Судья Пестриков В.В. Дело № 12-176/2018
РЕШЕНИЕ
13 июня 2018 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрев жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на постановление судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми,
установил:
постановлением судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 07 мая 2018 года Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и ему на основании пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, указывая на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Черкасову О.В., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений Правил дорожного движения в Российской Федерации должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, утвержденному Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст, предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, являясь ответственным за выполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения на автодорогах общего пользования в границах муниципального образования муниципального района «...» в нарушение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, допустило нарушение правил содержания проезжих частей на автодорогах общего пользования в границах муниципального образования муниципального района «...» в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно: по автодороге «....» в черте населенного пункта отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением пункта 4.6.11 ГОСТа 52766-2007, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 года.
Факт совершения административного правонарушения и вина Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 03 апреля 2018 года; актом № 5 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 07 февраля 2018 года, согласно которого на автодороге «... километр от автодороги <Адрес обезличен> в черте населенного пункта, в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение; фототаблицей к акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги; письмом ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Коми» № 04/883 от 21 февраля 2018 года, из которого следует, что право на оперативное управление на автомобильную дорогу «Подъезд к с. Ижма» за Учреждением не зарегистрировано; положением о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми; Уставом ГКУ Управление автомобильных дорог Республики Коми»; сведениями из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которого право оперативного управления на автомобильную дорогу «... не зарегистрировано; и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, что свидетельствует о необоснованности доводов жалобы об отсутствии события административного правонарушения.
Довод автора жалобы о том, что Министерство не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являются несостоятельным.
Согласно перечню государственного имущества Республики Коми, передаваемого в оперативное управление Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» входит автодорога «... (пункт 142) (л.д. 48).
Решением № 1 от 01 января 2015 года и актом приемо-передачи право оперативного управления на указанную автодорогу переданы Дорожным агентством Республики Коми ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Вместе с тем, из сведений, имеющихся в материалах дела, следует, что в отношении рассматриваемой автодороги право собственности не зарегистрировано, также не проведена регистрация перехода права оперативного управления на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Положением о Министерстве строительства и дорожного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28 августа 2017 года № 456 установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящими в государственной собственности Республики Коми.
Для реализации этих задач, Министерство исполняет государственные функции, в том числе: обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; принимает меры по организации дорожного движения, в случаях предусмотренных законодательством, разрабатывает и утверждает перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности, управляет и распоряжается автомобильными дорогами.
Пунктом 49 главы III указанного Положения о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми установлено, что при государственной регистрации права государственной собственности Республики Коми на автомобильные дороги, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки под ними, а также на земельные участки, изъятые в установленном порядке для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми Министерство выступает от имени Республики Коми.
Нормами статьи 299, пункта 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены специальные правила в отношении недвижимости, право оперативного управления, на которую подлежит государственной регистрации.
Данное вещное право возникает с момента регистрации и может подтверждаться только государственной регистрацией такого права.
Таким образом, поскольку право оперативного управления на автомобильную дорогу «...» может возникнуть у ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» с момента государственной регистрации этого права, вывод судьи районного суда о том, что Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является правильным. Не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ ввиду несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
На основании положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, судья районного суда снизил размер административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Каких-либо аргументов, опровергающих выводы, изложенные в обжалуемом постановлении судьи районного суда о виновности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в его совершении вменяемого правонарушения, жалоба не содержит
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления судьи, не установлено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление судьи является законным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром