налоге» с последующим внесением в него изменений, в том числе, Законом Тульской области от 29.11.2018 года №93-ЗТО.
Закон Тульской области от 29.11.2018 года №93-ЗТО был принят по результатам рассмотрения законопроекта в двух чтениях: на 57-ом заседании Тульской областной Думы 29.11.2018 года постановлением №57/1746 (в первом чтении) и постановлением №57/1772 (во втором чтении) большинством голосов (27 и 28, соответственно) от установленного числа депутатов.
29.11.2018 года указанный закон Тульской области подписан Губернатором Тульской области, зарегистрирован в Реестре законов области под реестровым номером 93 – ЗТО, официально опубликован в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации (http://npatula.ru) 29.11.2018 года и согласно его статье 2 вступил в силу с 01.01.2019 года.
Как установлено пунктом 1 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Изложенное свидетельствует о том, что Закон Тульской области от 29.11.2018 года №93-ЗТО принят законодательным органом Тульской области в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта, процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования законов субъекта РФ, установленных вышеназванными правовыми нормами, а также положениями статей 31, 33, 38, 20, 21 Устава (Основного Закона) Тульской области, статей 5 – 7-1, 9-14, 17-18, 21, 22 Закона Тульской области от 14.12.1994 года N 4-ЗТО «О законах области», статей 7, 8 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Доводы Сладких Л.С. о нарушении процедуры опубликования (в частности, отсутствии подписей на опубликованном документе) несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании положений ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 41 Закона Тульской области «О законах».
Проверяя содержание оспариваемого заявителем Закона Тульской области от 29.11.2018 года №93-ЗТО на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Статьями 14 и 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
Как следует из пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. В частности, налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - в размере 15 рублей - на одну лошадиную силу мощности двигателя.
Пункт 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Пунктом 3 той же правовой нормы допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Согласно пункту 3 данной статьи, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что дискриминационный характер налоговых льгот предполагает установление льгот в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта налогообложения (налогоплательщика), тогда как вышеуказанные положения Закона Тульской области, вступившие в силу в соответствии с оспариваемой заявителем нормой, связывают предоставление налоговых льгот по транспортному налогу с характеристиками объекта налогообложения (транспортного средства).
Таким образом, вопрос о предоставлении льгот определенным категориям граждан разрешен в установленном порядке, в пределах предоставленной законодателю субъекта РФ компетенции, поскольку право определения и предоставления льгот по транспортному налогу отдельным категориям налогоплательщиков относится к исключительной компетенции субъекта РФ.
Такое регулирование отношений по льготному налогообложению НК РФ не противоречит, имеет определенную адресную социальную направленность, устанавливая налоговые льготы для инвалидов и пенсионеров, владеющих недорогими, маломощными автомобилями. Подобной логики придерживается и федеральный законодатель, устанавливая в пункте 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N2539-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Хорошевского районного суда г.Москвы о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 224 и пункта 1 статьи 226 НК РФ», действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и от 2 декабря 2013 года N 26-П; Определение от 5 июля 2001 года N 162-О).
Следовательно, доводы, приводимые административным истцом, суд находит несостоятельными, они основаны на неверном толковании норм материального права.
Суждение административного истца о несоответствии представленных административными ответчиками документов требованиям закона (части 2 статьи 70 КАС РФ) является несостоятельным, поскольку документы представлены заверенными уполномоченным лицом с соблюдением требований процессуальных норм, и отсутствие в указанных копиях подписей (в частности, Губернатора Тульской области, Председателя Тульской областной Думы) не свидетельствует о предоставлении доказательств с нарушением требований закона. Установленных частью 3 статьи 70 КАС РФ оснований для представления подлинников документов применительно к рассматриваемому случаю не имеется.
По сути, эти доводы административного истца, высказанные в ходе производства по делу, связаны с заявленными основаниями административного иска, не нашедшими подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Следует также отметить, что, как видно из административного иска и позиции, выраженной в ходе судебного разбирательства Сладких Л.С., его обращение в суд с рассматриваемыми требованиями последовало, не только в его интересах, так и в интересах инвалидов-туляков Тульской области. Однако в ходе производства по делу административный истец не указал и не подтвердил наличия у него законных оснований действовать от имени данной категории лиц.
Поскольку по изложенным выше мотивам Закон от 29.11.2018 года №93-ЗТО не противоречит имеющим большую юридическую силу требованиям законодательства и правовым позициям, изложенным в вышеуказанных Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, не нарушает прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ 29.11.2018 ░░░░ №93-░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░ ░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (http://npatula.ru) ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (www.pravo.gov.ru).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: