Дело № 2а-1-364/2021
40RS0011-01-2021-000596-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Козельск 07 июня 2021 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего Филиппенковой С.А.,
с участием помощника прокурора Козельского района Калужской области Фроловой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Назаровой М.О.,
рассмотрев в судебном заседании в зале суда города Козельска дело по административному исковому заявлению прокурора Козельского района Калужской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
прокурор Козельского района Калужской области обратился в Козельский районный суд Калужской области с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, в котором просит, с учетом последующих уточнений признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на электронной странице: http://kaluga-tyt.prava-online.net, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование, что прокуратурой Козельского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, мониторингом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью определения возможности доступа к сайтам, рекламирующим и предоставляющим возможность покупки удостоверений на право управления транспортными средствами установлено, что в нарушение требований законодательства, на вышеуказанном Интернет-сайте, пользователям электронных ресурсов сети «Интернет» предлагаются услуги по продаже удостоверений на право управление транспортными средствами различных категорий, без совершения предусмотренных законом процедур, в том числе в случае лишения права управления, при этом сведения, размещенные на указанной Интернет странице, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения удостоверений на право управление транспортными средствами без выполнения предусмотренных процедур, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствует их совершению.
В судебном заседании помощник прокурора Козельского района Калужской области Фролова О.Н. поддержала административные требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно, надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Выслушав мнение административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящем Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Судом установлено, а также подтверждается актом о результатах осмотра сайта от 30 апреля 2021 года, что прокуратурой Козельского района Калужской области проведен мониторинг сети «Интернет» в сфере соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которого установлен факт размещения в сети «Интернет» информации о продаже водительских удостоверений на странице сайта с адресом: http://kaluga-tyt.prava-online.net. Фактически с интернет-страницы указанного сайта осуществляется розничная продажа документов, подтверждающих право на управление соответствующими категориями транспортных средств неограниченному кругу лиц, что подтверждается информацией, указанной на странице, и комментариями администраторов сайта. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный Закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 15.1 Федерального Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального Закона №149-ФЗ в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального Закона №149-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» утверждены «Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений», п. 26 данных Правил установлено, что Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, лишение права на управление транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 2 «Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 года № 1191, изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения, при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлен перечень обязательных критериев, соответствие которым необходимо для получения водительского удостоверения.
Согласно статье 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 327 УК РФ уголовно наказуемым деянием являются подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях; подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов; приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей.
Таким образом, размещение в сети «Интернет» информации о возможности приобретения водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством, без какого-либо обучения в соответствующих образовательных учреждениях, а также получение водительского удостоверения лицам, лишенными права управления транспортными средствами, действительно может нарушать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, суд приходит к выводу, что информация, распространяемая посредством сети «Интернет» и размещенная на Интернет сайте http://kaluga-tyt.prava-online.net является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем заявленные административные требования прокурора Козельского района Калужской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Козельского района Калужской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта http://kaluga-tyt.prava-online.net, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области для включения сайта: http://kaluga-tyt.prava-online.net, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд Калужской области в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: